3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
КДД является элементом соц.жизни общества. Поэтому использование подходов к анализу КДД является правомерным, ибо мы имеем дело с соц.фактом – можно представить все виды деятельности КДД как соц.факт. Социальные методы для изучения КДД:
Метод получения первичной информации: опрос, наблюдение, эксперимент и др.
Метод обработки полученных данных
Метод анализа полученных данных: статистический, математический
Метод получения первичной информации:
методы получения целевой информации
опросные методы: анкетирование, интервью;
социометрия – для изучения первичных социальных групп, аспект взаимодействия личности с др.личностями;
фокусгруппа – активно используется в маркет. исследованиях СКД, выявление мнения, оценочного суждения об услуге и товаре. Целевая информация – ответ на конкретную сферу.
методы констатации фактов и описание ситуации
наблюдение, контент – анализ. Инструменты – анкеты, опросный лист, анкета м.б. раздаточной, почтовой, прессовой;
интервью – свободное (оговаривается тема)/фокусированное (оговорены общие вопросы)/формализованное – типа опросного листа, заполняется интервьюером)
метод наблюдения
естественный/лабораторный (естественный – в естественных условиях)
открытый/ полускрытый/скрытый/ (отк – видит объект, знает цель, полуск – видит, не знает цель)
включенный/не включенный
формализованное
частично формализованное по степени формализации результатов
свободное наблюдение
наблюдение содержит субъективную оценку. Цель наблюдателя – свести к минимуму субъективную оценку: дневники наблюдателя, пометки.
контент-анализ – метод изучения документов. Общественное сознание часто отражается в текстах. Исследование текстов может осуществляться:
- традиционный способ – чтение выделения существенных моментов
- контент – анализ – появился в нач. 20 в.
О. Конт – основатель социометрии в сер 19в. Контент – анализ (контент – содержание) строится на выделении ключевых моментов - качественных характеристик. Для проведения контент – анализа составляются словник, где выделяются единицы анализа и понятия индикаторы и таблица подсчета смысловых единиц.
метод эксперимента:
Эксперименты м.б. различны по содержанию и структурным характеристикам. По содержанию: констатирующий – фиксирующий социальные факты в эксперимент.условиях; формирующие – цель – формирование определенных качеств, навыков, принципов поведения, ценностей. Для эксперимента создаются условия, где фиксируются ряд фактов для целей исследования: фиксируются переменные факты, которые должны меняться в ходе эксперименты, нейтральные существуют, но влияние не оказывают с т.з. исследования; вводные (экспериментальные) факторы – вводятся в экспер.ситуацию. По трем категориям фактов осуществляется анализ экспериментальной ситуации. С т.з. организации Э.м.б.:
- линейные эксперименты – контрольные и экспериментальные группы выступают в одном лице Проводятся замеры по показателям на начало и конец Э. по ходу Э. также
- параллельные – проводятся в разных группах в контрольной и экспериментальной. Замеры и в тех, и в др.группах. Э.группы они подобны – репрезентативны – отражают структуру друг друга (по полу, возрасту и др.). результаты Э. не всегда соответствуют заданным гипотезам. Есть прямые результаты, которые прогнозируются и побочные – которые возникли неожиданно.
Соц.методы позволяют констатировать ситуацию, прогнозировать, выявлять причинно-следственные связи возникновения проблем и существенны для этой сферы.
В СКД используются общенаучные методы обработки информации и анализа:
- статистический анализ, когда группируются определенные хар-ки по статистическим критериям;
- анализ информации м.б. в зависимости от целей исследования СКД.
Любое соц.исследование предполагает составление специальной программы исследования – система теоретических положений, описывающих логический ход исследования и определяющий ведущие категории в исследовании. В основе – проблема, рождающая соц.конфликт. сформулировав проблемы, нужно ориентироваться на соц.фат касается соц.групп. Д.б. социальная проблема. Проблема д.б. научно обоснована.
Проблема
Цель
Задачи
Объект
Предмет
Интерпретация основных понятий
Системный анализ объекта
Гипотеза
Методы исследования
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.