logo search
Конспект к экзамену_4 семестр_2 курс_Синтез зву

29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.

Музыкальные фонограммы для фильмов представляют собой законченные и, чаще всего, продолжительные записи, соответствующие определенным частям фильма. Важнейшая вещь здесь – это совпадение начала и конца музыки с началом и концом кадров, к которым привязана эта музыка. Распространенным явлением в кинопроизводстве является использование в записи специально написанных композитором фрагментов, исполняемых симфоническим оркестром. Обычно запись таких фрагментов в студии осуществляется с одновременным показом изображения на экране. Осложнения при монтаже могут возникнуть, если режиссер фильма вносит в фрагмент изображения монтажные правки уже после записи музыки, исполняемой “живым” оркестром: кинопленка становится длиннее или короче оркестровой фонограммы, музыкальные акценты, привязанные к определенным моментам действия, перестают с ними совпадать и т.д. Запись живого оркестра стоит не дешево (в отличие от синтезаторной музыки, заполонившей саундтреки фильмов), поэтому все же стоит и после перемонтажа изображения использовать такую фонограмму – она принесет живость и свежесть в саундтрек. При сложных монтажных операциях на этом этапе неоценимой будет помощь композитора, написавшего эту музыку. В зависимости от содержания сцены, музыкой можно “наехать” из какого-то звука (самолет, поезд, водопад), который замаскирует наезд музыкального фрагмента. Рациональная расстановка шумовых фонограмм на различных треках компьютерной программы значительно облегчает сведение звукового сопровождения фильма.

Шумы подразделяются на 3 группы: синхронного действия, закадровые и фоновые. В кадре проехал автомобиль, хлопнула дверь, разбилась упавшая на пол чашка – это звуки синхронного действия, т.к. они привязаны к определенным предметам и действиям с ними. Монтаж таких звуковых фрагментов требует точной синхронизации: цокот копыт должен совпадать с положением ног лошади, замок должен щелкнуть одновременно с закрытием двери и т.д. Иное дело – закадровые шумы, выполняющие смысловую и эмоциональную функции. Некоторые закадровые шумы следует точно расставлять в саундтреке фильма. К ним относятся звуки, на которые реагируют актеры в кадре: раздался телефонный звонок - к нему потянулась рука. К фоновым шумам относят непрерывные звуки, такие как шум дождя, стук железнодорожных колес, шум ветра и др. Такие фонограммы подкладывают на весь отрывок изображения, которому они предназначены, причем с небольшими захлестами в начале и конце для плавного “входа” и “выхода” фонограммы в (из) фрагмента.