4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
С XVI в. до н. э. и вплоть до середины I тыс. до н. э. длился период Нового и Позднего царств. Мы не будем вдаваться в исторические подробности завоеваний, которые вели египтяне, расширяя не только территорию, но и, посредством обмена культурными достижениями, свой кругозор; заметим только, что это было время великих правителей (Тутмосы, Рамзесы, Аменхетепы, царица Хатшепсут и др.). Именно в эту эпоху оформляются идеи греха и посмертного воздаяния, с которыми связаны изменения в религиозных верованиях. Так, Осирис из бога зерна превращается в грозного и справедливого судью загробного мира. Его изображают сидящим на троне и наблюдающим за процессом взвешивания на весах сердца умершего человека. Праведный человек имел легкое сердце (противовесом являлось перо) и беспрепятственно вступал в загробное царство. Грешника с тяжелым сердцем тут же пожирало чудовище.
Именно в эпоху Нового царства обнаруживаются складывающиеся элементы монотеизма. Амон‑Ра теряет свой зооморфный облик, его культ явился отражением процессов централизации и укрепления государственного аппарата и заслонил собой культы местных богов-покровителей. Никто не знает его облика, он непостижимый, вездесущий бог – носитель высшей справедливости, защитник бедняков, судья мертвых, определяющий наказания грешникам и дающий праведным вечное блаженство.
Могущественные фиванские жрецы (Фивы – столица Египта этого периода) монополизировали религию и науку и вступили в конфликт со светской властью фараонов. Являясь одной из наиболее ярких фигур в египетской истории, Аменхетеп IV (правил в 1424 –1406 гг. до н. э.)предпринял попытку проведения религиозной реформы. Он взял имя Эхнатон (угодный Атону) и ввелкульт Атона– единого для всей Вселенной бога Солнца. Единый бог не имел образа, его символом являлся солнечный диск, чьи лучи заканчивались простертыми ладонями. Фараон закрыл старые храмы, основал новую столицу – Ахетатон, переехал туда со своим окружением, в которое входили художники и поэты. Эхнатон сломал старый канон искусства и положил начало реалистичным изображениям. Он сам впервые был изображен не трафаретно, а «как живой» – со всеми недостатками – в кругу семьи, например с женой (Нефертити) и детьми. Портретные скульптуры Эхнатона и Нефертити резца мастера Тутмоса являются замечательными произведениями этого времени. В целом образцы искусства этого периода отличаются утонченностью, изяществом и разнообразием; это рельефная резьба в гробницах и дворцах, росписи, изображавшие растения, животных, сложные сюжеты обычной жизни, военных походов, культовые сцены. Однако Эхнатон не имел сил, на которые можно было бы опереться, отстаивая проводимую им реформу. Не только жрецы, но и народ был недоволен закрытием храмов и поруганием прежних святынь.
После смерти Эхнатона муж его дочери фараон Тутанхамон вновь восстановил прежний культа Амона‑Ра, объявив Эхнатона фараоном-еретиком, чье имя должно быть стерто из памяти людей, вследствие чего были уничтожены посвященные ему рисунки и надписи. В 1922 г. экспедицией Картера была найдена гробница фараона Тутанхамона, оказавшаяся неразграбленной. Она дает представление о том, какие богатства погребались вместе с усопшими правителями Египта. В гробнице, состоявшей из четырех комнат, находились сотни предметов из золота, черного дерева, слоновой кости, драгоценных камней. Мумия фараона лежала в восьми вставленных друг в друга саркофагах четыре – деревянных, один – из песчаника, два – позолоченных, последний – из чистого золота. Сокровища гробницы Тутанхамона неоднократно экспонировались, в том числе и в нашей стране.
Религиозные верования Позднего царства отличает усиленное поклонение священным животным. Однако в целом последний период привнес мало нового в древнеегипетскую культуру, развитие которой фактически прекратилось после нашествия и победы персов в 525 г. до н. э.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы