7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
Исламская культура богата философскими и художественными традициями. Философия мусульманского Средневековья, ориентированная на античные модели, называлась фальсафа, ее основное содержание составляли поиски общественного идеала. Аль-Фараби X в., Ибн-Сина (Авиценна) XI в., Ибн Рушд (Аверроэс) XII в. являлись последователями Аристотеля и разрабатывали идеи, ведшие к признанию единства бытия, изначальности и извечности мира и его подчиненности действию естественных законов. Отсюда присущие этой культуре интерес к наукам о природе, разработка научных методов исследования, утверждение рационализма. Разум выступал мерилом истины, а логика – способом ее получения и обоснования. Другая философская традиция –суфизм– является мистико-аскетическим течением внутри ислама. В суфизме переплелись идеи зороастризма, пантеизма, неоплатонизма и мистики каббалы. Философы-суфии доказывали, что божество порождает мироздание путем излияния (эманации) и что цель человеческой жизни заключается в полном растворении в божестве.
Космология Корана достаточно наивна: плоская земля, твердое небо, состоящее из семи небес, ближайшее из них к земле украшено звездами. Между небом и землей имеется лестница для восхождения ангелов (которое длится 50 тыс. лет). Раннеисламская литература, включающая хадисы– рассказы из жизни пророка Мухаммеда, его высказывания по тому или иному поводу, дает некоторые комментарии к Корану. Так, например, в IX в. пояснялось, что Землядержится на роге быка, бык – на рыбе, рыба – на воде, вода – на воздухе, воздух – на влажности. А на влажности обрывается знание знающего. Справедливости ради надо отметить, что знаменитые арабские мыслители IX–XI вв. Ахмед Фергани, Абу Бируни и математик аль‑Баттани учили, что Земля имеет шаровидную форму. Однако путь к научной точке зрения был гораздо труднее, чем в западноевропейских странах; это объясняется застойным характером общественных отношений в странах исламского мира.
Багдад всегда оставался одним из важнейших центров исламской культуры. Здесь, а также в городах Харон, Барса и Куфа развивается средневековая восточная наука. Еще в начале IX в. в Багдаде строят обсерваторию и университет с огромной библиотекой, в котором трудились ученые из разных областей знания. Появляется арабская грамматика, ставшая основой словесности на многие столетия. Начиная с IX в. создаются значительные научные труды, посвященные арабской истории. К X в. были открыты медресе– средние и высшие мусульманские школы. На распространение научных знаний несомненно повлияли переводы на арабский язык трудов Аристотеля, Архимеда, Платона, Евклида. Распространению письменных текстов способствовало то, что из Китая была завезена бумага. Ученые философского кружка в городе Басра составили энциклопедию научных достижений. Вклад арабов в математическую науку был велик: Абу‑аль‑Вафа (XII в.) создал теорему синусов сферической тригонометрии, труды по оптике написал египетский математик и физик Ибн‑аль‑Хайсам. Особенно значительных успехов достигла медицина. «Канон врачебной науки» Ибн‑Сины (Авиценны) (980–1037) являлся энциклопедией по теории и клинической практике, поскольку обобщил взгляды ученых-медиков многих стран мира: индийских, греческих, римских и среднеазиатских. Багдадский хирург Абу Бакр Мухаммед ар Рези (XII в.) дал классическое описание таких болезней, как оспа и корь, учил делать прививки от оспы.
Художественная культура исламского мира весьма своеобразна, что обусловлено прежде всего запретом на изображение Аллаха и вообще всех живых существ. Согласно Корану создание идолов и образов человека – дело, угодное дьяволу. Значение религиозного изображения приобретает священный текст, его каллиграфическое воплощение, которое составляет существенную часть образной системы ислама. Само письмо мусульмане сравнивают с драгоценностями и цветами, а чернила – с духами. В поэзии красота тела сравнивается с линиями букв. Писцы пользовались особым уважением. Их каллиграфия должна была быть безупречной. Именно каллиграфия занимает особо важное место в мусульманской художественной культуре. Стихи Корана – тончайшие мозаичные изображения текстов – служили украшением исламских мечетей – эти тексты следовало читать и знать.
Широкое распространение получает поэзия. Всемирно известны персидские поэты: Фердоуси, написавший бессмертную эпопею «Шах‑намэ» («Книга царей»); Омар Хайям (1040–1123), который создал маленькие шедевры – рубаи– четверостишия с философским и вольнодумным подтекстом; Хафиз (т. е. знающий наизусть весь Коран) – псевдоним персидского поэта Мохаммеда Шамседдина (ок. 1325–1389/90), все сочинения которого после его смерти были собраны в обширный «Диван», включавший сотни лирических произведений, в основномгазелей, традиционных по тематике (вино, любовь, мистическое озарение, жалобы на бренность мира, стремление к наслаждению), но изображавших героя живой личностью, одержимой противоречивыми страстями; Саади Ширази (80‑е гг. XII в. – 1292), создавший сборники притч (в прозе и стихах) «Гулистан» («Сад роз»), в которых представлены жизнь, быт и практическая мудрость людей этой эпохи, и др. В X–XV вв. сложился сборник арабских народных сказок – «Тысяча и одна ночь». В него входят также переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний. Образы Аладдина, Али‑Бабы, Синдбада-морехода, бедуинов, купцов, султанов вошли в сокровищницу арабской и мировой литературы. Поэзия и проза арабского Средневековья, постоянно переплетаясь, создают своеобразный сплав различных областей человеческого бытия – героическое соседствует с историческим, любовное – с медицинским и философским. Все это неизменно объединено мусульманской верой и Кораном.
Арабские города отличались разнообразной и богатой архитектурой. При их строительстве, как правило, использовались образцы архитектуры завоеванных стран – особенно античные традиции (дворцы, храмы, рынки, бани-термы). Мечеть выполняла особенно важную идеологическую функцию, а в размерах и богатстве ее убранства воплощалась сама мощь ислама. Конструкция мечети проста – в ней царствует свободное пространство, над которым воздвигнуто перекрытие, защищающее молящихся от дождя. В стене есть ниша, указывающая, в какой стороне находится Мекка, обращаясь к которой надо совершать молитвы. С X в. здания украшаются изящными геометрическими орнаментами и стилизованными надписями – «арабской вязью». Такой орнамент вошел в историю искусства Европы под названием «арабеска».
Совершенно великолепными являются образцы каменного мусульманского храмового зодчества, к которым относятся две знаменитые мечети, построенные в Иерусалиме. Первую – мечеть Омара (более известную как мечеть Скалы), ставшую символом величия ислама, – воздвигнул в 687–691 гг. халиф Абд аль Малик. Вторую мечеть – Эль Акса (что означает «самая далекая») – построил его сын халиф Валид в 709–715 гг.
Работы по строительству мечети Омара были поручены византийским христианским архитекторам. Восьмиугольная, с золотым куполом, изначально украшенная мозаикой мечеть позже была облицована голубой плиткой, которую в 1552 г. изготовили по приказу Сулеймана Великолепного на персидских заводах. Фриз, опоясывающий мечеть Омара и славящей Аллаха, выполнил в 1876 г. знаменитый турецкий каллиграф Мохаммед Чафик. Внутри – мечети настенная мозаика, прекрасные ковры, цветные витражи на окнах. В центре мечети находится огороженная деревянными перилами голая скала. Это святыня евреев и мусульман. Именно на этой скале Авраам должен был принести в жертву своего любимого сына Исаака, чтобы доказать свою веру. По исламскому преданию скала пыталась следовать за Мухаммедом на небо во время его вознесения, но ангел Джабраил остановил ее, оставив на ней след своей руки. Эта скала каждый день посыпается ароматическим веществом, потому что так верующий, приближаясь к ней, может чувствовать запах Рая. Под скалой имеются несколько ступеней, ведущих в грот, который мусульмане называют «колодец душ», поскольку считают, что в день Страшного суда там соберется весь народ.
Название мечети Эль Акса связано с исламским преданием, согласно которому она располагается на самом далеком месте, достигнутом пророком Мухаммедом. Первоначально ее украшали 280 колонн, расставленных в 14 рядов. Во времена крестоносцев мечеть была резиденцией рыцарей тамплиеров (храмовников), охранявших район бывшего иерусалимского Храма. После разгрома крестоносцев в 1167 г. султан Салах‑Ад‑Дин вернул мечети прежнее назначение. Капитальная реставрация мечети производилась с 1938 по 1943 гг. Были установлены колонны из каррского мрамора (подарок Муссолини), потолок (дар короля Египта Фарука). На полу находятся бесценные ковры. Венчает мечеть темно-серебристый купол. Здание известно еще и тем, что в 1951 г. там был убит иорданский король Абдулла, а его племянник, следующий король Иордании Хусейн (умер в 1999 г.) тогда чудом спасся. В 1969 г. неким сумасшедшим австралийцем в мечети был открыт автоматный огонь по верующим.
География арабского мира в основном совпадает с ареалом распространения ислама. Однако в наше время имеет место явная тенденция расширения зоны мусульманской культуры. Если до середины XX в. имело место компактноое проживание носителей этой культуры главным образом в странах Востока, то сегодня в результате массовых внешних миграций мы наблюдаем быстрый рост – за счет высокой рождаемости – многочисленных мусульманских диаспор на Западе.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы