3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
Неотъемлемой частью первобытной культуры является мифология – совокупность повествований, отражающих представления о мире, природе и человеческом бытии. Мифы(от гр. mythos – слово, предание) и сказки различных народов представляют собой рассказы, повествующие о некоторых событиях природного и социального ряда: о происхождении вселенной и человека, о богах и героях, о появлении «культурных благ», например огня. Отказ мифу и сказке в том, что за описываемыми событиями стоит соответствующая реальность, а также приравнивание первого ко второй, имеющие место до сих пор, приводят, с одной стороны, к необходимости их сопоставления, а с другой – к осмыслению их отношения к реальности. Несмотря на кажущееся сходство мифа и сказки, их нельзя отождествлять в силу нескольких серьезных отличий.
Первое, и самое очевидное, отличие – по времени возникновения. Миф появился на заре человеческой истории, будучи одним из самых древних фольклорных образований. Сказка возникает гораздо позже мифа, однако он лежит в ее основании. Именно это обстоятельство, а также сегодняшнее восприятие делает возможным их смешение и даже отождествление. Второе отличие – по содержательному пространству. Кардинально разными оказываются места протекания в них событий. В мифе единый и, на первый взгляд, цельный мир, состоит из двух одновременно присутствующих миров, которые переплетаются и тесно взаимосвязаны: те и эти ситуации взаимообусловлены, а те и эти персонажи не могут обходиться друг без друга. В сказке двоемирие: мир привычный, земной и отделенный от него особый мир, который всегда где‑то далеко и до которого чрезвычайно трудно добраться. Следующее отличие – по функциям. Важнейшая функция мифа – регулятивная. Именно при помощи мифа регулируется деятельность человека в социально значимых ситуациях. Механизмом такого регулирования выступает ритуал, воспроизводящий в театрализованной форме события мифа и полностью отождествляющий при этом человека с мифологическими персонажами. Миф мало рассказывать, его надо показывать, тем самым усиливая его воздействие. Уже слово действует очень сильно, но ритуал выступает способом соединения двух миров – этого и «того» (мира духов, богов, умерших предков). Очищение мифа от ритуала ведет к его деформированию, превращению в сказку. Важнейшая функция сказки – воспитательная. Сказочное повествование всегда вращается вокруг явной борьбы добра со злом, которая может протекать в разных формах. Чаще побеждает добро и всегда присутствует основной морально-нравственный вывод: «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».
Наконец, кроме уже отмеченных отличий зафиксируем, что мифы, особенно древнейшие из них, своим содержанием отвечают на вопросы почему?изачем? Повествование при этом воспроизводит последовательный событийный ряд, который начинается с некоторой точки, принятой аксиоматически за точку отсчета, т. е. фактически миф рассказывает про то,как это было.
Мифологическое мировоззрение, являясь самым ранним по времени возникновения, представляет собой древнейшую систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, основанную не на теоретических доводах или рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании окружающей реальности. Миф есть способ познания и освоения природного мира и социальных процессов с помощью воображения, который не может быть проверен практикой. Этому способствует еще одна функция мифа – объяснительная (или познавательная). Миф объясняет все, для него нет ничего непознанного и необъяснимого. Отражение этой реальности происходит в символической форме. Считая, что самого себя он знает как ничто другое, человек отождествлял себя и окружающий мир. Отсюда символизм в изложении реальности, который практически полностью скрывает отображаемую реальность: вместо природных процессов – подчеркнутый антропоморфизм в виде, например, семейно-брачных отношений существ, олицетворяющих эти явления; вместо социальных явлений – символизирующие их персонажи. Например, группа древнеегипетских мифов о смерти Осириса, бога зерна и покровителя земледельцев, от руки брата его Сета, бога пустыни и покровителя кочевников-скотоводов, отражает реальное разделение труда на земледелие и скотоводство, со всеми вытекающими из этих видов человеческой деятельности характеристиками. Аналогичным по форме и отражаемому содержанию является миф о Каине и Авеле.
Таким образом, мифы особым образом фиксируют, описывают и объясняют реальность своего времени, и это объяснение в условиях архаического общества являлось достаточным (объяснено – значит познано). При этом реальность прикрыта формой, а форма, в свою очередь, весьма реалистична, являет собою также реальность, поскольку «списана» с реальных взаимоотношений реальных людей.
Сказка также отражает реальность. Возвращаясь к отличиям мифа от сказки, отметим, что действие мифа развертывается в географически знакомом пространстве, а сказки – «в некотором царстве, в некотором государстве», «в одном городе» и т. д. Однако в ней повествуется о привычных, известных для человека житейских ситуациях и реальных проблемах бытия. Особый волшебный мир помещается «за тридевять земель», куда надо «три года идти, железные башмаки стоптать», т. е. фактически, дойдя, уже совершить подвиг! А ведь все главные события и подвиги еще впереди! Где же реальность? В сказке отражаются реальное желание счастья, жажда справедливости, поиск красоты и истины и понимание сложности реализации этого, а также противостояние добра и зла в человеческой жизни и надежда на торжество добра.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы