68. Искусство Флоренции 2 пол. XV в. Творчество Мазаччо.
Искусство Флоренции последней трети 15 века отмечено чертами аристократизма и рафинированной утонченности. Теперь художественные вкусы определяет кружок гуманистов, поэтов и художников, группирующихся при дворе Лоренцо Великолепного. В эти годы появляются произведения искусства, созданные не для широкого круга зрителей, но для ценителей и знатоков, которые могут разобраться в тонкости редкого литературного сюжета и оценить изысканность формы. Флоренция стала ведущим центром итальянского Возрождения.
Новые веяния в изобразительном искусстве раньше всего проявились в скульптуре. Мастера Раннего Возрождения большое внимание уделяют изображению нагого тела, передаче движения, используют мотивы античной классики. В скульптуре получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистический портретный бюст, конный монумент. Во главе мастеров стоял скульптор Донателло. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органичную цельность тела, его тяжесть, массу (Давид).
Наибольшее влияние на европейскую культуру имела флорентийская художественная школа и её лидер — крупнейший итальянский художник середины XV века Сандро Боттичели. Кроме того в то время творили, Пьеро делла Франческа (Бичевание Христа)
Реформатор итальянской живописи эпохи Возрождения.
Поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего мира. Впервые ввел воздушную перспективу.
"Изгнание из рая" - впервые в живописи обнажил фигуры, мощное моделирование боковым светом.
Мазаччо — итальянский живописец. Несмотря на небольшую продолжительность своей жизни, он показал себя первостепенным мастером, оставил в своих произведениях образцы, по которым учились позже Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Главные из этих произведений — фрески, написанные в капелле Бранкаччи, в церкви святой Марии дель Кармине, во Флоренции, рядом с фресками Мазолино. Они изображают «Изгнание Адама и Евы из земного рая», «Крещение, совершаемое апостолом Петром» и др. Чудо с динарием
Фигуры Мазаччо — совсем особые. Тяжелые, материально осязаемые, крепко стоящие на ногах. Одеяния фигур падают спокойными, пластически выразительными складками, полностью растворившими в себе последние отголоски линейной стилизации. Художник видит в фигуре лишь главное, основное, все второстепенное он отбрасывает. Отсюда его художественный язык приобретает такую концентрацию. Так обобщенно воспринимать натуру умел лишь Мазаччо. В этом отношении показательна трагическая фигура Магдалины. Опустившись на колени перед крестом в сцене «Распятие», она в отчаянии простерла руки. Весь ее образ выражает в предельно лаконичной форме крик души. Не менее выразителен грустный и одинокий Иоанн. Его голова бессильно склонилась, руки с трудом ее поддерживают.
Мазаччо никогда не форсировал в лицах «портретное» начало, чем так увлекались позднейшие кватрочентисты. В его лицах при всех их индивидуальных оттенках есть всегда что-то общее. Это уравновешенные, уверенные в себе люди, скромные и разумные, с высоко развитым чувством моральной ответственности. В них ясно выражена моральная подоснова человеческой природы, о которой так много писали флорентийские гуманисты. У них простые, крестьянского склада лица, лишенные столь ценимой позднеготическими живописцами «миловидности». В них преобладают плавные, изогнутые линии, пришедшие на смену грациозной готической заостренности. Чем-то эти лица отдаленно напоминают творения Джотто. Но это мир несоизмеримо более реальный и с гораздо большим количеством индивидуальных оттенков.
Создав с помощью перспективы трехмерное пространство, Мазаччо тем самым создал для фигур широкое поле деятельности, где они могли полностью утвердить свою индивидуальность. Трехмерное пространство явилось естественной предпосылкой для трехмерной трактовки фигуры. Такова была неотвратимая логика нового, реалистического языка. И здесь Мазаччо пришла на помощь светотень. Не бледная, аморфная, скользящая по поверхности формы, а сильная, энергичная, как бы взрывающая плоскость углублениями и выпуклостями. Достаточно бегло взглянуть на плащ апостола Павла, чтобы понять интенсивность мазаччевской светотени. Благодаря ей фигуры обретают те «ценности осязаемости», о которых так убедительно писал Б. Бернсон и которые стали в какой-то мере отличительной чертой всей флорентийской школы.
- 1. Теории происхождения искусства.
- 2. Классификация искусств.
- 3. Станковое и монументальное искусство.
- 4. Виды изобразительного искусства.
- 5. Скульптура как вид искусства.
- 6. Первобытное и традиционное искусство.
- 7. Жанры изобразительного искусства.
- 8.Синтез искусств.
- 9. Первобытное искусство. Периодизация и основные произведения
- 10. Наскальное искусство
- 11. Мегалитические сооружения.
- 12. Периодизация культуры Египта. Формирование характерных черт египетского стиля.
- 13. Искусство Древнего Царства. Реалистические черты в портретном искусстве.
- 15. Художественный синтез в искусстве древнего Египта.
- 16. Развитие монументальной скульптуры Древнего Египта.
- 17. Искусство Нового Царства. Масштабность монументального строительства.
- 18. Искусство времени Ахетатона (небосклон/горизонт Атона)
- 19. Искусство Двуречья. Общая характеристика. Основные произведения.
- 21. Кносский дворец
- 22. Архаическое искусство. Создание ордерной системы.
- 23. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись.
- 24. Греческая скульптура классического периода.
- 25. Искусство Греции 5– 4 вв. До н. Э. Создание классического художественного стиля.
- 26. Сооружения Акрополя и их скульптурное убранство. Синтез скульптуры и архитектуры.
- 27. Два направления развития скульптуры классического периода Древней Греции (Скопас. Пракситель).
- 28. Индивидуализация образа, психологизм (Лисипп), и идеализация образа (Леохар).
- 29. Искусство Эллинизма – конец 4 –1 вв. До н. Э. Общая характеристика. Основные произведения
- 30. Пергамская школа.
- 31. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения.
- 32. Характерные черты римского искусства. Общая характеристика. Основные произведения.
- 33. Искусство Рима республиканского периода 5–1 вв. До н. Э. Влияние этрусского и греческого искусства.
- 34. Искусство римской империи.
- 35. Раннехристианское искусство как переходной этап от античных к средневековым традициям. Формирование основных типов храма.
- 36. Искусство Западной Европы VII – X вв.
- 37. Романский стиль в искусстве Западной Европы. Общая характеристика, основные произведения.
- 38. Проблема синтеза искусств в Романской архитектуре.
- 39. Готика в искусстве Западной Европы. Общая характеристика, основные произведения
- 40.Книжная миниатюра в искусстве средневековья.
- 41. Готика во Франции. Характер синтеза искусств.
- 42. Витраж в искусстве Готики
- 43. Периодизация византийского искусства. Основные произведения.
- 44. Символика храма. Храмовое пространство и его декоративное оформление
- 45. Византийское искусство XI – XII вв. Общая характеристика. Основные произведения.
- 46. Синтез искусств в Византийском храмовом зодчестве
- 47. Влияние исихазма на икону Византии и Др. Руси.
- 48. Монументальная живопись Древней Руси
- 49. Сравнительная характеристика Софийского собора в Киеве, Новгороде и Полоцке.
- 50. Искусство Древней Руси периода феодальной раздробленности. Формирование местных школ зодчества и иконописи.
- 51. Искусство Полоцкого княжества
- 52. Архитектурные школы XII в. На территории Беларуси. Общая характеристика.
- 53.Композиция, символика, худ. Особенности высокого иконостаса
- 54. Образ Матери Божией в иконописи.
- 55. Творчество Феофана Грека.
- 56. Творчество Андрея Рублева. 15-ый век
- 57. «Троица» Андрея Рублёва
- 58. Творчество Дионисия.
- 59. Искусство Италии доренессанского периода.
- 60. Этапы развития итальянского искусства эпохи Возрождения. Основные произведения.
- 61.Проторенессанс (13-14вв)
- 62. Творчество Джотто.
- 63.Сиенская живописная школа.
- 64.Флорентийская живописная школа 15 в.
- 65. Раннее возрождение 15 в. Общая характеристика. Основные произведения.
- 66. Творчество Сандро Боттичелли.
- 67.Творчество Андреа Мантенья. (1431-1506)
- 68. Искусство Флоренции 2 пол. XV в. Творчество Мазаччо.
- 69.Пьеро делла Франческа. Разработка проблем колористики и световоздушной перспективы в его творчестве.
- 70. Высокое возрождение.
- 71.Образ мадонны в искусстве Ренессанса.
- 72.Архитектура эпохи возрождения. Общая хар-ка. Основные произведения.
- 73.Скульптура эпохи Возрождения.
- 74. Творчество Леонардо да Винчи.
- 75. “Тайная вечеря” Леонардо
- 76.Творчество Рафаэля Санти
- 77. Станцы Рафаэля.
- 78. Творчество Микеланджело.
- 79. Микельанджело-скульптор.
- 80. Росписи Сикстинской капеллы Микеланджело.
- 81. Сравнительная хар-ка образа Давида (Донателло, Вероккьо, Микельанджело).
- 82. Венецианская школа живописи
- 83. Творчество Джорджоне.
- 84. Творчество Тициана.
- 85.Северное возрождение. Общая характеристика. Основные произведения.
- 86. Характерные особенности ренессанса Нидерландов
- 87. Гентский алтарь братьев Ван Эйк.
- 88. Творчество Босха.
- 89. Творчество Питера Брейгеля
- 90. Характерные особенности ренессанса Германии
- 91. Творчество Дюрера.
- 92. Характерные черты французской культуры XV – XVI
- 93. Творчество Эль Греко