logo
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

Глава6. Античный тип культуры

Каждый период в ис­то­рии культуры по‑своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. Античные литература, искусство и фи­ло­со­фия стали отправной точкой в раз­ви­тии европейской культуры. Географические рамки античного мира – территория Древней Греции и Ри­ма, хронологические – от истоков кри­то-ми­кен­ской культуры (рубеж III–II тыс. до н. э.) до кризиса Римской империи в III в. н. э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об ее специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность античного способа отношения к ми­ру определялась специфической, но естественной и гар­мо­ни­чес­кой моделью мира. Центром модели мира был Космос, управляемый богами. Сюда вписывались события великого и веч­но­го, богоизбранного и бо­гох­ра­ни­мо­го античного общества и со­бы­тия античного человека, на которого возложена божественная миссия. В ка­че­стве основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:

● античный космизм, в рамках ко­то­рого Космос предстает в един­­ствепротивоположных начал, как фаталистический, но и да­ющий человеку шанс вмешаться в кос­ми­чес­кие дела через героическое начало, как неличностный и, одновременно, чувственный, одушевленный, разумный;

● античный пантеизм, в русле ко­то­рого, с одной стороны, Космос мыслился как абсолютное божество и только богам доступны законы природы; с дру­гой стороны, Космос – это дом, в ко­то­ром живет человек, а бо­ги антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и дос­туп­ны влиянию выдающихся личностей, героев.