2.4. Культура и традиция
Традиция (от лат. traditio – передача, предание) понимается в самом общем смысле этого слова как совокупность элементов социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в определенных общественных классах и социальных группах в течение длительного времени.
Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.1
Традиции присущи всем формам культуры. Существуют научные, религиозные, национальные, моральные, трудовые и другие традиции. Благодаря этим традициям происходит развитие общества и его культуры. Следует подчеркнуть, что система традиций выражает целостность и устойчивость общественного организма. Вместе с тем культура не может существовать, не обновляясь. Поэтому единство традиции и новации (обновления, изменения) является универсальной характеристикой культуры. Различные соотношения традиций и обновления, творчества в культуре дают основания для классификации обществ на традиционные и современные: «В традиционных обществах традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в “первозданном” виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются или отрицаются. Например, в средневековом обществе главная задача художника состояла в отражении того, что уже произошло – священной истории, истории пришествия Христа на землю, его мук и смерти во искупление грехов человеческого рода, – того, что было зафиксировано в Библии. …В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. …Повтор, копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый – это всегда создатель нового»2.
В наше время стремительных перемен во всех областях общественной жизни заслуживает особого внимания метафизический аспект рассмотрения проблемы, а именно соотношения культуры и изначальной традиции как основы культуры. Эта традиция представляет собой совокупность знаний «нечеловеческих» происхождения и характера, передаваемых из уст в уста в течение тысячелетий и составляющих духовную основу как любого здорового общества, так и отдельного человеческого существа. Целью «традиционных» знаний является восхождение человека по космической лестнице до «отождествления» его с Абсолютом (Р. Генон). В этом традиция, как ее понимал французский мыслитель, полностью противоположна «мирским лженаукам», основанным не на Откровении, а на опыте, и стремящимся, самое большее, улучшить материальные условия жизни человека в этом мире, не задаваясь вопросом о его участи в иных мирах.
Исторический процесс, считает Р. Генон, состоит в неуклонном помрачении первозданных истин, на смену которым приходят соблазнительные и обманчивые идеи прогресса, всеобщего равенства и обоготворения тленной человеческой природы, приводящие, в конце концов, к торжеству отнюдь не гуманистических, а вполне сатанинских начал. По мысли Р. Генона, истинная реальность надчеловечна. Одним из проявлений этой надчеловеческой реальности в нашем мире служит наличие в нем одного или нескольких «духовных центров», где хранятся сокровищницы довременных, традиционных знаний. В начале нашего временного цикла (Манвантары), учит Р. Генон, эти святилища были относительно открытыми и доступными физическому восприятию; с течением времени неуклонный процесс духовного упадка, влекущий за собой разделение и помрачение во всех космических и человеческих сферах, обусловил все возрастающий разрыв между самой идеей традиции, теми, кто ее хранит, и теми, кому она предназначена. «Град бессмертия», который первоначально считался расположенным на Полюсе или на вершине символической «Мировой горы», превратился в подземное, потаенное святилище, таинственным образом скрытое от постороннего и враждебного взгляда. Традиция, по мнению Р. Генона, не может пресечься, прекратить свое существование, ибо все бури и катаклизмы истории не властны над ее божественной сутью. В каком‑то смысле традиция и есть «Агартха» – недоступная и недосягаемая.
В культурологическом контексте «недосягаемая Агартха» – это и есть сердце человеческое, а «Царь мира» – человек осознавший свою причастность ко всей полноте абсолютного бытия, человек, над которым не властны ни звери, ни люди, ни боги1. Очевидно, изначальную традицию можно рассматривать в качестве основы учения Д. Л. Андреева о вершинах метакультуры, ее небесных градах – «затомисах». Их, по Андрееву, насчитывается девятнадцать, в том числе –Небесная Россия: «Эмблематический образ: многохрамный розово-белый город на высоком берегу над синей речной излучиной.
Как и остальные затомисы, Небесная Россия, или Святая Россия, связана с географией трехмерного слоя, приблизительно совпадая с очертаниями нашей страны. Некоторым нашим городам соответствуют ее великие средоточия; между ними – области просветленно прекрасной природы. Крупнейшее из средоточий – Небесный Кремль, надстоящий над Москвою. Нездешним золотом и нездешней белизной блещут его святилища. А над мета-Петербургом, высоко в облаках того мира, высится грандиозное белое изваяние мчащегося всадника: это – не чье-либо личное изображение, а эмблема, выражающая направленность метаисторического пути. Меньшие средоточия рассеяны по всему затомису; среди них – и метакультурные вершины других наций, составляющих вместе с русской единый сверхнарод»2. Исследование соотношения культуры и изначальной традиции позволяет глубже понять метафизику истории, прийти к пониманию того, что «историческое» в культуре вводит в саму вечность, что оно вкоренено в вечности. В этом смысле «история не есть выброшенность на поверхность мирового процесса, потеря связи с корнями бытия, – она нужна для самой вечности, для какой‑то свершающейся в вечности драмы. История есть не что иное, как глубочайшее взаимодействие между вечностью и временем, непрерывное вторжение вечности во время. <…> Смысл этой истории, совершающейся в этом земном эоне, заключается в том, чтобы войти в какую‑то полноту вечности, чтобы этот эон, выйдя из состояния своего несовершенства, дефектности, вошел в какую‑то полноту бытия жизни вечной».3
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы