logo search
Istoria_Iskusstv1sem

27. Два направления развития скульптуры классического периода Древней Греции (Скопас. Пракситель).

Скопас насыщал свои произведения большим драматизмом, стремился к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний человека. Герои Скопаса, подобно героям высокой классики, воплощали совершенные качества сильных и доблестных людей. Но порывы страсти нарушали гармоническую ясность образов, придавали им патетический характер. Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала - бронзы. Мрамор позволял передавать тонкую игру света и тени, разнообразные фактурные контрасты. Отказавшись от традиционного для греческой классики стиля, основанного на идее гармонии и спокойствия, Скопас ввёл в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей. Для этого он использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов (глубоко посаженные глаза, морщины и т. п.). «Менада» («Вакханка», ок. 350 г. до н. э), фриз Галикарнасского мавзолея с изображением битвы греков с амазонками. Афродита, Арес, Асклений, Афина-вакханка.

Пракситель в своем творчестве обратился к образам, проникнутым чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Изобразив гармонически развитых, прекрасных героев, Пракситель также обнаружил связь с искусством высокой классики, однако и его полные грации и тонких чувств образы утратили героическое жизнеутверждение и монументальное величие. С наибольшей полнотой мастерство Праксителя раскрывается в мраморной группе «Гермес с Дионисом». Праксителя интересовало особое очарование мечтательного настроения, которое он умел вкладывать в свои статуи путём придания мягкой плавности их движениям и необычайной трактовкой обнажённого тела.

Пракситель создал новый идеал женской красоты, воплотив его в образе Афродиты. Статуя «Аполлона Сауроктона» — изображение изящного мальчика-подростка, который целится в бегущую по стволу дерева ящерицу.