2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
Основная категория – самодеятельное общество.
Творчество – преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества – и процесс, и результат. Творческая деятельность – только процесс.
Научная систематизация СКД опирается на многокритериальный подход, потому, что являет собой сложное культурное явление.
В сфере социально-культурного творчества выделяют:
Социальная сфера. На основании критерия ведущего интереса в ней существуют политические, экономические, экологические, педагогические, психологические, этнические объединения (все, что связано с взаимодействием людей).
Сфера художественного творчества:
а) художественная самодеятельность в области производства художественной культуры. Подразделяется на организованную (хоры, ансамбли, творческие коллективы, самодеятельные театры и т.п.) и неорганизованную (любители пения, рисования и т.п.)
б) самодеятельность в области потребления художественной культуры. Также подразделяется на организованную (художественно-критическую – клубы, худ.критики; художественно-исследовательскую) и неорганизованную (зрители, слушатели).
Самодеятельность - активность личности, направленная на самосовершенствование, самореализацию своих творческих потенций, добровольная, формально нерегламентированная непрофессиональная деятельность по удовлетворению своих интересов и потребностей.
Одним из видов самодеятельности является художественная самодеятельность - форма реализации творческих потенция социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и художественных способностей.
Самодеятельность подразделяется и по жанровой структуре:
Самодеятельность, ориентированная на виды и жанры искусства (музыка, танец, живопись, театр).
Самодеятельность, ориентированная на фольклор и прикладные виды творчества.
Самодеятельность, которая не имеет аналогов ни в фольклоре, ни в профессиональном искусстве (дискофиерия, «Сам себе режиссер»).
Распределяют самодеятельность и по критерию единства характера творчества: авторскую и исполнительскую.
естественно-научного, естественно-технического творчества, творчества в сфере современных технологий
Дифференциация осуществляется на основании критерия ведущего интереса деятельности (по предметной сфере – авиа, компьютерное творчество и т.д.)
Существуют разновидности, которые трудно отнести к одной из сфер (прикладное творчество - создание предметов художественного творчества, но в то же вр. и технич. тв-во – ложки, матрешки. Дизайн – и технич. и художеств. сфера и т.д.)
Социально-психологические типы самодеятельных обществ:
Клуб. Возникает естест. путем (не клуб как учреждение). Признаки клуба как соц.-псих. общности:
- отсутствие инструментальных целей, приоритет мотивов к отдыху, развлечению;
- отсутствие строгой иерархической структуры, свобода от отношений «руков-ва – подчинения»;
- примерно один социальный и интеллектуальный статус уч-ков (социогенная природа клубного общения – равенство);
- уединенное от посторонних место сбора, клуб – закрытая общность;
- отрицат. отношение к чужим, нет борьбы с ними, клуб не агрессивен.
2. Коалиция. Эта разновидность досуговых общностей имеет четко обозначенные цели; формально, а иногда документально закрепленные связи между участниками; ярко выраженные инструментальные (предметные) отношения (напр., клуб горнолыжников – по соц.-псих. природе это коалиция).
3. Клуб – коалиция (промежуточный, нестойкий вариант). Отличие от клуба: открытость; стремление сформировать цели, программу действий. Доминирует мотивация развлечения, приоритет связей по горизонтали.
4. Клика – группа с общими интересами, но связи базируются на личной зависимости, занимающих в иерархии более низкие ступени. Состав подбирается не по личным качествам, а по критерию личной преданности (напр., различные политизированные объединения).
5. Секта – единство ценностей; психологич. зависимость от лидера; экспансия в плане завоевания пространства к лидеру (энергетика идет внутрь). М. быть и худож.-творч. Объединения, психол. Клубы.
6. Банда – м.б. и в политике, и в эк., и в соц. сфере (расширительное толкование). Признаки:
- приоритет связей по вертикали, обладающих большой степенью жесткости;
- отношения замыкаются на лидере (он персонифицирован всегда);
- трехступенчатая иерархич. структура банды: лидер и его ближ. окруж. = участники = молодежь (в открытых условиях; это опред. резерв);
- сплоченность (блокирует нерешительность, неопределенность); - агрессия к чужим;
- завоевание и охрана территории.
7. Коллектив. Теория коллектива была основополагающей в отеч. Педагогике (Макаренко, Сухомлинский). Критика теории К. – Азаров. Макаренко: банде м. противостоять только К. Два аспекта коллектива:
- это формализованная, жесткая система; - эта система отвечает интересам тех, кто внутри нее.
Признаки коллектива:
= социальная и личностная значимость цели (д.б. баланс);
= ценностно-ориентационное единство по отношению к базовой системе ценностей (отличие от секты – все д. думать одинаково); = психол. совместимость (общность взглядов, доверие, загруженность коллективной деят.); = самоорганизованность группы – развитая формальная структура;
= развитая система внешних связей.
Коллектив создается в результате соц. –псих., педаг. усилий, все ост. – спонтанно!!
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.