6.2.3. Древнегреческий классицизм
На V – середину IV вв. до н. э. приходится кратковременный взлет греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Центром культурной и художественной жизни V в. до н. э. были Афины.
По своей сущности Афинское государство эпохи классицизма являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н. э. и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н. э. Основными органами Афинского государства являлись народное собрание, Совет Пятисот, гелия. Народное собрание – верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т. д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20‑летнего возраста. Женщины и иностранцы не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя начиная с IV в. до н. э. за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, т. е. 1/5 афинян.
Большое внимание в Афинах уделялось воспитанию и образованию. Дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики, достигшие этого возраста, начинали посещать школу. Первоначальное обучение проходило в школах грамматиста и кифариста (или одновременно, или последовательно). Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя – дидаскалы(didasko– я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийсяпедагогом(от словpais– ребенок,ago– веду). В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Применялся буквослагательный метод: дети заучивали буквы по названиям (альфа, бета, гамма и т. д.), складывали их в слоги, слоги – в слова. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев и счетной доски с камешками (напоминающей счеты), которая называласьабак. В школе кифариста мальчик получал литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи»). В 13–14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). В продолжение двух-трех лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включала в себя бег, прыжки, борьбу, плавание, метание диска и копья. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в палестре было бесплатным и для значительной части молодежи на этом и заканчивалось. Юноши из обеспеченных семей поступали в гимназии, где изучали философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжали заниматься гимнастикой. С 18 до 20 лет они переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Юноши учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в празднествах и театральных представлениях.
Расслоение внутри общества сказалось в области воспитания в том, что разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев. Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли обучаться в школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Первое было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей ремеслу; в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях.
Продолжает развиваться древнегреческий театр. Комедию V в. до н. э. называют древней аттической комедией. Она соединяла в себе веселую вольность народных обрядовых игр с постановкой важных проблем государственной и общественной жизни, таких как воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и мира, организация государственных учреждений. Острая карикатура, нападки на реальных лиц, полет фантазии – основные черты комедии. Расцвета греческое театральное искусство достигло в творчестве Эсхила (525–456 гг. до н. э.), которого называют отцом трагедии за его бессмертные произведения («Прикованный Прометей» и «Персы»); Софокла (ок. 496–406 гг. до н. э.), создавшего трагедии «Царь Эдип», «Электра» и др.; Еврипида (ок. 480–406 гг. до н. э.), автора «Медеи», «Ипполита» и др. Классиком греческой комедии является Аристофан (ок. 445 – ок. 385 гг. до н. э.), написавший комедии «Мир», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и др.
Театр был государственным учреждением, и организацией представлений заведовали специальные должностные лица – архонты. Они давали драматургу хор и назначали хорега – богатого гражданина, который соглашался нести расходы, связанные с подготовкой спектакля. Представления устраивались три раза в год во время праздников, посвященных богу Дионису. Представления приняли форму состязаний. К участию в драматических состязаниях допускались три трагических и три комических поэта. Каждый трагический поэт должен был представить тетралогию – три трагедии и одну сатировскую драму, а комический поэт – одну комедию. Имена победителей – актеров, драматургов и хорегов – заносились в специальные документы.
Театры сооружались открытыми и достигали огромных размеров: театр Диониса в Афинах вмещал 17 тыс. человек, а театр в Мегалополе – 44 тыс. В первых трагедиях партии хора чередовались с партией единственного актера. По мере роста интереса к человеку, его внутреннему миру возникла потребность показать героев с разными характерами, по‑разному решающих жизненные проблемы. Это привело к введению второго, а затем третьего персонажа. Диалоги героев увеличились, а партии хора сократились. Число актеров не превышало трех. Действующих же лиц было больше, поэтому каждый актер исполнял несколько ролей. Женские роли играли мужчины. Актеры должны были владеть искусством слова, петь, танцевать. Трагические актеры играли в масках, закрывавших лицо и всю голову. Костюмы их состояли из хитона (рубашки до пят с длинными рукавами) и плаща – короткого (хламиды) или длинного (гиматия). На ногах была обувь на высокой (до 27 см) подошве – котурны. Трагический хор состоял из 12–15 человек (комический – из 24) и выступал под предводительством корифея. Большинство трагедий кончалось гибелью главного героя. Но трагедия не оставляла впечатления безысходности. Страдания и мужество героев вызывали восхищение зрителей, учили спокойно встречать удары судьбы и достойно умирать за общее благо. Персонажи комедий должны были вызывать смех, поэтому комические маски имели приплюснутые носы, оттопыренные губы, вытаращенные глаза. Если поэт выводил в комедии своего современника, маска часто была его шаржированным портретом. Костюмы тоже должны были вызывать смех.
Архитектура данного периода в основном представлена каменным храмовым зодчеством. Внутри каждого храма устанавливалась статуя божества, которому он посвящался. В это время осуществляется синтез искусств: в архитектурном пространстве находят место многофигурные рельефные композиции. Наиболее известными греческими скульпторами V в до н. э. являются Мирон, автор знаменитой статуи «Дискобол», и Поликлет, создатель «Дорифора» (копьеносца), которые ваяли не портреты победителей олимпиад, а идеальный образ гармонически развитого свободного и благородного человека, а также Фидий, автор фигур богов-олимпийцев и героев. Великими мастерами IV в. до н. э. были Пракситель, который в поиске идеала женской красоты черпал темы для своих произведений в мифах о Дионисе, создавая образы неистовых вакханок; Скопас, который отошел от канона холодной бесстрастности и дал мощное изображение человеческих страстей в знаменитых барельефных сценах битвы греков с амазонками, он же был автором большинства статуй Геракла; Лисипп – основатель портретной скульптуры. Наиболее известным произведением Лисиппа является изваяние Александра Македонского.
Памятником могущества Афин стал ансамбль Акрополя – мемориала в честь победы над персами. Лучшие архитекторы и скульпторы трудились над его возведением. Руководил строительством Фидий. Украшенный колоннадой вход – Пропилеи – ведет в Акрополь. В центре Акрополя возвышается Парфенон (447–438 гг. до н. э.) – дорический храм богине Афине Парфенос (Афине-Деве) – покровительнице города. Его строители Иткин и Калликрат ввели и элементы ионического ордера. Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия. На рельефах длинной (около 160 м) ленты фриза он изобразил шествие в день праздника богини Афины, включавшее более 500 фигур людей и животных, и ни одна не повторяет другую. Фронтонные скульптуры Парфенона дошли до нас в обломках. На восточном фронтоне Фидий изобразил миф о рождении богини Афины в присутствии других богов Олимпа. Особенно хороша статуя отдыхающего бога Диониса. К числу лучших творений Фидия принадлежит группа трех богинь, расположенная в правой части фронтона. Великолепно переданы свободные и естественные позы, тонкие одежды богини. Для Парфенона Фидий создал колоссальную, высотой 12 м, статую богини Афины Парфенос из золота и слоновой кости (442–432 до н. э.). Она не сохранилась. Не сохранилась и самая прославленная работа Фидия – 14‑метровая статуя Зевса, сделанная также из золота и слоновой кости для храма в Олимпии, которая считалась одним из «чудес света». Кроме Парфенона в Акрополе были возведены храмы в ионическом ордере, черты которого – асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек – кариатидами, поддерживающими перекрытие. К высшим достижениям архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися ступенями – сиденьями для зрителей – отличались прекрасной акустикой.
Все более обозначается гуманистическая ориентация мировоззрения древних греков, в полный голос звучит в искусстве тема человека, которому греки придают идеальный облик. Рождается идеал свободного человека – защитника своего полиса. Возрастает интерес и к внутреннему миру человека. Внимание обращено на личность как таковую. Изображаются исторические персонажи, современные военные и политические деятели. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в древнегреческом искусстве эпохи эллинизма.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы