logo
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

6.2.2. Архаическая древнегреческая культура

В эпо­ху архаики (VIII–VI вв. до н. э.) окончательно формируется античный полис, который известен как «идеальная форма государственной жизни» с при­су­щи­ми ей порядком, свободой и спра­вед­ли­востью. Для античности «политическое» – синоним «гражданского». Гражданин го­ро­да-го­су­дар­ства – полноправный участник в ре­ше­нии государственных дел как внутреннего, так и внеш­не­по­ли­ти­чес­ко­го значения. Важны и зна­чи­мы вопросы, решаемые в об­ще­ствен­ной сфере: это вопросы войны и ми­ра; хлебной и тор­го­вой политики; организации празднеств и те­ат­раль­ных представлений; распределение пошлин среди торговых, ростовщических и во­об­ще имущественных кругов; раздача денег малоимущим гражданам; организация общественных работ и т. д. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о нас­ле­до­ва­нии имущества и дру­гие, требующие судебного разбирательства) находились в ве­де­нии государства. Частных судов и вся­ко­го рода посреднических организаций не существовало. Отношения граждан с го­су­дар­ством – прямые и не­пос­ред­ствен­ные. Они основываются на том, что в го­су­дар­ствен­ной жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Предполагается, что он – хозяин дома, откоса (частного хозяйства). Он одновременно выступает и как организатор хозяйства, и как гражданин. Хорошим гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но и тот, кто сумел сохранить отцовское наследство, чужд мотовству и рас­то­чи­тель­ности. Хороший хозяин откоса считается хорошим гражданином, а плохой – не может быть хорошим политиком. Управление домом и учас­тие в об­ще­ствен­ных делах расценивается как однопорядковые способности. В от­ко­се гражданин управляет трудом рабов или трудится сам. Задача рабовладельца – распределить технологические операции между рабами, обеспечить целостность технологического процесса. В со­от­вет­ствии с этой задачей и рас­пре­де­ля­ют­ся рабы различного уровня: рабы, привлеченные к уп­рав­ле­нию трудом (управляющий, ключница), ра­бы-ремесленники, рабы – исполнители черной работы.

Полис включает принадлежащие го­ро­ду земельные участки. Сама обработка земли не вызывает затруднений. Препятствия возникают в свя­зи с внеш­ни­ми причинами – необходимостью обороны от соседних общин. Община, организованная как государство, оказывается предпосылкой присвоения земли, условием ведения частного хозяйства. При этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной землей и яв­ля­ет­ся собственником своего отдельного участка.

Таким образом, личная политическая активность граждан полиса является исторически необходимой формой их жизнедеятельности и вы­те­ка­ет из зависимости благоденствия частных хозяйств от наличия развитой государственной жизни, обеспечивающей их существование (экономическую и во­ен­ную безопасность).

Естественно, что разветвленная, многоаспектная государственная жизнь требовала определенной подготовки граждан, формирования не только навыков грамотности (письма), не только военных навыков или ораторского мастерства, но и определенных качеств личности. Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи. Прежде всего, можно зафиксировать изменения в по­ни­ма­нии добродетели. Добродетель (доблесть) – это привилегия гражданина полиса. Гражданские привилегии не распространялись на рабов и инос­тран­цев. Военные добродетели получили некоторые ограничения. Важными компонентами добродетелей становились разум, умеренность и рас­су­ди­тель­нос­ть. Сила перестала быть главной. Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить. И, разумеется, среди всех добродетелей на первый план выступала справедливость.

Изменилось также представление о сла­ве. Важно было не только одержать победу, но и убе­дить в ней свидетелей – как в слу­чае большой военной победы (народное собрание принимало по этому поводу специальное решение), так и при любом небольшом, скажем спортивном состязании. Кроме того, слава уже не являлась привилегией воина. Она распространялась не только на ат­ле­тов-олим­пи­они­ков, ее добивались поэты, драматурги, философы. Главное – в том, что изменился механизм общественного признания. Он осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов, и прежде всего народного собрания. Жизнь в по­ли­се воспитывала человека, приучала его к от­вет­ствен­нос­ти, формировала готовность найти новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам.

Следующей вехой в ста­нов­ле­нии античной культуры было оформление новой системы письменности. Новое письмо было алфавитным и нас­чи­ты­ва­ло 24 зна­ка. Этот период характеризуется повсеместным распространением грамотности. Надписи появляются на камнях, керамических предметах. Именно в этот период, т. е. не раньше VIII в. до н. э., создаются первые памятники греческой литературы – поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и дру­гие эпосы, которым предшествовало устное творчество. Греки издавна слагали и рас­ска­зы­ва­ли мифы. Лучше всех мифы знали ады– народные пев­цы-ска­зи­те­ли. Они передавали их из рода в род, изменяли или дополняли древние песни, складывали по их образцу новые. Поколения адов выработали мерный стих – гекзаметр,своеобразный поэтический язык, богатый старинными словами и обо­ро­та­ми, набор постоянных эпитетов и раз­вер­ну­тых сравнений, готовые выражения, клише для описания часто повторяющихся действий. Начиная песню, ад ударял по струнам кифары, намечая ритм, и на­рас­пев рассказывал ка­кой-ни­будь эпизод мифа. Желанные гости на всяком празднестве, ады пользовались всеобщим почетом. Считалось, что их вдохновляют сами боги. Адом, бродячим слепым певцом, был и Го­ме­р – поэт, который первый стал слагать вместо коротких песен большие героические по­эмы-эпо­пеи: «Илиаду» – о ве­ли­кой войне греческого племени ахейцев против малоазиатского города Лиона (Трои) и «Одиссею» – о возвращении после войны одного из греческих вождей, царя Одиссея, из Трои на родной остров Итаку. Некоторые ученые считают, что «Илиада» и «Одиссея» целиком написаны одним поэтом; другие полагают, что поэмы эти – соединение небольших песен адов; третьи допускают, что Гомер сочинил небольшую поэму, а пос­ле­ду­ющие поэты дополнили ее. Действительно, эти поэмы выросли из песен адов, но механическое соединение песен не могло бы образовать таких цельных и слож­ных произведений, как поэмы Гомера. Песни, несомненно, были переработаны, подчинены единому художественному замыслу. Поэмы Гомера – энциклопедия жизни древних греков. Труд пахаря и куз­не­ца, народное собрание и суд, дом и сра­же­ние, оружие и ут­варь, состязания атлетов и дет­ские игры – все это предстает перед нами. Гомер не пытается воздействовать на чувства читателей, но, когда он с бесстрас­тной, почти протокольной точностью описывает в «Илиаде», как, хватаясь руками за землю, гибнут люди под ударами копий и ме­чей, а в «Одиссее» – какие убранства украшают покой Алкиноя и ка­кие плоды зреют в его садах, это лучше всяких рассуждений говорит об ужасах войны и о радостях мирной, счастливой жизни. Гомер завершает вековые традиции искусства народных певцов и от­кры­ва­ет первый этап греческой литературы.

Древнегреческая лирика зародилась в VII в. до н. э. Греческое слово «Lyrikos» означает «песнь под аккомпанемент лиры». В древ­нос­ти стихотворения пели под аккомпанемент музыкальных инструментов: лиры, кифары, форсинги, флейты и др. Зачастую поэт был автором текста и ком­по­зи­то­ром. До нас дошло немного лирических стихотворений, но и они свидетельствуют о разнообразии тем и сти­хот­вор­ных размеров. В за­ви­си­мос­ти от стихотворного размера лирику подразделяют на два вида: декламационную и ме­ли­чес­кую, песенную поэзию (от гр.melos– песнь). Декламационная лирика – нечто вроде речитатива в соп­ро­вож­де­нии кифары (лиры), мелическая – самая настоящая песнь, исполняемая певцом или хором. Античная лирика не существует вне музыки, так же как античная музыка не существует сама по себе, в чис­том виде. Греческая лирика не нуждается в риф­ме. Она опирается на четкость, гибкость и раз­но­об­ра­зие ритма, возможности которого безграничны, так как стихотворная строка не скандируется, а про­из­но­сит­ся нараспев или поется.

Содержание лирического произведения и его размер связаны с рит­ми­кой музыкального сопровождения. Так, стремительный, живой ямб выражает насмешку и кри­ти­чес­кий задор поэта. Элегический стих, плавный и за­дум­чи­вый, хорош для размышления – любовного, философского, об­ще­ствен­но-по­ли­ти­чес­ко­го. До нас дошли элегические размышления поэта Солона, который нравственное развитие гражданина понимал как необходимое условие достижения счастья и ма­те­ри­аль­но­го процветания. В этот же период творили Гесиод, благодаря «Теогонии» которого мы сейчас знаем древнегреческие мифы; Сафо, в по­эти­чес­ком наследии которой переплетались фрагменты собственной биографии с ми­фо­ло­ги­чес­ки­ми сюжетами. Она основала нечто вроде пансиона для знатных девушек («дом муз»), где обучала их поведению, музыке, стихосложению и тан­цам (Сафо называли десятой музой, и ее профиль был отчеканен на монетах). Баснописец Эзоп, творчество которого прославило его родину – город Дельфы, довел до совершенства иносказательный язык басни, названный «эзоповым языком». Эзоп – автор известного сюжета «Лиса и ви­ног­рад» и мно­гих других, знакомых нам, например, по творчеству И. А. Крылова.

В VIII в. до н. э. появляются каменные статуи. Спортивные состязания были праздниками; в честь победителей ставились статуи. Так возник самый распространенный тип статуи – стоящий юно­ша-ат­лет (курос). Первые статуи, которые иногда называли именами богов, например, аполлонами, отличались неподвижностью, они как бы застыли в нап­ря­жен­ных позах. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного тела, сильного, пропорционально сложенного. Образ прекрасного и доб­лес­тно­го человека лежит в ос­но­ве искусства. В це­лом они были призваны служить образцами для подражания. Женские скульптуры этого периода –коры– тоже выглядят неподвижными и та­ин­ствен­ны­ми. Они изображались с улы­ба­ющи­ми­ся лицами, в на­ряд­ной одежде и ук­ра­ше­ни­ях, лица и во­ло­сы статуй подкрашивались. Самая древняя такая скульптура находится в Лув­ре, она датируется VI в. до н. э.

Архаическая Греция дала миру шедевры градостроительства и от­кры­ла эру единой системы храмовой архитектуры. Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к то­му, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ни­ми чувствовал себя значительным и силь­ным. Была разработана особая система – ордер – установленное математически точное соотношение несущих и не­со­мых частей здания. Различаются три ордера – дорический, ионический и ко­ринфский. Первые храмы были построены в до­ри­чес­ком ордере. Эти храмы имеют форму периптера – прямоугольного в пла­не здания, окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма. На фризах храмов VI в. до н. э. изображались подвиги Геракла и Те­сея, мифические чудовища. Фигуры на этих изображениях плоски, непропорциональны, движения угловаты, неестественны, однако к кон­цу VI в. до н. э. был достигнут успех в этом отношении. Например, в сох­ра­нив­ших­ся фронтонных рельефах храма Артемиды на острове Корфу, изображающих победу Персея над Медузой Горгоной, битву бо­гов-олим­пийцев с ти­та­на­ми, эпизоды Троянской войны, сражающиеся воины представлены в дви­же­нии. Правда, скованность и статичность еще не преодолены полностью.

Высокого развития достигла живопись. Но фрески и кар­ти­ны, писавшиеся на деревянных досках, до нас не дошли. Представление о жи­во­пис­ных картинах дают изображения на глиняных вазах. В VI в. до н. э.вазы расписывались силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на оранжевую поверхность. Такие вазы назывались чернофигурными. В кон­це VI в. до н. э. распространился но­вый прием: фигуры оставлялись цвета глины, а фон покрывался черным лаком. Такие вазы назывались краснофигурными. Стали изображаться сцены из повседневной жизни.

На рубеже VI–V вв. до н. э. создается древнегреческий театр. Важную роль в раз­ви­тии театра сыграл культ бога Диониса, сложившийся в VIII–VI вв. до н. э. Дионис сначала считался богом творческих сил природы. Затем он стал богом виноградарства, виноделия, веселья, а поз­же покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса – так называемых «дионисий» – разыгрывались сценки из жизни бога. В них изображалось, как Дионис принес в Гре­цию виноградную лозу, как он боролся с вра­га­ми, как погиб, воскрес и по­бе­дил противников. Изображалось также прибытие Диониса из‑за моря на увитом плющом корабле. Его сопровождала толпа ряженных в коз­ли­ные шкуры и мас­ки – сатиров, козлоногих спутников бога. Жрец и хор сатиров в хва­леб­ных песнях (дифирамбах) рассказывали о стран­стви­ях и стра­да­ни­ях бога. Из дионисийских обрядов родилась греческая трагедия. Слово «трагедия» означает «песнь козлов» (от tragos – козел, которого приносили в жер­тву Дионису, и ode – песнь).

По мере развития театра в тра­ге­ди­ях начали рассказывать не только о Ди­они­се, но и о других богах, а поз­днее и о героях – Геракле, Эдипе, Тесее. Хор стал изображать не спутников бога, а обыч­ных людей. Жизненные мотивы все больше проникали в тра­ге­дию, а в ко­медии становились преобладающими. Весной 534 г. до н. э. в Афи­­нах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид. Греческая трагедия использовала мифологические сюжеты. Но сквозь оболочку мифа драматурги отражали важные явления того времени. Параллельно с жан­ром трагедии, когда темой представления были страдания и да­же смерть героя, развивался и жанр ко­ме­дии – веселое, радостное представление. Очень весело проходили кар­на­ва­лы – шествия крестьян, в рам­ках которых формировалась народная комедия. Из праздников в честь Диониса родилась и са­ти­ров­ская драма – веселая пьеса с бла­го­по­луч­ным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры.