29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.
Музыкальные фонограммы для фильмов представляют собой законченные и, чаще всего, продолжительные записи, соответствующие определенным частям фильма. Важнейшая вещь здесь – это совпадение начала и конца музыки с началом и концом кадров, к которым привязана эта музыка. Распространенным явлением в кинопроизводстве является использование в записи специально написанных композитором фрагментов, исполняемых симфоническим оркестром. Обычно запись таких фрагментов в студии осуществляется с одновременным показом изображения на экране. Осложнения при монтаже могут возникнуть, если режиссер фильма вносит в фрагмент изображения монтажные правки уже после записи музыки, исполняемой “живым” оркестром: кинопленка становится длиннее или короче оркестровой фонограммы, музыкальные акценты, привязанные к определенным моментам действия, перестают с ними совпадать и т.д. Запись живого оркестра стоит не дешево (в отличие от синтезаторной музыки, заполонившей саундтреки фильмов), поэтому все же стоит и после перемонтажа изображения использовать такую фонограмму – она принесет живость и свежесть в саундтрек. При сложных монтажных операциях на этом этапе неоценимой будет помощь композитора, написавшего эту музыку. В зависимости от содержания сцены, музыкой можно “наехать” из какого-то звука (самолет, поезд, водопад), который замаскирует наезд музыкального фрагмента. Рациональная расстановка шумовых фонограмм на различных треках компьютерной программы значительно облегчает сведение звукового сопровождения фильма.
Шумы подразделяются на 3 группы: синхронного действия, закадровые и фоновые. В кадре проехал автомобиль, хлопнула дверь, разбилась упавшая на пол чашка – это звуки синхронного действия, т.к. они привязаны к определенным предметам и действиям с ними. Монтаж таких звуковых фрагментов требует точной синхронизации: цокот копыт должен совпадать с положением ног лошади, замок должен щелкнуть одновременно с закрытием двери и т.д. Иное дело – закадровые шумы, выполняющие смысловую и эмоциональную функции. Некоторые закадровые шумы следует точно расставлять в саундтреке фильма. К ним относятся звуки, на которые реагируют актеры в кадре: раздался телефонный звонок - к нему потянулась рука. К фоновым шумам относят непрерывные звуки, такие как шум дождя, стук железнодорожных колес, шум ветра и др. Такие фонограммы подкладывают на весь отрывок изображения, которому они предназначены, причем с небольшими захлестами в начале и конце для плавного “входа” и “выхода” фонограммы в (из) фрагмента.
- 4 Семестр, 2 курс.
- 1. Предпосылки возникновения искусства кино.
- 2. Переход от немого к звуковому кино.
- 3. Развитие кино в Украине.
- 5. Виды звука в фильме: речь, музыка, шумы, пауза.
- 6. Образность звуков в искусстве кино.
- 7. Основные принципы соединения (синтеза) звука и изображения.
- 8. Многоплановость звука и изображения.
- 9. Основные методы синтеза звука и изображения.
- 10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.
- 11. Ассоциативное соединение звука с изображением.
- 12. Функции речи.
- 13. Речь, как ведущий элемент звукового сопровождения фильма.
- 14. Шумы в фильме.
- 15. Тишина (пауза) в фильме.
- 16. Функция музыки в фильме.
- 17. Функция иллюстративности музыки в фильме.
- 18. Взаимосвязь музыки и движения фильме.
- 19. Формы музыкально-зрительного монтажа (соединения).
- 20. Музыкальный и речевой баланс.
- 21. Принципы монтажа в кино.
- 22. Требования к монтажу фонограмм.
- 23. Звук в качестве монтажной связки.
- 24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».
- 25. Синхронный и асинхронный вид монтажа.
- 26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.
- 27. Монтаж шумов c изображением.
- 28. Стыковка реплик при монтаже фонограмм.
- 29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.
- 30. Особенности киномузыки.