1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
Известна прежде всего культурологическая модель Н. Я. Данилевского (1822–1885). Данилевский – автор оригинальной концепции культуры, изложенной им в книге «Россия и Европа». В основе этой концепции лежит идея обособленных, локальных «культурно-исторических типов». Если обратиться к биологической аналогии, культурно-исторический тип можно уподобить растению. Пальма не может расти на воронежском черноземе, а береза – в африканской саванне. Как и биологические виды, культурно-исторические типы проходят естественно предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Культурно-исторический тип эволюционизирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации. Данилевский выделил десять культурно-исторических типов: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский (или халдейский, или древнесемитический), 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравийский, 10) германо-романский. К ним, по Данилевскому, можно причислить два американских типа – мексиканский и перуанский, которые погибли насильственной смертью, не успев совершить своего развития. Качественно новым и перспективным с точки зрения истории типом Данилевский считал славянский культурно-исторический тип, наиболее адекватно выраженный в русском народе, воплощающем в себе мессианскую идею возрождения культуры.
Раскрывая самобытность славянской культуры, Н. Я. Данилевский исходит из следующих общих «разрядов культурной деятельности»:
1. Деятельность религиозная, объемлющая отношение человека к Богу, – понимание человеком судьбы своей как нравственно неотделимого от общих судеб человечества и Вселенной, т. е. народное мировоззрение не как теоретическое, более или менее гадательное знание, во всяком случае доступное только немногим, а как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека.
2. Деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека к внешнему миру, во‑первых,теоретическое – научное, во‑вторых, эстетическое – художественное, в‑третьих,техническое – промышленное, т. е. добывание и обработка предметов внешнего мира применительно к нуждам человека.
3. Деятельность политическая, объемлющая отношения людей между собою как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам.
4. Деятельность общественно-экономическая, собою отношения людей между собою не непосредственно как нравственных и политических личностей, а опосредовано – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания и обработки их.
По словам Н. Я. Данилевского, первые культуры (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская) были культурами подготовительными: «Они не проявили в особенности ни одной из только что перечисленных нами сторон человеческой деятельности, имели своей задачей выработать те условия, при которых вообще становится возможною жизнь в организованном обществе»1. Далее ученый пишет: «Цивилизации, последовавшие за первобытными, автохтонными культурами, развили каждая только одну из сторон культурной деятельности: еврейская – сторону религиозную, греческая–собственно культурную, а римская – политическую. Поэтому мы должны характеризовать культурно-исторические типы: еврейский, греческий и римский – именемтипов одноосновных»2. Европейский, или германо-романский, тип культуры Данилевский квалифицирует как двуоосновный политико-культурный тип с преимущественно научным и промышленным характером культуры. В заключение своей работы Н. Я. Данилевский выражает надежду, что славянский тип будет первым полнымчетырехосновным культурно-историческим типом3.
Концепция культуры русского символизма разрабатывалась И. Анненским, А. Белым, А. Блоком, Вяч. Ивановым и др. Для символистов мир культуры – это мир символов, соединяющих отвлеченные идеи о вечных духовных ценностях с конкретностью выразительного художественного образа. По мнению символистов, прежняя культура исчерпала себя, но конец цикла мировой истории – это не предвестие торжества хаоса, а символ грядущего преображения мира, нового богоявления, преддверие новой жизни и Вечности. Эти эсхатологические идеи и чаяния русских символистов, их надежда на духовное возрождение человечества восходили к философии и поэзии Вл. Соловьева, последователями которого провозгласили себя «младшие» символисты. А. Белый считал декадентами тех, кто себя ощущал над провалом культуры без возможности «перепрыга». В отличие от не способных к полету над бездной «младосимволисты»-«соловьевцы» выдвинули программу активного социального творчества, преобразования в художественном акте мира. Для них художник не только творец образов, но и демиург, создающий миры. Новое искусство в основе своей религиозно, это теургия – магия, с помощью которой можно изменить ход событий, «заклясть хаос», подчинить себе при помощи слов. Высшая цель символизма – это цель культуры – сотворение нового человека.
Экзистенциальное понимание культуры предложил Н. А. Бердяев. Он акцентировал внимание на личностном характере существования культуры, ибо вне человека, обладающего правом на духовную свободу и независимость от общества, культуры нет. По Бердяеву, культура – это экзистенция, сущность, явленная в конкретике индивидуального существования, а ее основными ценностями выступают свобода, личное достоинство, творчество и духовность. Будучи религиозным философом, Бердяев полагал, что только религиозное преображение жизни выведет культуру из кризиса, связанного с вытеснением культуры цивилизацией.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы