logo search
Istoria_Iskusstv1sem

46. Синтез искусств в Византийском храмовом зодчестве

Живопись. С усилением роли церковного интерьера в византийском храме формировались новые принципы синтеза искусств, воплощенные в стенных и плафонных росписях. Постепенно сложилась иконография Священного писания. В дальнейшем иконографические типы и композиции превратились в утвержденные официальной церковью каноны.

Излюбленной техникой стенной живописи Византии стала мозаика. Живописный принцип античной мозаики, рассчитанной па слияние отдельных цветовых пятен в зрительном восприятии, получил здесь дальнейшее развитие.

Наряду с цветными камнями мозаичисты употребляли смальту (кубики из окрашенных стеклянных сплавов), отличающуюся глубиной и звучностью тонов. Краски в мозаиках вспыхивают, сверкают, как в драгоценных камнях. Золотые фоны создают ощущение праздничности и отрешенности от реальной жизни. Высота их различна, и кубики, расположенные на вогнутой поверхности сводов, неровные, все это способствует впечатлению мерцающей среды. Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их эволюции дают памятники Равенны. Основной формой станковой живописи в Византии была иконопись, значение ее возросло в послеиконоборческий период.

Однако в иконном образе человек изображался как бы в потустороннем, утратившем земную оболочку священном образе. Индивидуальные черты заменялись канонизированным ликом святого, который обусловливался иконографическими правилами. Шедевр византийской живописи— икона Владимирская богоматерь, иконографического типа «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери).