18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
21 век открывает перед человеком самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов (интернет и т.п.), но как бы не раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальные институты, которые издавна занимаются информационно-просветительной деятельностью и будут заниматься ей и в дальнейшем, изменяя формы и методы работы.
Научно-технический прогресс вносит в деятельность этих центров культуры существенные коррективы. Значительно возрастает роль культурно-просветительной деятельности как связующего звена, объединяющего интересы, с одной стороны, организации СКД, как достаточно замкнутой информационной системы, и, с другой стороны, интересы общества в целом, без удовлетворения культурных потребностей которого существование СКУ бессмысленно.
ИПД – это целенаправленный процесс:
отбора, переработки и передачи информации;
процесс, изучающий сущность, принципы и условия формирования информационной среды;
процесс, выявляющий закономерности, содержание, формы и методы эффективной организации информационного взаимодействия.
Содержание ИПД определяется как адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения.
Содержание ИПД ориентировано на личность и направлено на:
развитие природных особенностей человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать, развивать);
развитие его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, специалистом в определенной эмоциональной сфере – программа воспитания Петербуржца);
развитие свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
Содержание ИПД определяется:
культурно-исторической ситуации (хар–ся как становление развития информационного общества)
существующая, разработанная модель культурного образованного человека задает содерж-е ИПД.
На всех исторических этапах есть своя модель:
в античности – спартанская модель;
в древнем Китае – конфуцианство и т.п.
Модель, разработанная советом Европы, включает:
политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность участвовать в принятии решений, в функционировании и развитии демократических институтов.
межкультурные компетенции, т.е. понимание различий уважения друг друга, диалог культур (формирование развитее толерантности – терпимости)
коммуникативной компетенции – культура общения, взаимодействия, использование средств коммуникации как вербальных, так и невербальных
компетенция, связанная с возникновение информационного общества, владение новыми технологиями, критическое отношение к СМИ
компетенции, связанные с образовательной деятельностью (современный человек включен в систему непрерывного образования)
ИПД следует рассматривать как одно из средств формирования гармонично развитой, общественно активной личности. В рамках этой деят. должно соединяться общее и проф. развитие чел., совершенствование его как участника общ. производства, субъекта общ. отношений и дух. жизни общества.
В число основных социальных функций ИПД входят:
компенсаторная функция (выполнение недостатков базового образования),
адаптирующая функция (оказание человеку помощи в его приспособлении к изменяющейся действительности),
креативная функция (обогащение творческих способностей человека, обеспечивающее его более активное включение в деятельность по преобразованию окружающей среды).
Принцип – это руководящая идея, исходное положение какой-л теории и науки.
Под принципом отбора содержания понимаются основные требования, кот. следуют профессионалы в ее организации.
Принципы отбора содержания и форм ИПД – наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе отбора тех или иных форм информационно-просветительной деятельности и определяющие направленность и характер их содержания.
Среди них можно выделить:
принцип актуальности;
принцип целенаправленности (четко ставить цель, выстраивая задачи, методы д/достиж-я);
принцип непрерывности процесса информирования и просвещения (должен вестись постоянно);
принцип доступности,
принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества,
принцип развития инициативы и самодеятельности,
принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения (принцип дифференц-го подхода (всегда ориентир-ся на целев. ауд-ю, учит-ть хар-ки ауд-ии));
принцип активизации ауд-ии;
принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры,
принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;
принцип эстетизации общественной жизни.
Сложившаяся в настоящее время социально-культурная ситуация определяет пути обеспечения коренного совершенствования содержания и форм деятельности культурно-досуговых учреждений в области информации и просвещения, которые видятся:
в отказе от сложившейся системы агитационно-пропагандистской работы и переходе к информационно-просветительской деятельности, основанной не на передаче директивных установок, а на удовлетворении, педагогической коррекции и непрерывном возвышении реально проявляемых информационно-познавательных интересов и потребностей разных групп населения (деполитизация, ориентация на личность, на интерес, запрос, социальный заказ, на дифференцированный подход).
в максимальном развитии стабильных форм информационно-просветительской деятельности, обеспечивающих эффективность непрерывного просвещения;
в широком внедрении элементов информирования и просвещения в комплексные формы культурно-досуговой деятельности»
в ориентации центров досуга на приоритет местной информации в системе своей просветительной деятельности.
Формы ИПД. Форма – это способ организации содержания. Существуют разные подходы к классификации форм. Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы.
Исходя из цели и направленности ИПД, выделяют группы форм:
Формы преимущественно информационного характера (лекция, экскурсия, выставка, презентация, мастер-класс, консультация). Цель - проинформировать аудиторию, сообщить ей сведения, факты о том или ином событии. Целевая аудитория – эпизодическая, смешанная.
Формы преимущественно просветительской направленности – абонементные формы, цикловые формы – лектории (лектории в Эрмитаже, в Русском музее и т.п.), чтения (Кантовские чтения), народный или открытый университет, школы (школа молодых мам, школа юннатов и т.п.), семинары, мастер-классы, общественные объединения. Целевая аудитория – постоянная, групповая. Цель – дать систему знаний, расширить кругозор.
Формы, активизирующие личность. Все диалоговые формы – диспуты, дискуссии, ток-шоу, олимпиада, турниры, смотры, фестивали, ярмарки идей, аукцион знаний. Цель – формирование и развитие социально-культурной активности, познавательная активность личности. Аудитория – постоянная, групповая, целевая.
Познавательно-развлекательная форма. Викторины, тематические дискотеки и т.п. Цель – развлекаясь, познавай. Аудитория – смешанная, эпизодическая.
Существуют и особенности в выборе тех или иных форм информационно-просветительной деятельности в работе конкретных культурно-досуговых учреждений. Единство информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемый в условиях особой нравственно-психологической ситуации экскурсии, порождается атмосферой высокой духовности и чувством сопричастности посетителя к непреходящим ценностям культуры.
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.