4.2.2. Культура Среднего царства
Второй, весьма короткий период Среднего царства (XX–XVI вв. до н. э.) связан с рядом перемен в мировоззрении древних египтян. Космогонические мифы этого периода приобретают патриархальную окраску, творцом мира и всех живых существ оказывается мужское начало. Мир создается без помощи женщины. Мифы повествуют о том, как Ра рождал богов, выплевывая их из своих уст, а Хнум вылепил первого человека на гончарном круге из глины. Наконец, в более поздних мифах мир не рождается и его не лепят, он возникает в результате воплощенного слова. Так, согласно учению мемфисских жрецов бог Птах создал мир своим сердцем и языком, воплотив в телесной форме чистую мысль и невидимые слова. Птах не ограничивается созданием богов и природы, он, согласно мифам, устраивает общественный порядок, устанавливает наказания для преступников, создает города и святилища, учреждает жертвоприношения.
Меняются и представления о загробном мире, который теперь предстает как страна вечного сна, тягостного мрака, где нет воздуха, воды, радости жизни. Возвращению жизненного оптимизма, представлений о солнечном и счастливом покое после смерти способствовало введение нового государственного божества, которым становится Амон. Имея тотемный облик барана или человека с головой барана, соединившись с богом Солнца Ра, он получает имя Амон‑Ра и заботится о восстановлении справедливости на земле, поддержке слабых, обещая после смерти обездоленным лучшую жизнь в мире загробном. Также весьма распространенным остается демократичный культ Осириса. Многих людей привлекала перспектива стать после смерти богом. С этой целью на крышках саркофагов выбивались специальные заклинания. Именно на их основе возникает древнеегипетская Книга Мертвых.
Пирамиды в период Среднего царства начинают «выходить из моды», их заменяют саркофагами, высеченными в скалах. Тела богатых вельмож хоронили в земле, устанавливая над ними надгробия – мастабы. Строители как будто разучились возводить пирамиды, поскольку пытались строить их из кирпича-сырца, облицовывая снаружи грани каменными плитами «под монолит». Зато появляются новые сооружения –лабиринты, например лабиринт Аменхотепа III, общая площадь которого составляла 72 тыс. м2. В дополнение к традиционным рельефным и скульптурным композициям появляется множество многокрасочных росписей на стенах.
Наука Среднего царства была практична и демократична. Известны математические и медицинские тексты, использовавшиеся для обучения. Примером тому могут служить очень интересные документы этого периода: словарь, напоминающий энциклопедический, фрагменты лечебника женских болезней, справочник ветеринара с указаниями по практическому применению лекарственных средств. Продолжает развиваться математика, которая была нужна в строительстве. Египтянам было известно число , которое считали равным 3,16; они умели вычислять объем пирамиды, в том числе усеченной, и площадь поверхности шара. Были созданы довольно точные карты звездного неба.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы