20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
Традиции – исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, передающиеся из поколения в поколение обычаи, ритуалы, взгляды, чувства людей. Духовный мир человека необычайно сложен – это традиции, ритуалы, нормы, ценности, творения, вещи и т.д. В этом бытии накоплены представления о мире, которые складывались на протяжении столетий существования человека. Большую часть внутреннего мира человека занимает система ценностей, норм, обычаев.
Традиция составляет в культуре центральное звено. Традиция как форма социального наследования, моментами которой можно считать обычай и обряд, и вообще культура, принципиальна и консервативна: ведь ее смысл состоит в трансляции сквозь времена с помощью примера, показа и языка специфических форм опыта каждой социальной общности. В категории традиция фиксируются моменты стабильности, устойчивости в сущности каждой конкретной культуры – то, что делает культуру каждый раз тождественный себе. По сути дела отказ от традиций и есть смена культурных ориентиров, смена культур. Основа социальной динамики – смена традиций, ломка, преодоление культуры. Сложный сам по себе, этот процесс направляется мощными стимулами, лежащими вне культуры. Вместе с тем это внешнее воздействие должно проявляется во внутренних механизмах и фермент культурной динамики составляет процесс смены социальных идеалов происходит на высших этажах здания культуры.
Проблема глобализации – угроза нац. самобытности и нац.-культ. традициям.
Ариарский: Нет оснований полагать, что в условиях глобализации нельзя сохранить ценности национальной культуры и верность нац. традициям. Примером конструктивного решения вставших проблем может служить СКД; при профессиональном, научном подходе к решению сложных проблем духовной жизни можно успешно использовать положительные аспекты глобализации и сохранить при этом нац.-культ. самобытность.
Традиция как основополагающий принцип функционирования культуры была реализована в древневосточных обществах.
Основная масса культурного пласта формируется на протяжении многих веков. Традиционное общество противопоставляется современному. В любом случае, любая культура, основанная на новациях не мыслит себя без традиции. Не случайно, одной из основных функций культуры является функция трансляции, передачи социального опыта, информативная функция. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического процесса. Эта функция проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и передачи информации, ведь не случайно культура считается коллективной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах (памятниках литературы, искусства, религии и т.п.)
Ариарский: принципиально важно не только сохранять и возрождать лучшие национально-культурные традиции, но и реализовывать инновационные возможности К., преобразовать ее репродуктивную доминанту в креативную, созидающую, способную активно воздействовать на всестороннее развитие Об.
Сегодня в России привычная реальность, отраженная в традициях высокой духовности, патриотизма и соборности, «дереализовалась», и задача СКД в том, чтобы вернуть веру в безграничные потенции своего народа, стимулировать его культуросозидающую активность.
Одна из ведущих сфер прикладной К. связана с сохранением нац.-культ. наследия, с сохр. и развитием культурной среды, несущей в себе черты духовности, созидания, толерантности и милосердия.
Прикл. К. призвана в этой связи:
= помочь россиянам осознать значимость их историко-культ. наследия;
= способствовать широкой пропаганде нац.-культ. наследия, привлекать разные группы населения к постижению фольклорного искусства и празднично-обрядовой К. народов России;
= донести до сознания подлинное богатство русского языка как языка межнационального общения народов Р. и носителя их лучших духовных традиций;
= на примере Палеха, Гжели, Хохломы, Мстеры, уральских самоцветов, вологодских кружев, сибирской резьбы по дереву и иных шедевров прикладного искусства проиллюстрировать богатство и разнообразие традиц. народного творчества, вызвать интерес к нему у детей и молодежи.
P.S. Рассматривая вопрос о преемственности и взаимодействии культур, надо быть предельно осторожным, дабы не давать примитивных оценок культурного наследия, а с другой стороны, не утверждать принцип саморазвития культуры, когда культура превращается в независимый ни от каких процессов поток. В развитии культуры закон преемственности играет чрезвычайно важную роль, но его действие носит не абсолютно, а относительно самостоятельный характер.
Преемственность в развитии культуры может быть следующей:
непрерывная; это преемственность в развитии культуры быта, особенно в так называемых традиционных обществах; примером непрерывной преемственности может служить развитие языка;
- прерывная; наиболее ярким примером прерывной преемственности является западно–европейское Возрождение – не простое продолжение античных социокультурных традиций, а именно о возрождении их после более или менее продолжительной полосы забвения;
непосредственная преемственность предполагает возрождение наследия, являвшегося результатом исторического развития непосредственно данного региона;
опосредованная преемственность заключается в своеобразном отклике культуры одной страны на культурную революцию у более древних соседей.
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.