logo
Культур(пособ

5.4 Особенности православного вероучения и культа.

Православие – восточная ветвь христианства, одно из трех основных направлений, наряду с католицизмом и протестантизмом. Официальное название – Греко-кафолическая (т.е. «вселенская») церковь. Происхождение термина «православие» часто связывают с понятием «ортодоксия», т.е. «правильная вера», «правильное прославление Бога». Православие не имеет единого всемирного центра, подобного Ватикану в католицизме, и единого главы. В отличие от Папы римского, Константинопольских патриарх сохраняет титул вселенского только традиционно и не имеет административной и духовной власти над другими православными церквями.

В настоящее время в мире существует 15 автокефальных (т.е. самостоятельных) православных церквей, имеющих общую систему догматов и в целом придерживающихся единообразия в богослужении. Вместе с тем, имеется и ряд различий между этими церквами в их внутренних порядках и в культе. С возникновением на территориях Восточной Европы новых суверенных государств в 90-х гг. ХХ в. стали возникать и новые церкви, однако не все они канонически признаны. Самой крупной из всех православных церквей является Русская православная церковь.

Догматически и обрядовые особенности православия оформились в VI–XI вв. в Византии. Основой вероучения православия признаны Святое Писание и Святое Предание (решения семи первых Вселенских Соборов, писания отцов церкви, жития святых, церковное право и т.д.). Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Отличительной особенностью православия является то, что оно со времени первых семи Вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению (в отличие от католицизма) и не отказалось ни от одного из них (в отличие от протестантизма). Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству. В православии отвергается ряд позднее принятых в католицизме догматов (о безгрешности Папы, о чистилище). Существуют свои отличия и в атрибутике и обрядности.

Православие опирается на совокупность догматов – неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из таких догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат боговоплощения и догмат искупления. Суть тринитарного догмата такова. Бог – не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве. Православие исходит из признания спасительной миссии Христа. Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына, являющегося вторым лицом троицы, а в воплощении и вочеловечении – Иисуса Христа. Христос тоже истинный Бог. Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрости.

Главной догматической особенностью православия является отрицание принципа «филиокве». Дух Святой в соответствии с восьмым членом символа веры, утвержденным Константинопольским собором в 381 г., исходит от Бога Отца. Но он равен Отцу и Сыну, является также истинным Богом. Православное вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о божьей благодати. Все эти догматы церковь объявляет безусловно истинными, авторитетными, непререкаемыми и неизменными.

Православие придает догматическое значение не только одному из важнейших таинств – крещению, но и всем другим (причащению, покаянию, священству, миропомазанию, браку, елеосвящению) и связанным с ними обрядами. Обряды и символы составляют содержание всей богослужебной практики или культа. Нужно выполнять ряд ритуалов: произносить молитвы, совершать крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, выслушивать поучения, участвовать в богослужениях. Одним из важнейших элементов православного культа являются праздники. Помимо самого торжественного из них, посвященного воскресению Иисуса Христа, – Пасхи – православная церковь торжественно отмечает двунадесятые и великие праздники, церковные и юбилейные памятные даты. В числе двунадесятых праздников отмечается Рождество Христово; Троица, или Пятидесятница, Сретение Господне, Крещение Господне (Богоявление), Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) и др. К числу великих праздников православная церковь относит Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Божьей Матери.

Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте общественно-исторические условия возникновения христианства.

  2. Каковы основные идейные источники раннего христианства?

  3. В чем заключаются особенности раннехристианского вероучения?

  4. Какие точки зрения существуют на историчность личности Иисуса Христа?

  5. В чем особенности формирования канона Нового Завета?

  6. Как проходило распространение христианства среди народов римской империи?

  7. Раскройте этапы становления епископальной церкви. Каковы основные причины официального признания христианства римскими властями?

  8. В чем состоит значение семи первых Вселенских соборов?

  9. Каковы условия и причины раскола христианства?

  10. Раскройте особенности православного вероучения и культа.

Литература

  1. Донини А. У истоков христианства. – М., 1989.

  2. Крывелев И.А. История религий. – М., 1975.

  3. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. – Мн., 1998.

  4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 1994.

  5. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М., 1990.

  6. Свенцинская И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989.

  7. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. – М., 1993–1995.

  8. Тальберг Н. История христианской церкви. – М., 1991.

  9. Хопко Ф. Основы православия. – Мн., 1991.

  10. Янг Дж. Христианство. – М., 2001.