logo search
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины

Предметдисциплины «Культурология» – изучение генезиса, функционирования и раз­ви­тия культуры как специфически человеческого способа жизни, раскрывающего себя исторически во всем многообразии проявлений про­дук­тив­но-твор­чес­ких сил и спо­соб­нос­тей человека.

Цель дисциплины «Культурология» заключается в фор­ми­ро­ва­нии у сту­ден­тов целостного представления о куль­ту­ре как результате аксиологического синтеза содержания различных отраслей гуманитарного знания и со­ци­аль­ных наук (философии, антропологии, психологии, социологии и т. д.).

Основными задачамидисциплины «Культурология» являются:

● раскрытие основ теории культуры, ориентация студентов на творческое освоение культурных ценностей;

● определение методов культурологических исследований;

● рассмотрение культурогенеза и ис­то­ри­чес­кой типологии культур;

● осуществление взаимодействия с дру­ги­ми науками, изучающими культуру;

● установление связей с вне­на­уч­ной системой знания культуры;

● исследование перспектив развития конкретных культур и пла­не­тар­ной цивилизации в це­лом.

В ре­зуль­та­те усвоения теоретического содержания курса студент должен:

1) знать:

● принципы функционирования и раз­ви­тия культуры как целостного общественного явления;

● значение и роль различных теоретических концепций (школ) в ис­сле­до­ва­нии культуры;

● основные понятия культурологии;

● методы культурологических исследований;

● типологию культур;

● место и роль России в ми­ро­вой культуре;

2) уметь:

● оперировать понятиями культурологии;

● разобраться в особенностях социокультурного развития в кон­тек­сте различных исторических эпох и выс­тра­ивать соответствующую им иерархию ценностей;

● ориентироваться в куль­тур­ной среде современного общества;

● отличать подлинные ценности культуры от их имитации;

3) быть способным участвовать в ди­ало­ге культур.

Нацеленность программы курса на формирование ценностного сознания студентов требует особого видения различных куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ких эпох. Эта задача достигается через рассмотрение человека как субъекта куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ко­го творчества, как личности, предстающей во всей полноте проявлений своей человеческой жизни и ут­вер­жда­ющей в своей деятельности абсолютные духовные ценности.