2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
Термин «Риторика» родилось очень давно (или ораторское ис-во) риторика – это речь. Речь – ср-во достижения цели, но не сама цель.
Риторика (Ораторское ис-во) – теор.наука. кот., имеет свою методологию, теорию, практику, методы, ср-ва, содержание, цели. Это вспомог.наука, она пользуется полями других наук – лит-ра, философия, рус.яз., истоиря, эстетика и др.
Человеческое познание проявляется в разных формах, сущ-ют две разновидности: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная.
Худ-ая часть риторики – это там, где риторика пользуется устным материалом. Ех: поэзия, и др. Риторика породила много стилей: светский, деловой, бытовой, разговорный, газетно-публицистический (сочетание умения писать и говорить)
Принципы ораторского ис-ва:
1. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. При этом необходимо учитывать аудиторию. Аудитория – кратковременная общность людей объединенных:
- наличием мотива посещения учреждения или мероприятия
- воздействием одной и той же информацией
- занятостью одной и той же деятельностью
- наличием непосредственных межличностных контактов
- одновременностью присутствия в одном и тем же месте.
2. Активное сотворчество в ходе диалога или беседы
3. Индивидуальный подход к собеседнику (состояние психологической заразительностью)
4. Прямая межличностная связь (обратная связь, ответы на вопросы)
5. Дифференцированный подход к различным социально-экономическим, социально-психологическим и социально-демографической категориям населения
6. Системный подход к отбору методов, средств и форм информации и просвещения.
Диалог требует от оратора обширных познаний в области философии, истории, законодательства и литературы с тем, чтобы он мог перенести обсуждение любого вопроса в более высокие сферы, а не ограничиваться узко юридическими проблемами. «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении».
ИПД – это целенаправленный процесс, отбора, переработки и распространения информации, процесс формирования инф.среды и инф.пространства, процесс отбора наиболее эффективной формы инф.взаимодействия.
У ораторского искусства и информационно-просветительской деятельности (ИПД) культурно-просветительных учреждений могут быть общие воспитательные задачи, которые предусмотрены гражданским правом, неприкосновенностью личностью.
Оратор может показать проблемы в тексте, ИПД – в мероприятиях.
Единство целевой установки оратора и ИПД сформулировать личность, пригодную для жизни в данном обществе, выбираем инф материал, через который можно показать данную проблему.
Общим является наличие обратной связи как способ налаживания контакта с аудиторией. Важной является опора на практический опыт – это способ ассоциативного мышления.
Общим является и идентичность всех просветительских форм (информация, лекция, рекламная акция).
СКД является одной из 3 дисциплин, лежащих в основе ораторского искусства, наряду с педагогикой и психологией. Педагогика при подготовке ораторского выступления отвечает на вопросы: Зачем? Как? Почему?
Психология изучает интерес, запрос, потребность аудитории для расчета уровня психологического интереса.
Ораторы используют СКД скорее в теории.
Различия: у ИПД работников больше изобразительных средств (там, где оператор скажет, соц-культ работник может показать). Частные методики проведения праздника разные. Частные методики СКД шире, больше изобразительных средств.
Различия в средствах:
У оратора – интонация, модуляция голоса, невербальные средства (жесты), аудио-видеотехника, наглядные средства (натуральные, объемные, плоскостные, аудиовизуальные.
Выбор методики зависит от опыта, от компетентности, от содержания, от аудитории.
Формула подготовки общая: цель – педагогический процесс – результат.
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.