logo
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира

Исламская культура богата философскими и ху­до­же­ствен­ны­ми традициями. Философия мусульманского Средневековья, ориентированная на античные модели, называлась фальсафа, ее основное содержание составляли поиски общественного идеала. Аль-Фа­ра­би X в., Ибн-Си­на (Авиценна) XI в., Ибн Рушд (Аверроэс) XII в. являлись последователями Аристотеля и раз­ра­ба­ты­ва­ли идеи, ведшие к приз­на­нию единства бытия, изначальности и из­веч­нос­ти мира и его подчиненности действию естественных законов. Отсюда присущие этой культуре интерес к на­укам о при­ро­де, разработка научных методов исследования, утверждение рационализма. Разум выступал мерилом истины, а ло­ги­ка – способом ее получения и обос­но­ва­ния. Другая философская традиция –суфизм– является мис­ти­ко-ас­ке­ти­чес­ким течением внутри ислама. В суфизме переплелись идеи зороастризма, пантеизма, неоплатонизма и мис­ти­ки каббалы. Фи­ло­со­фы-су­фии доказывали, что божество порождает мироздание путем излияния (эманации) и что цель человеческой жизни заключается в пол­ном растворении в бо­же­стве.

Космология Корана достаточно наивна: плоская земля, твердое небо, состоящее из семи небес, ближайшее из них к зем­ле украшено звездами. Между небом и зем­лей имеется лестница для восхождения ангелов (которое длится 50 тыс. лет). Раннеисламская литература, включающая хадисы– рассказы из жизни пророка Мухаммеда, его высказывания по тому или иному поводу, дает некоторые комментарии к Ко­ра­ну. Так, например, в IX в. пояснялось, что Землядержится на роге быка, бык – на рыбе, рыба – на воде, вода – на воздухе, воздух – на влажности. А на влажности обрывается знание знающего. Справедливости ради надо отметить, что знаменитые арабские мыслители IX–XI вв. Ахмед Фергани, Абу Бируни и ма­те­ма­тик аль‑Бат­тани учили, что Земля имеет шаровидную форму. Однако путь к на­уч­ной точке зрения был гораздо труднее, чем в за­пад­но­ев­ро­пейских странах; это объясняется застойным характером общественных отношений в стра­нах исламского мира.

Багдад всегда оставался одним из важнейших центров исламской культуры. Здесь, а так­же в го­ро­дах Харон, Барса и Ку­фа развивается средневековая восточная наука. Еще в на­ча­ле IX в. в Баг­да­де строят обсерваторию и уни­вер­си­тет с ог­ром­ной библиотекой, в ко­то­ром трудились ученые из разных областей знания. Появляется арабская грамматика, ставшая основой словесности на многие столетия. Начиная с IX в. создаются значительные научные труды, посвященные арабской истории. К X в. были открыты медресе– средние и выс­шие мусульманские школы. На распространение научных знаний несомненно повлияли переводы на арабский язык трудов Аристотеля, Архимеда, Платона, Евклида. Распространению письменных текстов способствовало то, что из Китая была завезена бумага. Ученые философского кружка в го­ро­де Басра составили энциклопедию научных достижений. Вклад арабов в ма­те­ма­ти­чес­кую науку был велик: Абу‑аль‑Вафа (XII в.) создал теорему синусов сферической тригонометрии, труды по оптике написал египетский математик и фи­зик Ибн‑аль‑Хайсам. Особенно значительных успехов достигла медицина. «Канон врачебной науки» Ибн‑Сины (Авиценны) (980–1037) являлся энциклопедией по теории и кли­ни­чес­кой практике, поскольку обобщил взгляды уче­ных-ме­ди­ков многих стран мира: индийских, греческих, римских и сред­не­ази­ат­ских. Багдадский хирург Абу Бакр Мухаммед ар Рези (XII в.) дал классическое описание таких болезней, как оспа и корь, учил делать прививки от оспы.

Художественная культура исламского мира весьма своеобразна, что обусловлено прежде всего запретом на изображение Аллаха и во­об­ще всех живых существ. Согласно Корану создание идолов и образов человека – дело, угодное дьяволу. Значение религиозного изображения приобретает священный текст, его каллиграфическое воплощение, которое составляет существенную часть образной системы ислама. Само письмо мусульмане сравнивают с дра­го­цен­нос­тя­ми и цве­та­ми, а чер­ни­ла – с ду­ха­ми. В по­эзии красота тела сравнивается с ли­ни­ями букв. Писцы пользовались особым уважением. Их каллиграфия должна была быть безупречной. Именно каллиграфия занимает особо важное место в му­суль­ман­ской художественной культуре. Стихи Корана – тончайшие мозаичные изображения текстов – служили украшением исламских мечетей – эти тексты следовало читать и знать.

Широкое распространение получает поэзия. Всемирно известны персидские поэты: Фердоуси, написавший бессмертную эпопею «Шах‑намэ» («Книга царей»); Омар Хайям (1040–1123), который со­здал маленькие шедевры – рубаи– четверостишия с фи­ло­соф­ским и воль­но­дум­ным подтекстом; Хафиз (т. е. знающий наизусть весь Коран) – псевдоним персидского поэта Мохаммеда Шамседдина (ок. 1325–1389/90), все сочинения которого после его смерти были собраны в об­шир­ный «Диван», включавший сотни лирических произведений, в ос­нов­номгазелей, традиционных по тематике (вино, любовь, мистическое озарение, жалобы на бренность мира, стремление к нас­лаж­де­нию), но изображавших героя живой личностью, одержимой противоречивыми страстями; Саади Ширази (80‑е гг. XII в. – 1292), создавший сбор­ни­ки притч (в про­зе и сти­хах) «Гулистан» («Сад роз»), в ко­то­рых представлены жизнь, быт и прак­ти­чес­кая мудрость людей этой эпохи, и др. В X–XV вв. сложился сборник арабских народных сказок – «Тысяча и од­на ночь». В не­го входят также переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний. Образы Аладдина, Али‑Бабы, Син­дба­да-мо­ре­хо­да, бедуинов, купцов, султанов вошли в сок­ро­вищ­ни­цу арабской и ми­ро­вой литературы. Поэзия и про­за арабского Средневековья, постоянно переплетаясь, создают своеобразный сплав различных областей человеческого бытия – героическое соседствует с ис­то­ри­чес­ким, любовное – с ме­ди­цин­ским и фи­ло­соф­ским. Все это неизменно объединено мусульманской верой и Ко­ра­ном.

Арабские города отличались разнообразной и бо­га­той архитектурой. При их строительстве, как правило, использовались образцы архитектуры завоеванных стран – особенно античные традиции (дворцы, храмы, рынки, ба­ни-тер­мы). Мечеть выполняла особенно важную идеологическую функцию, а в размерах и бо­гат­стве ее убранства воплощалась сама мощь ислама. Конструкция мечети проста – в ней царствует свободное пространство, над которым воздвигнуто перекрытие, защищающее молящихся от дождя. В сте­не есть ниша, указывающая, в ка­кой стороне находится Мекка, обращаясь к ко­то­рой надо совершать молитвы. С X в. здания украшаются изящными геометрическими орнаментами и сти­ли­зо­ван­ны­ми надписями – «арабской вязью». Такой орнамент вошел в ис­то­рию искусства Европы под названием «арабеска».

Совершенно великолепными являются образцы каменного мусульманского храмового зодчества, к ко­то­рым относятся две знаменитые мечети, построенные в Иеру­са­ли­ме. Первую – мечеть Омара (более известную как мечеть Скалы), ставшую символом величия ислама, – воздвигнул в 687–691 гг. халиф Абд аль Малик. Вторую мечеть – Эль Акса (что означает «самая далекая») – построил его сын халиф Валид в 709–715 гг.

Работы по строительству мечети Омара были поручены византийским христианским архитекторам. Восьмиугольная, с зо­ло­тым куполом, изначально украшенная мозаикой мечеть позже была облицована голубой плиткой, которую в 1552 г. изготовили по приказу Сулеймана Великолепного на персидских заводах. Фриз, опоясывающий мечеть Омара и славящей Аллаха, выполнил в 1876 г. знаменитый турецкий каллиграф Мохаммед Чафик. Внутри – мечети настенная мозаика, прекрасные ковры, цветные витражи на окнах. В цен­тре мечети находится огороженная деревянными перилами голая скала. Это святыня евреев и му­суль­ман. Именно на этой скале Авраам должен был принести в жер­тву своего любимого сына Исаака, чтобы доказать свою веру. По исламскому преданию скала пыталась следовать за Мухаммедом на небо во время его вознесения, но ангел Джабраил остановил ее, оставив на ней след своей руки. Эта скала каждый день посыпается ароматическим веществом, потому что так верующий, приближаясь к ней, может чувствовать запах Рая. Под скалой имеются несколько ступеней, ведущих в грот, который мусульмане называют «колодец душ», поскольку считают, что в день Страшного суда там соберется весь народ.

Название мечети Эль Акса связано с ис­лам­ским преданием, согласно которому она располагается на самом далеком месте, достигнутом пророком Мухаммедом. Первоначально ее украшали 280 ко­лонн, расставленных в 14 ря­дов. Во времена крестоносцев мечеть была резиденцией рыцарей тамплиеров (храмовников), охранявших район бывшего иерусалимского Храма. После разгрома крестоносцев в 1167 г. султан Салах‑Ад‑Дин вернул мечети прежнее назначение. Капитальная реставрация мечети производилась с 1938 по 1943 гг. Были установлены колонны из каррского мрамора (подарок Муссолини), потолок (дар короля Египта Фарука). На полу находятся бесценные ковры. Венчает мечеть тем­но-се­реб­рис­тый купол. Здание известно еще и тем, что в 1951 г. там был убит иорданский король Абдулла, а его племянник, следующий король Иордании Хусейн (умер в 1999 г.) тогда чудом спасся. В 1969 г. неким сумасшедшим австралийцем в ме­че­ти был открыт автоматный огонь по верующим.

География ара­бско­го мира в ос­нов­ном совпадает с аре­алом распространения ислама. Однако в наше время имеет место явная тенденция расширения зоны мусульманской культуры. Если до середины XX в. имело место компактноое проживание носителей этой культуры главным образом в стра­нах Востока, то сегодня в ре­зуль­та­те массовых внешних миграций мы наблюдаем быстрый рост – за счет высокой рождаемости – многочисленных мусульманских диаспор на Западе.