3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
Человеческая история насчитывает, согласно современным научным данным, около 5 млн лет. В течение бóльшей части этого времени протекал процесс выделения человека из животного мира. Культурообразующая функция формировалась у человека очень медленно, постепенно, вместе с производством первых орудий труда. Архаический(древнейший) тип культуры можно условно разделить на две части:культура бытовая(или материальная) икультура ментальная (или духовная), то есть та, которая возникла как следствие познания человеком окружающего мира, как отражение, ответное действие человека на проявления окружающего мира. Под первобытной культурой принято понимать культуру, которая существовала у народов, живших более 30 тыс.1лет назад, или у народов, чьи традиции и жизненный уклад соответствует этому времени, сохранившись в нетронутом виде до наших дней.
Складывание материальной культуры началось более 2 млн лет назад. Стадии становления человеческого общества представлены в табл. 1. Согласно современным данным, первой стадией становления будущего человеческого общества явилось первобытное стадо. В течение этого огромного периода времени пралюди модифицировали орудия труда из камня, дерева и кости, создавали жилища, устраивали захоронения.
Таблица 1
Стадии становления человеческого общества
Каменный век | 2,6 млн – 4 тыс. лет до н. э. |
Палеолит (древний каменный век) | 2,6 млн – 10 тыс. лет до н. э. |
Мезолит (средний каменный век) | 10–6 тыс. лет до н. э. |
Неолит (новый каменный век) | 6–4 тыс. лет до н. э. |
Медно-каменный век | 4–3 тыс. лет до н. э. |
Бронзовый век | 2–1 тыс. лет до н. э. |
Железный век | Начался около 1 тыс. лет до н. э. |
Узнать о том, как жили тогда люди, что было для них значимым, как они строили свои отношения друг с другом и с окружающим миром, мы можем, используя достижения различных наук: археологии, этнографии, фольклористики. Ученые располагают находками, свидетельствующими, что уже более 2 млн лет назад обезьянолюди, которых назвали презинджантропами, пользовались галечными орудиями труда (булыжниками, заостренными при помощи сколов). Останки презинджантропов найдены в Восточной Африке (в ущелье на границе Танзании и Кении), данную разновидность предчеловека назвали homo habilis (человек умелый).Неандертальцы, жившие в промежутке от 100 до 40 тыс. лет назад (этот период называется Мустьерской эпохой), согласно данным археологии, владели 62 типами каменных орудий труда, среди которых основными были рубило и скребло.Мустьерский человек, неандерталец, охотился на крупных животных: мамонтов, носорогов, бизонов, медведей и продвинулся, согласно данным по России, вплоть до Полярного круга.
Уже неандертальцы погребали своих покойников с соблюдением определенных ритуалов: ориентировали головой на запад или восток, рядом укладывали каменный нож или другое оружие, окружали костями животных; могли накрыть лопаткой мамонта или каменной плитой. Обнаружено много следов действий мустьерского человека, которые невозможно объяснить непосредственно практическими целями. Так, в альпийских пещерах Драхенлох (Швейцария) и Петерсхеле (Германия) нашли уложенные в каменные ящики черепа медведей; во французской пещере Регурду – захоронение медведя в кольцевой опалубке из каменных глыб; в пещере Базуа (Италия) на расстоянии 400 м от входа – следы метания кусками глины в огромный сталагмит, который своими очертаниями напоминал зверя. Все это представляет собой свидетельство духовной деятельности неандертальцев. В этот же период зародилась сфера деятельности, в которой можно увидеть зачатки первобытного искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные куски охры, которые археологи находят в стойбищах мустьерской эпохи. Во Франции в гроте Пеш де л’Азе неандертальцы затачивали куски охры в виде карандашей, на других стоянках их растирали в порошок, которым окрашивали тело, шкуры, использовавшиеся как одежда. Находят археологи также простейшие орнаменты на скалах и трубчатых костях в виде параллельных полос и относительно симметричных пятен.
Следующая стадия развития первобытного общества – родовая община. Граница между этими двумя ступенями соответствует границе между эпохами нижнего(или древнего) иверхнего(или позднего)палеолита. Именно тогда, т. е. 40 тыс. лет назад, последний тип формирующегося человека – неандерталец – сменился человеком современного типа. Останки homo sapiens (человека разумного) были найдены в пещере Кро-Маньон на юге Франции (отсюда название «кроманьонец, кроманьонский человек»).
Традиционно начало собственно культурной деятельности человека ученые относят к периоду верхнего палеолита (40–10 тыс. лет до н. э.). В кремниевой «индустрии» этой эпохи ученые выделяют до 92 типов орудий. Широко используются новые материалы для изготовления оружия и инструментов: кость, рог, бивень мамонта. Известны составные орудия (например, трубчатая кость, в паз которой вставлены кремниевые лезвия) и первые механизмы для метания дротиков на большие расстояния; изумление вызывают тончайшие костяные иглы для шитья одежды и совершенно симметричные листовидные наконечники копий и дротиков, сделанные из кремния.
Самые первые образцы палеолитического искусства были обнаружены в пещерах Франции в середине XIX в. До нас дошли более 10 тыс. изображений. Древнейшие из них найдены в гроте Ля Ферасси и пещере Ля Мадлен. Это гравировки на кусках камня и костяных пластинах, воспроизводящие (еще грубо и неумело) фигуры зверей. Рядом с этими фигурами имеется схематичное изображение женского пола. Так выражалась, как считают ученые, жизненно важная идея – идея непрерывного размножения промысловых животных. В 1879 г. в Пиренейских горах (Испания) была открыта глубокая пещера, названная Альтамирой, на стенах и потолке которой рукой первобытного художника были изображены кабаны, зубры, олени. Наибольшей известностью среди подобных находок (на сегодняшний день их насчитывается более сотни) пользуется открытая в 1940 г. пещера Ласко (Франция, недалеко от местечка Монтильяк), где найдены сотни фигур оленей, бизонов, козлов, лошадей, быков, носорогов: желтых, красных коричневых, обведенных темными линиями, выполненных практически в натуральную величину и в различных позах. Именно в этой французской пещере была обнаружена редкая попытка изобразить массовую сцену с каким‑то сложным сюжетом. Среди животных встречаются фигуры людей, однако они крайне стилизованные, в отличие от животных, которые изображены весьма натуралистично. На изображениях животных найдены следы ударов камней, копий и дротиков, рисунки находятся в пещерах глубоко под землей – это свидетельство магических ритуалов, предшествовавших охоте. Точность и острота наблюдений, отраженных в образах животных, очевидно, определялись повседневным опытом древних охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания образа жизни и характера животных, от умения выследить и поймать их. Проникновение в жизнь зверей являлось характерной и важной частью психологии древнейших людей.
Наряду с рельефами(изображениями на плоскости) появляетсякруглая скульптура(т. е. свободно размещающаяся в пространстве и требующая кругового обзора). Как правило, это были женские статуэтки, так называемыепалеолитические (первобытные)венеры, изображавшие Богиню-Мать (всеобщую прародительницу всего живого на земле), поклонение которой характерно для данной культуры (об этом подробнее см. ниже). «Наиболее ранним образцом палеолитических венер, вероятно следует считать “протоскульптуру” из Берекат Рам в Израиле, чей возраст, вроде бы, превышает 233 тыс. лет. Это грубое изображение, но, несомненно, женское»1. Встречаются также скульптурки животных из камня, бивня мамонта, из кости, даже из глины, смешанной с костной золой. В открытой вслед за испанской Альтамирой пещере Мотеспан (Франция) были обнаружены остатки трех скульптур, изображавших пещерных львов. На шее и груди одного льва были отчетливо видны следы от дротиков и копий, которые первобытные люди бросали в эту скульптуру. Другие же две скульптуры были полностью разбиты в результате частого в них попадания. Таким образом, «неразрывно сочетаются художественное (рисование или живопись натуральными, из минералов, красками), спортивно-состязательное (попадание в мишень) и, главное, религиозное (в виде простейшей “уподобительной” магии) начала» 2.
Палеолитическое искусство доставляло людям того времени удовлетворение соответствием изображений природе, четкостью и симметричным расположением линий, цветовой гаммой. Простейший орнамент встречается на самых простых бытовых предметах, которым подчас придавалась скульптурная форма (например, рукоятки ножей, копьеметалок превращались в фигурки животного или птицы). Изобразительная практика позже дала начало древнейшей письменности – пиктографии, т. е. рисунчатому письму (от лат. pictus – нарисованный и гр. grapho – пишу), появившейся вследствие необходимости передавать и хранить информацию. Позднее, уже за пределами анализируемой эпохи, пиктография развивалась в идеографию (от гр. idea – понятие), которая представляет собой письмо иероглифами – это знаки-рисунки, обозначавшие слова или слоги. Следующим этапом эволюционирования письменности было алфавитное письмо, в котором буквы на письме обозначают звуки. Эти два поздних варианта письменности сохранились до наших дней и широко используются.
Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Первобытные танцы в большинстве своем были подражательными. Они имитировали сцены собирательства, охоты, рыболовства, брачные игры животных и т. п., что также говорит о магическом характере этих действий: например, весной природу побуждали проснуться, чтобы инициировать процессы воспроизводства потомства промысловыми животными и птицами. Были также военные танцы. Зарождение танца относится к мадленской эпохе. Во многих племенах песни и танцы обозначают одним словом, что свидетельствует о том, что эти два вида первобытного искусства тесно связаны. Песни древних людей состояли из ритмизованной речи. Основой являлся речетатив, а мелодия возникла гораздо позже. Именно люди эпохи палеолита создали все виды музыкальных инструментов – ударные (из кости, дерева или натянутого куска кожи), струнные или щипковые (прототипом явился лук с натянутой тетивой) и духовые инструменты из полого дерева или трубчатой кости. Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы