Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?
Развитие культуры человечества подошло к существенной рубежной черте, в начале III-го тысячелетия человечество оказалось перед лицом глобального выбора – в каком направлении двигаться человечеству, как будет выглядеть типология мировых культур в будущем, на каких принципах и началах должно строиться взаимодействие между культурами? Попытки ответа на этот вопрос представлены в разнообразных культурологических моделях и теориях. Среди них можно выделить теории единой цивилизации и «столкновения» цивилизаций.
Сам термин цивилизация (от лат. сivilis – гражданский, государственный) был введен в 18 веке французским экономистом В. Мирабо. В 19 веке появилось понимание цивилизации как своеобразной второй ступени в истории общества, следующей за дикостью и варварством. Именно такой смысл понятию цивилизация придал знаменитый американский антрополог, один из создателей теории эволюционизма Льюис Морган.
Впоследствии утвердилось 3 подхода к пониманию термина:
стадиальный подход (цивилизации являются этапом прогрессивного развития всего человечества как единого целого);
локально-исторический (цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования);
унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое).
Современная трактовка понятия цивилизация также неоднозначна. Однако многие культурологи сходятся в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достижением человечества, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.
В основе социокультурной теории единой цивилизации лежит идея о постепенном движении всех стран мира к единому политическому, социальному и экономическому строю – либеральной демократии. Подобный строй уже достигнут на Западе, а когда его достигнут остальные страны мира (по мере их либерализации), то мир превратиться в единое общество, единую цивилизацию.
Теория единой цивилизации обращает внимание на наиболее значимые сферы культуры (прежде всего политическую и экономическую), которые объединяют страны мира в единое сообщество, усиливают их взаимосвязь, стирают границы между ними. Такой процесс в современном мире получил название глобализации. Глобализация основывается на таком видении современного периода, согласно которому в настоящее время получает наибольшее признание и распространение западная модель политического и экономического устройства. Происходит активная «вестернизация» мира (т.е. копирование западной культуры другими странами).
Хотя теория единой цивилизации признает важность в политической и экономической жизни религии и национализма, которые порождают социокультурные различия между странами, однако предполагает, что по мере укрепления либерализма они перестанут быть помехой.
Другое, не менее интересное видение современности и ближайших перспектив развития человечества предложил американский ученый, профессор Гарвардского университета Самуэль Хантингтон. В 1996 г. он опубликовал книгу «Схватка цивилизаций и переустройство мирового порядка». Центральная идея книги – будущее человечества предопределяет конфронтация цивилизаций.
Таких главных цивилизаций он насчитал 4 (китайская, индийская, мусульманская и западная). Возникли они на основе мировых религий. Современная западная христианская цивилизация, оставаясь пока экономически наиболее мощной, воспринимается другими цивилизациями как чрезмерно агрессивная. Однако, по мнению Хантингтона, мощь Запада постепенно убывает, в результате чего происходят неумолимые и фундаментальные изменения в балансе сил цивилизаций. На фоне этой убывающей мощи набирают силу другие цивилизации и, прежде всего, – исламская.
Ислам – самая молодая их трех мировых религий (возникает после буддизма и христианства). Она формируется на юго-западе аравийского полуострова в области Хиджаз в 7 в. н.э. Сегодня ислам исповедуют около 1, 5 млрд. человек в мире.
Основателем ислама является пророк Мухаммед, родившийся около 570 г. в аравийском городе Мекка. Около 610 г. он ощутил пророческий дар, после чего выступил с проповедью веры в Единого Бога (Аллаха) – совершенного и всемогущего, который передает свою волю через избранных им пророков. Себя Мухаммед называл «печатью пророков» – последним из пророков, через которых Аллах передал людям свою волю. Исламская традиция рассматривает Мухаммеда как совершенного человека. Жизнь его – предмет тщательного изучения и подражания (ведь Мухаммед непогрешим: согласно легенде, еще в младенчестве ангелы вскрыли ему грудь и очистили сердце от скверны).
Созданная Мухаммедом община мусульман («покорных Богу») стала основой сформировавшейся впоследствии всемирной исламской общины – уммы. Одновременно умма положила начало государственному образованию, объединившему в 7 – 8 вв. территории нескольких современных арабских государств на основе веры и политики – Арабскому халифату.
Священная книга мусульман – Коран (знающий Коран наизусть носит почетное звание хафиз). Он состоит из 117 сур, которые составляют для мусульман Священное Писание. (Большинство сур состоит из фрагментов откровения, зачастую тематически не связанных между собой). Помимо Священного Писания ислам обладает и Священным Преданием – примером, или сунной Посланника Аллаха. Это собрание рассказов из жизни Мухаммеда: различаются поступки Пророка, его высказывания и молчаливое одобрение, с которым он встречал некоторые поступки и речи окружающих.
Догматической и ритуальной основой ислама являются 5 столпов веры:
исповедание веры (в исповедании веры формулируются два основных догмата ислама – исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммеда; произнесение исповедания веры обязательно для каждого мусульманина);
молитва (Мухаммедом назначено 5 ежедневных обязательных молитв);
пост (в течения 30 суток месяца рамадан взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от пищи и питья, вдыхания табачного дыма, употребления благовоний и духов, плотских отношений и т.д.);
обязательная милостыня (закят) – буквально «закят» означает «очищение», «закят» выплачивается подоходно взрослыми дееспособными мусульманами;
паломничество в Мекку (хадж) – каждый правоверный мусульманин, имеющий для этого физические и материальные возможности, хотя бы раз в жизни обязан совершить паломничество в священный город Мекку.
К пяти столпам веры прямо не относится, но непосредственно связана с ними важная обязанность мусульман – джихад или борьба (за веру). Джихад подразделяют на несколько видов: «джихад сердца» (борьба со своими собственными недостатками), «джихад языка» (разрешение одобряемого и запрет порицаемого) и «джихад меча» (вооруженная борьба с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство).
Наряду с основными правилами ислама, от правоверного мусульманина требуется так же соблюдение не менее важных норм бытовой жизни (например, обрезания, особенностей бракосочетания, особенностей погребения, а так же существенных пищевых запретов и т.д.).
Неразделенность светской и духовной власти в исламской общине потребовали включения в ислам помимо вероучительной и обрядовой, так же и нравственно – правовую основу, получившую название шариат. Шариат включает религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания.
Отличительной особенностью ислама является отсутствие института церкви. В первые века ислама конфессиональная и государственная организации совпадали: халиф являлся главой общины и светским правителем. Однако и впоследствии институционализированное духовенство было для ислама нехарактерно. Имамом (т.е. предстоятелем на молитве) может быть любой мусульманин, лучше других знающий Коран. Руководство религиозной жизнью мусульман в пределах конкретного региона (часто – государства) обычно сосредоточивается в руках наиболее авторитетных священнослужителей (избираемых из числа имамов или назначаемых светской властью).
Во второй половине 7 в. формируются два основных течения в исламе – суннизм и шиизм. Шииты выступают за наследственную передачу власти в странах ислама прямым потомкам пророка. В противоположность им сунниты выступили за избрание халифа всей общиной вне зависимости от родства с пророком. К настоящему времени течение суннитов более распространено – они составляют около 90 % всех мусульман.
В начале ХХ века большой размах в мусульманском мире приобретает движение за реформацию ислама, представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного развития. Мусульманские общественные деятели выдвигают идею исламского пути развития как единственно правильного и единственно приемлемого для стран, в которых распространен ислам. На основе этой идеи формируются концепции «исламского государства», «исламской экономики», «исламского социализма» и исламизации. Так, концепция «исламского государства» подразумевает воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в которой осуществляется безусловный приоритет духовной власти над светской; экономика, морально-правовые отношения в обществе регулируются в соответствии с предписаниями шариата. Мероприятия по реализации идеи «исламского государства» осуществляются как «сверху» – путем законодательного введения тех или иных норм (напр., в Пакистане – официальное введение закята, в Иране – провозглашение исламского правления), так и «снизу» – в результате давления религиозно-политических организаций.
Под «исламизацией» подразумевается процесс расширения числа последователей ислама, который искусно стимулируется деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров.
В предыдущих главах мы уже обращались к характеристике основных положений и мировоззренческих особенностей таких мировых религий как буддизм и христианство; не менее важно для современного человека (хотя и проживающего в немусульманской стране) знать и особенности третьей мировой религии – ислама. Ведь именно религиозные отличия, служащие фундаментом мировосприятия, культурных особенностей, даже менталитета народа, по мнению С. Хантингтона, лежат в основе конфронтации, свойственной цивилизациям будущего.
В целом, согласно прогнозу американского ученого, мир будущего отличает следующее:
центральной осью мировой политики станет конфликт между Западом и остальными цивилизациями;
внутренне расколотые страны (составленные из разных цивилизаций – например, Россия) обречены на развал;
эффективные международные институты будут складываться внутри, а не вне цивилизаций;
нереальна парадигма «универсальной цивилизации».
Таким образом, будущее человечества, по Хантингтону, можно охарактеризовать как мрачное. Оно неизбежно будет сопровождаться не сотрудничеством, не культурным взаимопроникновением, а «схваткой», конфронтацией цивилизаций.
Обе концепции – единой цивилизации и «столкновения» цивилизаций, притягивающие сегодня внимание не только специалистов в области культурологии, но и всех, кому не безразлично будущее человеческого общества, – отражают реальные тенденции развития современного мира. Мир становится все более единым, но в то же время сохраняется его многообразие. Аргументы в пользу мировой цивилизации приводятся веские, и их нельзя сбросить со счетов, однако говорить о единой цивилизации, по крайней мере, преждевременно, а может быть и невозможно.
Исторический опыт свидетельствует: жизнь человека многообразна и многовариантна. Культура человечества есть творчество и созидание, а ее развитие идет не по пути упрощения и унификации, а все большего усложнения, плюрализма и увеличения многообразия.
Вопросы для обсуждения:
Литература
Данным понятием древние греки характеризовали процесс подготовки граждан в древнегреческом полисе; в узком смысле – это воспитание и образование, в широком – просвещение, культура в целом.
1 В качестве обозначения определенной области знания термин эстетика был введен немецким философом Баумгартеном.
Артефакт культуры – результат человеческой деятельности, объекты, созданные не природой, а человеческой деятельностью.
Культура как воспитанность (этикет), как качественная характеристика различной деятельности (культура речи), как материально-духовная основа жизнедеятельности конкретного историко-археологического периода (мустьерская культура) и т.д.
Семиотика – это наука о знаковых системах; у истоков ее изучения стоит известный лингвист и философ Фердинанд де Соссюр.
Пример – дорожные знаки, знаки пиктографического (рисуночного) письма.
Знаки могут подразделяться на несистемные и системные. Последние не функционируют независимо друг от друга, а образуют систему, правила которой определяют закономерности их построения. Примером системных знаков могут служить буквы, дорожные знаки и т.д.
Так, используя метафору «девица идет, как белая лебедь плывет» поэтически передается большой объем информации – о плавности и красоте походки, горделивой осанке и т.п., перечисление этих характеристик средствами обыденной разговорной речи заняло бы больше времени и потребовало бы привлечения многих слов.
Лучшие представители искусства модернизма никогда не декларировали отказа от традиции. Они могут своеобразно интерпретировать ее, но влияние ее часто проявляется в их произведениях.
Донор – та культура, от которой передается культурное содержание, реципиентом является принимающая «чужое» содержание культура.
Примером может служить негативная реакция примитивных культур на контакт с цивилизацией.
Подробнее познакомиться с идеями типологии культуры Н.Данилевского и О.Шпенглера вы можете в соответствующих разделах предлагаемого учебно-методического пособия.
Проблема восприятия мира в его противоположностях исследуется такими известными культурологами как Леви-Строс (Структурная антропология), Леви-Брюль (Сверхъестественное в первобытном мышлении), а так же русскими учеными Ивановым и Топоровым в кн. «Славянские языковые моделирующие системы».
Младшая Эдда – Л., 1970, с.32-33.
См., например, Э.Кассирер «Техника современных политических мифов», Кара-Мурза «Манипуляция сознанием».
Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. – М., 1986 с.19.
Композиция, изображенная на плато Тессили в Сахаре.
Находка в гроте Лортэ.
От слова «мегалит» – большой камень.
В скобках указаны аккадские имена тех же божеств.
По своим характеристикам божества Вавилона во многом напоминают таких же полностью очеловеченных богов античной Греции, хотя античные боги – создание намного более позднее.
Традиция связывает их название с царствовавшей в 9 веке до н.э. царицей Семирамидой, но реально созданы они в 6-м веке до н.э. при Навуходоносоре – II.
«Младшая Авеста» предсказывала гибель мира и страшный суд через 3 тыс. лет.
Сын Исиды и Осириса Гор (в переводе – сокол) символически побеждает силы мрака, и после отца остается царствовать на Земле.
Главный смысл пирамиды («дома вечности») – сохранение своего следа на земле, поддержание связи прошлого и будущего. Смысл обряда погребения так же поддерживал эту идею: тело фараона бальзамировалось и располагалось в специальном помещении пирамиды (так как обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела).
Мусульманский период развития Индии формируется уже после 6 в. н.э., поэтому в предложенной лекции не рассматривается, поскольку представляет основу культуры Индии не на древнем, а на средневековом этапе.
Индра, Варуна, Агни; бог Яма (владыка царства мертвых) бог ветра Ваю, дождя Парджанья, грозы Рудра Демоны (асуры) – дайтви и данавы, затем акшасы, пишаги и мн. др
Религия трактовала болезни как кару за грехи, тем не менее развивалась диагностика, хирургия, фармацевтика. Среди известных за пределами своей страны древнеиндийских медиков должны быть названы Джавака (5-4 в. до.н.э) и Чарака (1 в. н.э.). При операциях индийские врачи использовали свыше 200 различных инструментов, применяли обезболивание.
Наиболее почитаемыми аватарами в вишнуизме являются персонажи индийского эпоса – Рама и Кришна, одним из аватаров считается так же Будда.
Мандала - колесо времен (круг, вписанный в квадрат, который тоже вписан в круг), объясняющее взаимосвязь Вселенной и человека.
Более древние божества в традиционных культурах Востока – собственно олицетворение природных сил (напр., Небо в Древнем Китае, Ра – солнце в зените – у древних Египтян), по мере развития культур боги все чаще приобретают вначале зооморфный облик (египетский Гор), а затем и антропоморфный (например, Азриман, Ахурамазда в зороастризме).
Древнейшие мифы о лабиринте (скорее всего, Кносском дворце), его искусном строителе Дедале (и его сыне Икаре), страшном чудовище Минотавре, поселенном в Лабиринте, относятся к временам существования цивилизаций Эгейского мира.
Города-государства – полисы - преобладали в архаический и классический периоды древнегреческой культуры.
Судьба в мифологии древних греков персонифицирована в образе мойр (дочерей Зевса), которые ткут нить человеческой жизни.
Рационализм – уверенность в силах и могуществе человеческого разума, вера в разумное устройство мира, способность человека осмыслить мироздание.
Принцип «золотой середины» подробно рассматривается древнегреческим философом Аристотелем.
Равновесие чувств и разума должно наладиться в гармоническом единстве, и гарантом этого равновесия выступает воля. Умение контролировать волей свои чувства и поведение стало важной идеально-нормативной характеристикой человека.
Посейдон и Аид имеют свое «место жительства» и к числу олимпийских богов не относились.
Знаменитый философ Ф.Ницше назвал Сократа отцом европейского рационализма.
В произведении «Поэтика» Аристотель пишет об очищающем (катартическом) действии трагедии.
Существенно то, что легенда о происхождении Рима и римлян ведет их родословную от защитников Трои, тем самым связывая римлян с далекими и великими цивилизациями Эгейского мира.
В результате заговора нобилитета Цезарь был убит. В 320 г до н.э. племянник Цезаря Октавиан провозглашается императором Августом; время правления Августа (до 14 г н.э.) называют «золотым веком» римской культуры.
Например, от этрусков римляне заимствовали «римские» цифры, гладиаторские бои, даже латинский алфавит имеет этрусское происхождение.
Предложенная Птолемеем геоцентрическая система мироздания фактически до открытий Галилея и Коперника оставалась базовой в понимании мира.
Имя Минервы восходит к древней богине этрусков Менрве, соответствовавшей греческой богине мудрости Афине.
Предполагалось изначально, что это не обожествление реального правителя, а скорее поклонение его духу-покровителю, однако настораживает сам способ обожествления путем консекрации. Консекрация – постановление Сената об обожествлении цезаря; первое решение Сената по этому поводу вынесено в отношении Юлия Цезаря.
Этим объясняется тот факт, что каждая семья, отдавшая девочку в весталки, гордилась своей избранностью, а после окончания службы Весте многие ее жрицы выходили замуж, принося благость в дом своего мужа.
Триумфальные арки создавались в честь побед римского войска и утверждения в мире могущества Рима. Арки богато украшались рельефами, отражавшими сцены сражений и подвигов римлян.
Прямоугольное здание, в котором портик с колоннами помещался только со стороны фасада, а не на каждой стене, как у греков.
Шмеман А. Исторический путь православия.
Кафолическая Церковь (христ.) – греч. «целая», «вся», «вселенная»; общее наименование Христианской Церкви. В православном Символе веры слову «кафолическая» соответствует «соборная». («Соборный» значит собранный из множеств в единство, единый во множестве, всеединый).
Патристика (от лат.patres – отцы, подразумевается - отцы церкви) – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских писателей 2-8 вв. Патристика выполняла по преимуществу апологетические (от греч. apologeomai – защищаю) функции.
Схоластика (от лат. schola – школа) – средневековая философия в Европе 11-14 вв., стремившаяся дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Основная идея схоластики – «рациональное» обоснование религиозных догм путем применения логических методов доказательства.
Афон (Святая Гора) – знаменитая гора на полуострове Айон-Орос в Греции. Афон – уникальная «республика», население которой составляют монахи разных национальностей (болгары, сербы, румыны, грузины, русские, греки). Еще до VII века он стал местом поселения многих монахов. В царствование же императора Константина Погоната (668-685 гг.) полуостров был отдан во владение монахам. На нем возникло множество монастырей. До сих пор на Афоне существую болгарский монастырь Зограф, сербский – Хиландар, грузинский – Иверон, русский – Св. Пантелеймона. В православном мире нет более прославленного места монашеской жизни, чем Афон.
Его памяти посвящено второе воскресение Великого Поста.
К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги; корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие.
Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека// Эстетика Ренессанса. М., 1981.Т.1.С.113.
Делится на 4 этапа: Проторенессанс (вт.пол. XIII – XIV вв.), Раннее (почти весь XV в.), Высокое (конец XV – нач. XVI в.), Позднее (конец XVI в).
Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990.
Это явление было названо выдающимся философом А.Ф.Лосевым «обратной стороной титанизма». Ренессансный титанизм имел «… свою отрицательную сторону, свое плохое и вполне уродливое проявление, которое, однако, в сравнении с пророками и уродством других исторических эпох часто бессознательно, а часто и вполне сознательно связывало себя именно с этом принципиальных индивидуализмам, что не могло не приводить к стихии безграничного человеческого самоутверждения и, следовательно, к самооправданию в неимоверных страстях, пороках и совершенно беззастенчивых преступлениях» (Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.)
На сегодняшний день часть ученых считает, что портрет Моны Лизы не что иное, как автопортрет самого художника.
Апокалипсис — завершающая книга Нового Завета, символически описывающая конец света и второе пришествие Христа.
Порозовская Б. Д. Мартин Лютер // Ян Гус. Мартин Лютер. Жак Кальвин. Торквемада. Лойола: Биогр. очерки. — М., 1995.
Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991.
Порозовская Б. Д. Мартин Лютер // Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биогр. очерки. - М., 1995.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произвед. М., 1990.
Меркантилизм (производное от итал. mercante – торговец) – хозяйственная практика, опиравшаяся на представление о приведенной в разумный порядок торговле, которая рассматривалась как основной источник «богатства нации» и «перводвигатель» развития экономики.
Экспериментом называется изучение объекта в искусственных условиях, созданных заранее и под контролем экспериментатора. К особенностям эксперимента как метода исследования относят его многократную воспроизводимость, возможность обнаружения таких свойств объекта, которые нельзя наблюдать в естественных условиях, возможность изолирования объекта от влияния случайных обстоятельств.
Стиль – художественная система, отличающаяся единством образных принципов и приемов художественного языка.
Э. Тайлор Первобытная культура. – М., 1989, с. 10.
Э. Тайлор Первобытная культура. – М., 1989, С.13
Цит. по Першиц А.И. – предисловие к книге Тайлора «Первобытная культура» - М., 1989.
Фрид. Ницше. Сочинения в 2-х томах. М., 1996, т.1. с.70.
Фрид. Ницше. Сочинения в 2-х томах. М., 1996, т.1. с.86.
Еврипид – античный поэт, автор многих известных античных трагедий.
Фрид. Ницше. Сочинения в 2-х томах. М., 1990, т.1. с.115.
Фрид. Ницше. Сочинения в 2-х томах. М., 1990, т.1. с.129.
Свасьян К.А. Предисловие к изданию Ф. Ницше. Сочинения в 2-х томах. М., 1990, т.1. с.12
«Радикальным сомнением во всех ценностях ниспровергнуть все оценки, чтобы расчистить дорогу» - великая борьба за освобождение людей от власти духов и социальных авторитетов.
Все беспрерывно возвращается, это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении – высшее понимание сути мира.
По мнению Фрейда, сексуальная жажда и страсть переносятся в мир воображаемых отношений небесного отца и детей, потусторонних супругов и любовников, и дают жизнь отношениям мистической связи, религиозного восторга и любви.
Электра - персонаж античного мифа, убившая свою мать из мести за отца.
Подробнее с идеями Н. Данилевского можно познакомиться в главе 15. «Русская философия культуры».
О. Шпенглер «Закат Европы», т.1 - М., 1993г.
Если предыдущие культуры на данный момент уже не существуют, то западноевропейская (фаустовская) по Шпенглеру продолжает свой путь, находясь в полосе заката.
Душа культуры проявляется, по мнению Шпенглера, через прасимвол культуры, т.е. «способ протяженности», который выбирает данная культура.
Прасимволом «русскости» по мнению Шпенглера служит бесконечная равнина.
По мнению Шпенглера, существует столько же моралей, сколько и культур, поэтому общечеловеческой морали не существует.
По мнению Шпенглера, дрезденский Цвингер – самый совершенный музыкальный отрывок во всей мировой архитектуре, орнаменты его звучат как благородная старая скрипка.
О. Шпенглер «Закат Европы», т.1 - М., 1993г.
Цит. по Гайденко П.П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К.Ясперса. – в кн. Человек и его бытие как проблема современной философии. М, 1978.
Бог для Ясперса - тот, кто постоянно стимулирует человеческое творчество и придает ему направленность к абсолютным ценностям.
* Из «Устава Союза писателей СССР», 1934 год.
* Лаптёнок А. С. Нравственная культура общества: преемственность и новации. Мн., 1999., с. 79
* Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам: дасьледзіны беларускага сьветагляду. Мн., 1993., с. 8
* Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Т.1. М., 1993., с. 154
Термин постсовременная культура применяется в культурологи, философии культуры конца 20 века, для обозначения новой культурной ситуации, существенно отличающей культуру первой половины 20 века от культурной реальности второй половины 20 - начала 21 веков.
Постнеклассическая наука ориентирована на общемировые программы, решение которых возможно только на основе интеграции разных областей научного знания – примером таких программ может служить «геном человека», экологический мониторинг, изучение открытых диссипативных систем (синергетика) и т.д.
Техногенной называется цивилизация, существование которой основано на развитии науки и внедрении техники во все сферы жизни, развитие техногенной цивилизации начинается с 17 века – века буржуазных революций и становления классической науки.
Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в ХХ век. – М., 1991, с.262.
Этимология слова китч имеет несколько версий – в английском и немецком вариантах от слов халтура, дешевка, «для кухни».
Массовая культура вообще предпочитает использовать такие жанры искусства, в которых процветают упрощенные версии жизни – мюзикл, детектив, вестерн и т.д.
Во всей нашей общественной жизни, пишет философ, «непрямые» действия подавлены: принцип «прямого действия» – в отношениях между мужчиной и женщиной реализуется как распущенность, в литературе – как брань и угрозы
Ортега-и-Гассет пишет: не верьте, когда кто-то говорит о какой-то «новой морали»; те, кто говорят о «новой морали», просто хотят сделать что-либо безнравственное и подыскивают как бы поудобнее протащить контрабанду.
Сходство между ними, как считает философ, определяется типичными чертами: склонность делать из игры и спорта главное занятие в жизни, культ тела – гигиенический режим, щегольство в одежде, отсутствие рыцарства по отношению к женщине, флирт с интеллектуалами при пренебрежении к ним.
Проанализировав современные телепрограммы, можно обнаружить, что сцены насилия показываются в среднем с интенсивностью восемь эпизодов в час, а самая высокая частота таких показов попадает на мультипликационные фильмы!
Вдохновителями этих идеи в 60-е г. становятся известные поэты, философы и политологи - П. Суизи, П. Гудмен, Г.Маркузе, А.Уотс, А.Гинзберг и др.
Понятие маргинал (позднее маргинальная культура) было введено в 20-е годы ХХ ст. для объяснения культурного статуса эмигрантов.
Почти все авангардистские направления концептуально заявляли свои цели и задачи в виде манифестов. См. Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лит. XX в. М., 1986.
Под «постмодерном» принято понимать состояние культуры последней трети ХХ века, под «постмодернизмом» - диагностику этого состояния в философии, литературоведении, искусствознании, современных арт-практиках и т.д.
Лабиринт – образ-метафора постмодернизма, характеризующая хаотичное гипертекстуальное пространство современной культуры, где «нет центра, нет периферии, нет выхода» (У. Эко).
Формула исповедания веры такова: «Нет бога кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк его».
Согласно исламу, мужчина одновременно может иметь не более 4-х жен, причем к каждой обязан относится одинаково справедливо, каждую полноценно обеспечивать материально.
Пищевые запреты касаются вина, свинины, мяса хищных птиц, и всякого животного, заколотого не во имя Аллаха, т.е. не по мусульманскому обычаю.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?