9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
К началу IX в. сложилось государство Русь, возникшее в результате объединения Новгородской Руси с Киевской Русью после захвата новгородским князем Олегом Киева в 882 г. Русь объединила почти половину славянских племен вокруг Киева и вела борьбу с кочевниками и варягами. Кроме того, Олег и его преемники старались подчинить Киеву оставшиеся независимыми восточнославянские племена. Древлян, северян, радимичей покорил сам Олег, уличей и тиверцев – Игорь, вятичей – Святослав и Владимир.
Воевала Русь и с Византией. Об успешности похода Олега свидетельствует русско-византийский договор 911 г., условия которого были выгодны для Руси. Менее успешными оказались походы Игоря 941–944 гг., но они активизировали торговые и политические отношения между Русью и Византией. Особенно много и упорно воевал с Византией сын Игоря Святослав (971). Владимир продолжил походы своего отца Святослава против Византии и заставил Византию не только считаться с мощью Киевской Руси, но даже признать ее равенство, что нашло отражение в браке Владимира с Анной – сестрой византийских императоров Василия II и Константина IX. Укрепление государства требовало идеологического обоснования, которое в те времена обеспечивали религии. Язычество не отвечало этим потребностям. Безусловно, такой религией должно было стать единобожие.
Крещение Руси было событием огромной исторической важности в политическом, социальном и культурном отношениях. Здесь надо иметь в виду, что не было такого одноразового события, как быстрое и повсеместное приобщение к христианству целого народа Древней Руси. Имел место продолжительный, растянувшийся на целые столетия процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы, начало которому было положено еще князем Аскольдом в 867 г. (так называемое «первое Крещение Руси»). Собственно Крещение Руси, от которого отсчитывают начало истории Русской православной церкви, состоялось в 988 г., когда Владимир Святославович подверг крещению жителей древнего Киева. Затем имели место крещение новгородцев и жителей других древнерусских городов, расположенных в основном на водном пути от Киева к Новгороду. И, наконец, далее осуществлялся процесс утверждения христианства в качестве государственной религии древнерусской державы.
Крещение Руси явилось событием, суть которого состояла в принципиальномвыборе, более чем на тысячелетие вперед предопределившем важнейшие черты русской культуры. Выбор древнерусским обществом в качестве государственной, надплеменной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общества, которые он олицетворял и представлял в своей политике, но и предрасположенностью древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору. Одной из важнейших предпосылок исторического религиозного выбора Древней Руси является ее геополитическое положение. Государство сформировалось на границе двух географических зон – степи и лесостепи, что определило, по словам Л. Н. Гумилева, его уникальность в векторе «Север – Юг». В то же время нахождение между Востоком и Западом имело своим следствием подверженность перекрестному влиянию различных цивилизаций, что оказалось плодотворным для духовной жизни и культуры русского народа.
Проблема выбора религии, а вместе с ней и определенного культурно-исторического пути, стояла перед Русью очень остро: во‑первых, необходимо было достигнуть национального сплочения разрозненных восточно-славянских племен; во‑вторых, древнерусской народности необходимо было геополитическое самоопределение в координатах «Запад – Восток», «Север – Юг»; в‑третьих, стояла проблема выбора наиболее естественных союзников в военно-политическом и духовно-культурном отношении и определения главной угрозы своему национально-государственному существованию. Восточный вектор социокультурной ориентации Руси обусловлен не только социально-практическими интересами, но и некой духовной доминантой, подтолкнувшей Русь, русскую культуру к выбору восточного христианства, будущего православия.
До своего исторического Крещения Русь проявляла большой интерес и к исламу, и к иудаизму. Иудаизм – общий культурный источник христианства и ислама – был официальной религией одного из соседних с Киевской Русью государств – Хазарского каганата. Об интересе к исламу сообщают два ранних мусульманских источника, содержащих упоминание о посольстве русского князя в Хорезм для знакомства с исламом с целью возможного последующего принятия ислама Русью, что было следствием реальных религиозных колебаний древнерусских государственных мужей.
Хорошо известный рассказ русской летописи XII в. «Повесть временных лет» о выборе веры буквально списан с еврейско-хазарской легенды о принятии новой государственной религии хазарским каганом. Разница заключается в том, что в последней говорится о победе иудея в соревновании христианского, мусульманского и иудейского послов, поскольку он произнес более убедительную речь. Этот факт подтверждает наличие культурно-религиозных контактов между Древней Русью и Хазарским каганатом. В конечном итоге и ислам, и иудаизм были отвергнуты руководителями древнерусского государства. Летопись содержит довольно случайную и поверхностную мотивацию этого отказа. Так, в исламе Владимира привлекало многоженство, но в то же время нелюбым казались обрезание, запрет на употребление в пищу свинины и, особенно, на питье вина. Брезгливость вызывали некоторые обычаи и обряды. Кроме того, мусульманское богослужение явно отвращало русских послов подавлением личности и человеческого достоинства; плюс к этому возмущало, что в мечети стоят без пояса (сняв оружие), распоясавшись, что считалось у русских неприличным. Общий нравственный вывод об исламе был таков: «Не добр закон их». Еще короче была отповедь иудаизму. Владимир, узнав, что «земли иудеев в Иерусалиме, а сами они рассеяны по разным странам, так как Бог разгневался на отцов наших и отдал эту землю христианам»1, сказал, что такая религия несовершенна, коль скоро не смогла объединить народ даже территориально. Неприятие иудаизма проистекало не только и не столько из‑за изобилия запретов, что шло вразрез со стихийностью и свободолюбием восточных славян, но, в первую очередь, из‑за внетерриториальности этой религии.
Таким образом, ни ислам, который распространился среди многих восточных народов и стран и стремился объединить всех правоверных и покорить неверных независимо от их территориального положения, ни иудаизм, который защищал идею избранного народа, скитающегося по свету и проходящего различные испытания, которые укрепляют веру и ведут к спасению, не были религией земли. Великий русский философ Н. А. Бердяев писал, что русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Эти две ближневосточные религии были последними звеньями в цепи развития древнесемитской кочевнической культуры и закрепляли соответствующие обычаи, представления и сам образ жизни. Русская культура в процессе самоопределения стремилась преодолеть пережитки кочевничества в своих глубинных пластах. К этому подталкивало само вековое противостояние восточных славян степным кочевникам. Русская земля по своему геополитическому положению, как уже отмечалось, была последним краем оседлости, подвижной и изменчивой гранью между миром воинственных кочевников и миром оседлых народов. Поэтому интересы Древней Руси были все же обращены в сторону христианства, которое вносило в каждую осваивавшую его культуру черты оседлости, стабильности, одухотворенности бытия. Отсюда вполне закономерным был выбор русскими людьми, еще со времен Аскольда и княгини Ольги, в качестве основополагающей, государственной религии восточной ветви христианства.
Отказ от католицизма в летописи прописан невнятно. И хотя посланцы Папы Римского доказывали минимальность своих обрядовых запретов, Владимир отослал их со словами: «Отцы наши сего не прияли суть, и нам не след»1. Предположительно, речь идет об изгнаниинемецких миссионеров в 961–962 гг. Другими словами, Владимир опиралсяна некоторую традицию, ибо религиозно-культовый опыт предков, хотя бы некоторых из них, говорил в пользу православия.
Православие было единственным религиозным течением, которое получило распространение среди восточных славян наряду с традиционным язычеством. Лишь о Византийской церкви можно было сказать, что ее «прияли наши отцы». Многовековой опыт развития русской культуры говорит о том, что в различных ее проявлениях – в религии и науке, в литературе и искусстве, публицистике и философии – везде первичным было содержание, а вторичной – форма этих феноменов культуры. Именно в восточном христианстве русская культура стремилась найти адекватную себе форму, которая не противоречила бы ее устремленности в бесконечность и была бы способна связать воедино различные крайности. Такой идеальной формой для русского духа в X в. казался порядок религиозно-культурного и общественно-государственного устройства Византии. Византия олицетворяла для Древней Руси идеальную модель преодоления язычества в формах христианства, притом в максимально близких культурно-исторических условиях.
Таким образом, исторический выбор русской культуры происходил по дуальной логике. Сначала имел место выбор между язычеством и монотеизмом. При этом из пары «христианство – восточные религии (иудаизм, ислам)» было выбрано именно христианство как наиболее далекая от восточнославянского язычества религия, как способ преодоления культурных рудиментов кочевничества и закрепления духа оседлости. А затем в паре «восточное христианство – западное христианство» предпочтение было отдано восточному как более близкомуязычеству богатыми ритуалами, наглядной изобразительной символикой, подчеркнутой эстетизированностью обрядовой стороны религии, ее праздничностью. Летопись содержит легенду, свидетельствующую о последнем, решающем, факторе выбора восточного христианства: про богослужение у немцев послы Владимира сообщают, что красоты не видно нисколько, о греческом же богослужении послы, восхищенные его зрелищностью и красотой, сказали, что не понимали, где находятся, на небе или на земле, ибо там Бог пребывает с людьми, и служба лучше, чем в других странах.
Исследователи принятия христианства другими народами отмечают, что большинство искали доброго закона (как, например, болгарский царь Борис), просили учителей для разъяснения веры. Русские же искали, скорее, не закона, а благодати и красоты, которая, по словам Ф. М. Достоевского, «мир спасет». Выбор древними русичами между этикой и эстетикой, между правом и неутилитарными ценностями (т. е. красотой) надолго определ в будущем дефицит правовой культуры, имеющий место в России вплоть до нашего времени.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы