9.8. Современная социокультурная ситуация в России
Начало процесса детоталитаризации политического строя и всех социальных сфер жизни в нашей стране происходило медленно и мучительно, сопровождаясь отчаянным сопротивлением прежних властных (партийно-государственных) структур и катастрофическим разрушением политических, экономических, хозяйственных, идеологических и других институтов, отношений, сфер. Дело в том, что своеобразие советского тоталитаризма заключалось в его наибольшей тотальности по сравнению, допустим, с итальянским, кампучийским, иракским и другими вариантами. Советский тоталитаризм за 70 с лишним лет не только проник во все сферы и поры общества, но успел коренным образом преобразовать их, приспособить к себе.
90‑е гг. в России принесли внутренние духовные потрясения. Переоценка ценностей носила глобальный характер, началась интенсивная терапия правдой. Действительно, никакой народ в мире не был так порабощен мифами, как наш народ в XX в. За иллюзорное любование будущим обществом правды и справедливости, которое строилось ценой неимоверных жертв, приходилось расплачиваться. И чем дальше миф уводил нас от реальности, тем ужаснее были идейное прозрение, отрезвление и заземление мечты. Однако закат тоталитаризма наступил не сразу, поскольку литература, наука и другие сферы культуры и ее инфраструктура (например, средства массовой информации) оставались в основном функционерами в политической системе посттоталитарного общества. Время художников, ученых, философов еще не пришло. Процесс распада тоталитаризма в нашей стране шел, расширялся и углублялся. На Западе его назвали «второй русской революцией» (первая – в октябре 1917 г.). Эта революция свершалась на наших глазах и при нашем участии. Это тяжело и довольно безрадостно – быть не только свидетелем, но и участником, не только субъектом, но и объектом распада. Причем отсутствовал психологический механизм утешения надеждой на лучшее будущее, который срабатывал в отношении строителей коммунизма (они страшной ценой, но созидали!). Мы страшной ценой разрушали!
Тем не менее для человека культуры – ученого, художника, публициста, философа – в тяжелые времена есть свои парадоксальные преимущества и стимулы: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» (Ф. Тютчев). Деятели культуры в такие минуты приближаются к пониманию процессов, не наблюдаемых в обычных условиях, не поддающихся правильному осмыслению при «нормальном» историческом процессе. Мы находимся сейчас на поворотном, рубежном моменте истории, присутствуем при конце советской цивилизации. Заметим, что это опять рубеж веков, на этот раз XX и XXI. Как долго будет продолжаться этот переходный период, какие цивилизационные и социокультурные последствия ожидают народы бывшего СССР – трудно сказать. Ограничимся лишь констатацией нашего бытия в посттоталитарном или посткоммунистическом обществе.
С крахом тоталитарно-коммунистической системы практически во всемирно-историческом масштабе начался процесс глобальных изменений. Наметившийся цивилизационный переход сродни переходу к эпохе европейского Просвещения, потому что разоблачаются мифы и догмы священно-коммунистического партийного государства, которые изолировали и отталкивали нас от всего человечества. Однако в этом процессе есть и негативные моменты. Центробежные силы распада советской цивилизации уже вычленили, по меньшей мере, шесть цивилизаций на территории бывшего Советского Союза: западная цивилизация (в ее восточноевропейском или скандинавском вариантах) – балтийские республики и Молдова; исламский регион – среднеазиатские республики и Казахстан, Азербайджан, Северный Кавказ, Татарстан, Башкирия; буддистский регион – юг Сибири; российская цивилизация – Россия, Украина и Белоруссия; Сибирь и ДальнийВосток как отдельные регионы со своей духовной и социальной спецификой. Рост национальной, политической, религиозной, языковой самобытности приводит не только к расцвету национальных культур, но и к розни, нетерпимости, ожесточению и озлобленности, следствием чего являются конфронтация и прямые вооруженные конфликты, переходящие в очаги гражданской войны, свидетелями которых мы являемся (Южный федеральный округ России).
Анализируя современные культурологические тенденции в России, констатируем следующие ее характерные черты:
1) плюрализм, который развился вместе с взаимной нетерпимостью и вседозволенностью;
2) изменение методологий познания мира. Прежде жесткий объективизм, исключающий оценочность и субъективную интерпретацию, выражался в дилеммах типа «или – или»: белое или черное? все или ничего? Теперь неожиданную ценность приобретают критерии гибкости, мягкости, неопределенности, вариативности, субъективности, размытости, эмоциональности и т. д.
Завершая анализ современной социокультурной ситуации в России и ретроспективно рассматривая всю историю отечественной культуры в целом, можно сказать, что корень практически всех явлений и процессов в русской культуре XX в. так или иначе связан с тоталитаризмом. Многие факты истории русской культуры многовековой давности прямо или косвенно предвосхищают тоталитаризм как явление культуры и тип цивилизации. Вспомним феномен русского самодержавия, многомерное явления крепостничества в России, православный фундаментализм, имперский комплекс России, фанатизм революционеров, борьбу с инакомыслием и традиции общинного коллективизма. Самое же главное – это стремление к целостному, нерасчлененному взгляду на мир, которое свойственно русской культуре и ее представителям. Дело в том, что сама тяга русской культуры к «всеединству», к преодолению своего раздвоения и раскола, оборачивалась тем «сверхцентрализмом», который ломал культуру, загоняя ее в политическую схему.
С другой стороны, теоретическое осмысление истории русской культуры позволяет увидеть, что, будучи рожденной в недрах деспотического, жестко регламентированного Церковью и светской бюрократической властью государства, русская культура изначально содержала в себе зерно свободомыслия и протеста против любых форм политического, духовного (в том числе религиозного) и личностного стеснения, закабаления и произвола.
Культура по своей природе не может быть вся без остатка заорганизована, идеологизирована, политизирована и т. д. Тем более такая культура, как русская, которая, являясь амбивалентной, совмещала и тоталитаризм, и «противоядие» против него.
Социокультурная ситуация переходного периода в современной России сопряжена с большими, в том числе нравственными, потерями. Разрушаются старые мировоззренческие ценности, возникают случайные иллюзии, новые утопии, спекулятивные идеи – и все это на фоне все возрастающего процесса дегуманизации жизни и культуры, нигилизма, общественной апатии и безверия. Главное заключается в том, что мы живем сейчас в эпоху чудовищной потери смысла. Сегодня России предложено относительно сытое существование, но в обмен на некоторую комфортность жизни у людей отняли смысл жизни. Жить только ради мира вещей, пусть даже супермодных, Россия не приучена. Человек не рожден для того, чтобы превращаться в небольшое, но рентабельное предприятие, в которое он вкладывает деньги, которые сам же и зарабатывает. Поэтому люди отчаянно ищут ответа на вопросы: «Кто я? Зачем я существую? Откуда и куда мы идем?».
Многое зависит от современной молодежи. Существует взгляд, что молодых сейчас больше волнуют проценты по кредитам или наличие свободных мест на престижных курортах, но на самом деле никто толком не знает, что волнует молодежь. Молодые склонны копировать тот стиль жизни, который пропагандируют масс-медиа. А подросткам сегодня чуть ли не с детских лет навязывают образ «человека покупающего», им внушают, что их главная задача в жизни заключается в потреблении. Идет страшная инфантилизация общества: по улицам ходят и ездят на дорогих автомашинах 30‑летние дети – растерянные, не умеющие создать семью, не готовые принимать серьезные решения. Они глупо, бессмысленно, бездарно тратят энергию, исследуя полки супермаркетов и за этими веселыми рингтонами и бесконечными блужданиями по миру мобильных телефонов и Интернета скрывают свою неуверенность и несчастливость.
Идея вечности сейчас ушла на задний план. Мимо нас каждый день проносится чудовищный поток информации; никто уже не станет искать на своем чердаке наброски Рембрандта или ноты Баха, никто не откроет заново импрессионистов. Чтобы открывать какие‑то забытые произведения или хотя бы помнить об уже существующих, надо быть настроенным на вечные темы. Но зрителю предлагают рассматривать какое-нибудь новое украшение в пупке Бритни Спирс с инкрустацией из слоновой кости – и пупок этот затмевает собой все остальное. Телевидение убеждает нас в том, что самое интересное – это новости. Поэтому общество все время что‑то неистово покупает и ищет новостей. Мы опускаемся. И не только Россия – весь мир. Так же растеряны и не понимают, как жить, люди в Европе и в Америке. Чтобы снова начать подниматься, необходимо понимание молодежью происходящих процессов, ее настроенность как на конструктивные изменения, так и на сохранение и приумножение лучших достижений отечественной культуры. Наследие прошлого, чтобы оказывать влияние, должно сберегаться, и в наши дни начинается процесс восстановления культурной памяти народа, возвращаются забытые имена и великие духовные ценности.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы