6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
В эпоху архаики (VIII–VI вв. до н. э.) окончательно формируется античный полис, который известен как «идеальная форма государственной жизни» с присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Для античности «политическое» – синоним «гражданского». Гражданин города-государства – полноправный участник в решении государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. Важны и значимы вопросы, решаемые в общественной сфере: это вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств и театральных представлений; распределение пошлин среди торговых, ростовщических и вообще имущественных кругов; раздача денег малоимущим гражданам; организация общественных работ и т. д. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не существовало. Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные. Они основываются на том, что в государственной жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Предполагается, что он – хозяин дома, откоса (частного хозяйства). Он одновременно выступает и как организатор хозяйства, и как гражданин. Хорошим гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но и тот, кто сумел сохранить отцовское наследство, чужд мотовству и расточительности. Хороший хозяин откоса считается хорошим гражданином, а плохой – не может быть хорошим политиком. Управление домом и участие в общественных делах расценивается как однопорядковые способности. В откосе гражданин управляет трудом рабов или трудится сам. Задача рабовладельца – распределить технологические операции между рабами, обеспечить целостность технологического процесса. В соответствии с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы, привлеченные к управлению трудом (управляющий, ключница), рабы-ремесленники, рабы – исполнители черной работы.
Полис включает принадлежащие городу земельные участки. Сама обработка земли не вызывает затруднений. Препятствия возникают в связи с внешними причинами – необходимостью обороны от соседних общин. Община, организованная как государство, оказывается предпосылкой присвоения земли, условием ведения частного хозяйства. При этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной землей и является собственником своего отдельного участка.
Таким образом, личная политическая активность граждан полиса является исторически необходимой формой их жизнедеятельности и вытекает из зависимости благоденствия частных хозяйств от наличия развитой государственной жизни, обеспечивающей их существование (экономическую и военную безопасность).
Естественно, что разветвленная, многоаспектная государственная жизнь требовала определенной подготовки граждан, формирования не только навыков грамотности (письма), не только военных навыков или ораторского мастерства, но и определенных качеств личности. Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи. Прежде всего, можно зафиксировать изменения в понимании добродетели. Добродетель (доблесть) – это привилегия гражданина полиса. Гражданские привилегии не распространялись на рабов и иностранцев. Военные добродетели получили некоторые ограничения. Важными компонентами добродетелей становились разум, умеренность и рассудительность. Сила перестала быть главной. Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить. И, разумеется, среди всех добродетелей на первый план выступала справедливость.
Изменилось также представление о славе. Важно было не только одержать победу, но и убедить в ней свидетелей – как в случае большой военной победы (народное собрание принимало по этому поводу специальное решение), так и при любом небольшом, скажем спортивном состязании. Кроме того, слава уже не являлась привилегией воина. Она распространялась не только на атлетов-олимпиоников, ее добивались поэты, драматурги, философы. Главное – в том, что изменился механизм общественного признания. Он осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов, и прежде всего народного собрания. Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности, формировала готовность найти новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам.
Следующей вехой в становлении античной культуры было оформление новой системы письменности. Новое письмо было алфавитным и насчитывало 24 знака. Этот период характеризуется повсеместным распространением грамотности. Надписи появляются на камнях, керамических предметах. Именно в этот период, т. е. не раньше VIII в. до н. э., создаются первые памятники греческой литературы – поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и другие эпосы, которым предшествовало устное творчество. Греки издавна слагали и рассказывали мифы. Лучше всех мифы знали ады– народные певцы-сказители. Они передавали их из рода в род, изменяли или дополняли древние песни, складывали по их образцу новые. Поколения адов выработали мерный стих – гекзаметр,своеобразный поэтический язык, богатый старинными словами и оборотами, набор постоянных эпитетов и развернутых сравнений, готовые выражения, клише для описания часто повторяющихся действий. Начиная песню, ад ударял по струнам кифары, намечая ритм, и нараспев рассказывал какой-нибудь эпизод мифа. Желанные гости на всяком празднестве, ады пользовались всеобщим почетом. Считалось, что их вдохновляют сами боги. Адом, бродячим слепым певцом, был и Гомер – поэт, который первый стал слагать вместо коротких песен большие героические поэмы-эпопеи: «Илиаду» – о великой войне греческого племени ахейцев против малоазиатского города Лиона (Трои) и «Одиссею» – о возвращении после войны одного из греческих вождей, царя Одиссея, из Трои на родной остров Итаку. Некоторые ученые считают, что «Илиада» и «Одиссея» целиком написаны одним поэтом; другие полагают, что поэмы эти – соединение небольших песен адов; третьи допускают, что Гомер сочинил небольшую поэму, а последующие поэты дополнили ее. Действительно, эти поэмы выросли из песен адов, но механическое соединение песен не могло бы образовать таких цельных и сложных произведений, как поэмы Гомера. Песни, несомненно, были переработаны, подчинены единому художественному замыслу. Поэмы Гомера – энциклопедия жизни древних греков. Труд пахаря и кузнеца, народное собрание и суд, дом и сражение, оружие и утварь, состязания атлетов и детские игры – все это предстает перед нами. Гомер не пытается воздействовать на чувства читателей, но, когда он с бесстрастной, почти протокольной точностью описывает в «Илиаде», как, хватаясь руками за землю, гибнут люди под ударами копий и мечей, а в «Одиссее» – какие убранства украшают покой Алкиноя и какие плоды зреют в его садах, это лучше всяких рассуждений говорит об ужасах войны и о радостях мирной, счастливой жизни. Гомер завершает вековые традиции искусства народных певцов и открывает первый этап греческой литературы.
Древнегреческая лирика зародилась в VII в. до н. э. Греческое слово «Lyrikos» означает «песнь под аккомпанемент лиры». В древности стихотворения пели под аккомпанемент музыкальных инструментов: лиры, кифары, форсинги, флейты и др. Зачастую поэт был автором текста и композитором. До нас дошло немного лирических стихотворений, но и они свидетельствуют о разнообразии тем и стихотворных размеров. В зависимости от стихотворного размера лирику подразделяют на два вида: декламационную и мелическую, песенную поэзию (от гр.melos– песнь). Декламационная лирика – нечто вроде речитатива в сопровождении кифары (лиры), мелическая – самая настоящая песнь, исполняемая певцом или хором. Античная лирика не существует вне музыки, так же как античная музыка не существует сама по себе, в чистом виде. Греческая лирика не нуждается в рифме. Она опирается на четкость, гибкость и разнообразие ритма, возможности которого безграничны, так как стихотворная строка не скандируется, а произносится нараспев или поется.
Содержание лирического произведения и его размер связаны с ритмикой музыкального сопровождения. Так, стремительный, живой ямб выражает насмешку и критический задор поэта. Элегический стих, плавный и задумчивый, хорош для размышления – любовного, философского, общественно-политического. До нас дошли элегические размышления поэта Солона, который нравственное развитие гражданина понимал как необходимое условие достижения счастья и материального процветания. В этот же период творили Гесиод, благодаря «Теогонии» которого мы сейчас знаем древнегреческие мифы; Сафо, в поэтическом наследии которой переплетались фрагменты собственной биографии с мифологическими сюжетами. Она основала нечто вроде пансиона для знатных девушек («дом муз»), где обучала их поведению, музыке, стихосложению и танцам (Сафо называли десятой музой, и ее профиль был отчеканен на монетах). Баснописец Эзоп, творчество которого прославило его родину – город Дельфы, довел до совершенства иносказательный язык басни, названный «эзоповым языком». Эзоп – автор известного сюжета «Лиса и виноград» и многих других, знакомых нам, например, по творчеству И. А. Крылова.
В VIII в. до н. э. появляются каменные статуи. Спортивные состязания были праздниками; в честь победителей ставились статуи. Так возник самый распространенный тип статуи – стоящий юноша-атлет (курос). Первые статуи, которые иногда называли именами богов, например, аполлонами, отличались неподвижностью, они как бы застыли в напряженных позах. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного тела, сильного, пропорционально сложенного. Образ прекрасного и доблестного человека лежит в основе искусства. В целом они были призваны служить образцами для подражания. Женские скульптуры этого периода –коры– тоже выглядят неподвижными и таинственными. Они изображались с улыбающимися лицами, в нарядной одежде и украшениях, лица и волосы статуй подкрашивались. Самая древняя такая скульптура находится в Лувре, она датируется VI в. до н. э.
Архаическая Греция дала миру шедевры градостроительства и открыла эру единой системы храмовой архитектуры. Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Была разработана особая система – ордер – установленное математически точное соотношение несущих и несомых частей здания. Различаются три ордера – дорический, ионический и коринфский. Первые храмы были построены в дорическом ордере. Эти храмы имеют форму периптера – прямоугольного в плане здания, окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма. На фризах храмов VI в. до н. э. изображались подвиги Геракла и Тесея, мифические чудовища. Фигуры на этих изображениях плоски, непропорциональны, движения угловаты, неестественны, однако к концу VI в. до н. э. был достигнут успех в этом отношении. Например, в сохранившихся фронтонных рельефах храма Артемиды на острове Корфу, изображающих победу Персея над Медузой Горгоной, битву богов-олимпийцев с титанами, эпизоды Троянской войны, сражающиеся воины представлены в движении. Правда, скованность и статичность еще не преодолены полностью.
Высокого развития достигла живопись. Но фрески и картины, писавшиеся на деревянных досках, до нас не дошли. Представление о живописных картинах дают изображения на глиняных вазах. В VI в. до н. э.вазы расписывались силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на оранжевую поверхность. Такие вазы назывались чернофигурными. В конце VI в. до н. э. распространился новый прием: фигуры оставлялись цвета глины, а фон покрывался черным лаком. Такие вазы назывались краснофигурными. Стали изображаться сцены из повседневной жизни.
На рубеже VI–V вв. до н. э. создается древнегреческий театр. Важную роль в развитии театра сыграл культ бога Диониса, сложившийся в VIII–VI вв. до н. э. Дионис сначала считался богом творческих сил природы. Затем он стал богом виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса – так называемых «дионисий» – разыгрывались сценки из жизни бога. В них изображалось, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, как он боролся с врагами, как погиб, воскрес и победил противников. Изображалось также прибытие Диониса из‑за моря на увитом плющом корабле. Его сопровождала толпа ряженных в козлиные шкуры и маски – сатиров, козлоногих спутников бога. Жрец и хор сатиров в хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бога. Из дионисийских обрядов родилась греческая трагедия. Слово «трагедия» означает «песнь козлов» (от tragos – козел, которого приносили в жертву Дионису, и ode – песнь).
По мере развития театра в трагедиях начали рассказывать не только о Дионисе, но и о других богах, а позднее и о героях – Геракле, Эдипе, Тесее. Хор стал изображать не спутников бога, а обычных людей. Жизненные мотивы все больше проникали в трагедию, а в комедии становились преобладающими. Весной 534 г. до н. э. в Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид. Греческая трагедия использовала мифологические сюжеты. Но сквозь оболочку мифа драматурги отражали важные явления того времени. Параллельно с жанром трагедии, когда темой представления были страдания и даже смерть героя, развивался и жанр комедии – веселое, радостное представление. Очень весело проходили карнавалы – шествия крестьян, в рамках которых формировалась народная комедия. Из праздников в честь Диониса родилась и сатировская драма – веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы