9.6. Русская культура Серебряного века
В истории культуры есть времена, которые поражают своей динамикой и бурной взрывчатостью идей. Таким временем в истории русской культуры по праву считается период с конца XIX в. до 1917 г. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал его Серебряным веком русской культуры, или русским культурным ренессансом. Рубежи веков в русской культуре имеют почти мистическое значение. Достаточно вспомнить рубеж XVII–XVIII вв., когда возникла неповторимая светская культура петровской эпохи, пришедшая на смену средневековым традициям. Рубеж XVIII–XIX вв. ознаменовал собой начало золотого века русской культуры, символом обновления которой стал А. С. Пушкин.
Культура грани веков, или переходная культура конца XIX– началаXX в., характеризуется сплетением традиционного и новаторского, элементов прошлого и будущего. Русский культурный ренессанс был временем переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. Рождающиеся направления искусства смещали смысловые акценты привычных понятий и идеалов, отменяли устоявшиеся традиции. Уходили в прошлое историко-романтический роман и тяготеющий к натурализму театр, жизнеподобная опера и жанровая живопись. Новое искусство разводило мир художественного вымысла и мир повседневной жизни. Родились символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый, синтетический, балет, декадентский театр, архитектура модерна. Отличительной особенностью этого времени был динамизм, быстрая смена течений и направлений. Часто это ускоренное движение к новому оборачивалось недосказанностью, недовоплощенностью замыслов, что рождало разочарование в творческих идеалах, скепсис, злую иронию.
Предвестники культурного ренессанса, появились еще в 80‑е гг. XIX в. Так, например, энциклопедически образованный историк, поэт и писатель Д. С. Мережковский предсказывал радикальное обновление отечественной словесности в русле «мистического содержания», свободного выражения религиозного чувства. Именно в это время прозвучал призыв к познанию вечных духовных ценностей, и нравственность была объявлена высшей целью развития культуры.
В конце XIX в. появляется поэзия символизма. «Первая волна символизма» (З. Н. Гиппиус, К. Б. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) сменилась «второй волной» (А. Н. Белый, А. А. Блок, Вяч. Иванов). Музыку этого периода представляет А. Н. Скрябин. Вслед за ними формируются поэтический акмеизм (О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова) и музыкальныйнеоклассицизм (С. И. Танеев и С. Ф. Стравинский). Приобретаютизвестность футуризм В. В. Хлебникова и В. В. Маяковского в поэзии,а в живописи – кубофутуризм К. С. Малевича, абстракционизм В. В. Кандинского, примитивизм Н. С. Гончаровой. Параллельно появляется новое направление в церковной музыке, разрабатываемое школой Синодального училища, вдохнувшаяжизнь в памятники древнерусского песенного творчества. Русский романтизм обретает второе дыхание в музыке С. В. Рахманинова, живописи М. В. Нестерова и И.И Левитана, в произведениях целого ряда поэтов-лириков.
Одновременно меняется социальный статус искусства. Никогда прежде деятели культуры не создавали такого количества объединений по интересам. В Москве и Петербурге складывается особая художественная среда, духовная элита, взгляды которой влияют на общественную жизнь и вкусы. Например, существовало Религиозно-философское общество, сложившееся вокруг В. В. Розанова и Д. С. Мережковского. «Мир искусства» объединил таких художников, как А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский и др. Огромную роль в развитии идей культурного ренессанса сыграли серьезные теоретические и литературно-художественные журналы («Вехи», «Новый путь», «Северный вестник» и др.). Многим изданиям покровительствовали выдающиеся мыслители России. Например, знаменитый альманах «Вехи» стал популярен благодаря публикациям работ Н. А. Бердяева и С. Н. Булгакова. Был и оттенок сенсационности в деятельности творческой интеллигенции, что отражено в шокирующих обывателя названиях модных в то время журналов: «Свободная любовь», «Свободная совесть», «Грех», «Любовь», «Смерть» и др.
Что же являлось основой единства русской культуры рубежа XIX–XX вв.? Нельзя забывать, что это была предреволюционная эпоха – время всеобщего брожения умов и общественных перемен. Распались остатки системы феодальных отношений, и за фантастически короткий срок Россия сделала мощный рывок и вышла в передовые страны мира и по уровню развития сельского хозяйства, и в сфере промышленности. Войны и деятельность революционных организаций нарушили стабильность общества, что в конечном итоге привело страну к исторической катастрофе. На этом социальном фоне можно, конечно, попытаться трактовать новые художественные течения как продукт эпохи полураспада. Однако механизм развития искусства в пространстве и времени определяется не только внешними факторами – социально-историческими, экономическими, идеологическими, но и внутренними, собственно художественными закономерностями. Одной из таких закономерностей является наличие сверхпроблемы (или нескольких таких сверхпроблем), что выступает стимулом для развития культуры вообще и искусства в частности. Такого рода сверхпроблемы были одновременно выдвинуты в разных видах искусства на рубеже XIX–XX вв. в России и послужили объединяющим началом новых художественных течений Серебряного века. Что это за сверхпроблемы?
1. Свобода человеческого духа перед лицом вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной – необъятной, зовущей, пугающей. Художники пытались приоткрыть завесу вечной тайны мироздания, космоса, жизни и смерти. Эта проблематика являлась отражением религиозных чувств, воплощением восторга и трепета перед вечной красотой, сотворенной Богом. Космические мотивы явственно видны и в абстрактной живописи Кандинского, и в симфонической музыке Скрябина и, особенно, в поэзии.
2. Культ чувства любви. Понятие «любовь» в искусстве русского ренессанса было не декларативным, а глубоко выстраданным. Личные любовные переживания составляют лишь одну из граней этого необъятного чувства, воплощаясь в искусстве в следующих вариантах:
● всепожирающий экстаз, состояние дионисийства. Стихи И. Северянина, В. Брюсова передают состояние опьянения любовью, чувственной красотой мира, бурными стихиями воды и огня. Именно упоение радостью бытия составляет яркую образную сферу искусства Серебряного века;
● другой полюс чувств – интимный, глубоко лирический. Это мир хрупкой романтической мечты, в котором родились проникновение образы И. Левитана и любовные откровения А. Ахматовой, А. Белого, А. Блока, С. Есенина, Б. Пастернака;
● любовь к Богу и России. Здесь наряду с еще живыми традиционными образами спящей, дремлющей Руси прорисовывается иной лик России – страны с мессианской судьбой. Идея Святой Руси, Москвы как третьего Рима на протяжении веков питала национальную гордость русского народа. В эпоху Серебряного века особенно сильной стала жажда осуществления мессианской роли России. Отсюда желание очистительной мировой катастрофы во имя спасения человечества.
3. Русская тема как символ национальной самобытной красоты. В музыке С. Рахманинова и А. Гречанинова звучат строгие древнерусские песнопения, с полотен Б. Кустодиева улыбаются красавицы-купчихи, языческая Русь смотрит с холстов Н. Рериха. В музыке С. Прокофьевалетят скифские колесницы, а у И. Стравинского пляшет Петрушка. Скифские же темы звучат в стихах В. Брюсова, А. Блока, Вл. Соловьева. Под кистью М. Врубеля и В. Васнецова преображается вечно живая русская сказка.
4. Вечная гармония и красота искусства прошлых эпох. Работы А. Бенуа, И. Северянина, Н. Гумилева воссоздают загадочные лики, образы, предметы давно ушедшего времени.
Завершая краткую характеристику интереснейшего периода в истории русской культуры, хочется отметить, что все искусство Серебряного века было наполнено идеями высшего планетарного смысла. Ученые и философы этого времени наследовали идеи русского космизма, появившиеся в конце XIX в. Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский и А. Л. Чижевский полагали, что в своем развитии человечество все более приобретает формы и черты некой общепланетарной общности. Космос и человек, природа и человек неотделимы, и человечество оказывается ответственным за будущее Природы и свое собственное.
Вяч. Иванов считал, что культурные деятели Серебряного века приближали разрушительную и возродительную катастрофу мира, при этом они совершенно не заботились о собственных судьбах. Известный религиозный философ С. М. Булгаков, размышляя о судьбе П. Флоренского, писал, что жизнь предлагала тому выбор между Парижем и Соловками, но он избрал Родину, хотя то и были Соловки. Он хотел разделить судьбу со своим народом. Его судьба есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление. Этот выбор завершил драму, в которую, как и весь народ, были вовлечены представители культуры Серебряного века. Был расстрелян Н. Гумилев, погиб на Соловках отец Павел Флоренский, оставил на строительстве Беломорско-Балтийского канала свои молодость и здоровье великий русский философ А. Ф. Лосев. Был арестован и погиб в лагере поэт О. Мандельштам, казнен великий режиссер В. Э. Мейерхольд. Этот список может быть очень длинным. Творцы Серебряного века, погибая, предрекали высший суд над палачами России, оплакивали ее судьбу.
Тема русского ренессанса продолжала звучать в искусстве русского зарубежья, обогатив западноевропейскую и американскую культуру XX в. В России же идеологический пресс государственной машины прекратил развитие новых течений в архитектуре и живописи, в театре и поэзии. Оставшиеся в России художники обречены были соблюдать правила новой жестокой игры, идти на творческие компромиссы или испытывать гонения, оставаться в нищете и безвестности, создавать свои произведения «в стол», прятать их от власть предержащих. Однако в каждом крупном событии русской культуры XX в. живет крупица яркой драматической культуры Серебряного века.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы