7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
На протяжении тысячелетней истории Византии (V–XV вв.) сложился необычайно многообразный, пестрый мир духовной культуры, вобравший в себя одновременно греко-римские и восточные традиции, которые наложили отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи и искусство. Впитав художественные традиции, созданные многочисленными народами, населявшими империю, – сирийцами, коптами, армянами, иудеями, фракийцами, иллирийцами и др., византийская цивилизация, несмотря на время от времени случавшиеся варварские нашествия, оставалась хранительницей греко-римских традиций; жители империи гордо величали себя ромеями(римлянами). В то же время многие народы, особенно в восточных провинциях, сохраняли свой язык, обычаи, нравы, культуру. Здесь жили цивилизованные народы, усвоившие греческую науку и утонченную восточную культуру. Гражданское законодательство в Византии достигло совершенства благодаря римским юристам. Например, собрание законов, изданное по приказу императора Юстиниана, и теперь еще вызывает восхищение. Византийским императорам удалось подчинить себе христианскую Церковь, которая стала опорой власти. Христианская религия вынуждена была приспосабливаться к уже сложившейся культуре, исходные посылки для развития которой были нехристианскими.
Византийская история и культура подразделяются на три периода:
● первый период (IV – первая половина VII в.) – период разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества;
● второй период (середина VII – начало XIII в.) – время развития феодализма;
● третий период (XIII – середина XV в.) характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений и началом их разложения.
Начало становления византийской культуры происходило на основе традиций языческого эллинизмаи ставшего официальной государственной религиейхристианства. Культура ранней Византии была городской культурой. Это является основным отличием византийской цивилизации от культуры Западной Европы той эпохи. При возрастании роли христианства светская культура продолжала жить полной жизнью, питаясь богатыми традициями народной жизни и аристократическими традициями, основанными на наследии античности. Византийские города, в первую очередь Константинополь, становились художественными центрами средневекового мира. Здесь воздвигались великолепные дворцы и храмы, богато декорируемые мозаичными панно. Осуществлялись систематизация, комментирование и толкование классических источников, что обеспечило сохранение античных знаний будущим поколениям. Развитие мореплавания, торговли, дипломатии и миссионерской деятельности способствовало накоплению эмпирических знаний по географии, ботанике, зоологии, картографии; одновременно все большее воздействие на науку оказывала библейская концепция мироздания. Церковь вела активную борьбу за приспособление классической системы образования к своим религиозным интересам. Наряду со светскими возникали монастырские школы, а также высшие богословские академии.
В ранней Византии складывается одна из основных идей всего Средневековья – идея союза христианской Церкви и христианской империи. На смену античному противопоставлению римлян варварам и теории о богоизбранности иудейского народа приходит политическая теория об избранном «народе Божьем» – христианах.
Впервые идею грандиозного центрического храма, увенчанного куполом, воплощает построенный в 30‑е гг. VI в. храм Святой Софии в Константинополе. Купол Софийского собора, диаметр которого 32 м, парит на высоте 40 м, поражая своей легкостью. Создателями собора были архитекторы, известные также как выдающиеся ученые своего времени. Один из них – Исидор из Милета – крупнейший математик, собравший все сохранившиеся труды Архимеда и прокомментировавший их. Другой – Анфимий из Тралл – был самым известным зодчим своей эпохи, а также великим механиком и физиком (известны его сочинения о зажигательных зеркалах). Совершеннейшим творением византийских мастеров являются мозаики в куполе церкви Успения в Никее (VII в.), на которых лица ангелов, хранящих античный идеал, полны душевной чистоты и возвышенности, воплощая свойственное византийской эстетике стремление к одухотворению чувственной плоти. Складывается специфический византийский образ, в дальнейшем углублявшийся и совершенствовавшийся. Византийское искусство заменяет реальное трехмерное пространство золотым фоном, который как бы отгораживает отвлеченное изображение от окружающего реального мира. Все большее значение приобретает канон, диктующий художникам выработанную в богословских спорах форму, подчиняя творчество церковному авторитету.
Наряду с тем что остаются актуальными сверхзадачи искусства, такие как приобщение человека к Богу, к духовным таинствам, к V в. формируется новое понимание искусства – создание и отражение внутреннего духовного пространства человека, мира и Бога. В Византии возникли иконописные школы, и именно там более всего разрабатывали это «пространство»; оно сохранилось до сих пор в православных иконах. Реалистическое изображение с четким копированием трехмерного пространства не удовлетворяло новым запросам художников. Иной мир, мир духовных сущностей должен быть открыт к человеку. Вывернутость как таковая, вообще свойственная средневековой культуре во всех ее проявлениях, изогнутость пространства, его деформация, когда зритель видит множество граней, одновременно все стороны изображаемого, – характерная черта искусства Средневековья, поскольку именно в искусстве человек совершает переход от внешнего мира во внутреннее пространство человеческого духа. Именно поэтому так устойчивы православные каноны иконописи; это, к сожалению, не было воспринято католицизмом. До сих пор в иконописных мастерских сохраняются эти основы многопространственности, отражающей многомерность духовного бытия. Девизом нового христианского искусства стали слова Августина Блаженного, который провозгласил его главную цель: «Не блуждайте вне, но войдите вовнутрь себя». Если античный храм – это обиталище бога, рядом с которым проходили молитвы и жертвоприношения верующих, то христианский храм – это место, куда входил верующий и где он соединялся в молитве с другими людьми и Богом. Внутреннее убранство должно было настраивать человека на духовное откровение, внутренний диалог человека и Бога, поэтому христианское средневековое искусство так символично. Оно раскрывало свой смысл через символ.
В искусстве христианского мира, в его символике важная роль принадлежит иконе. Самая ранняя из сохранившихся икон относится к VI в. Истоки иконописи исследователи видят в позднеантичном ритуальном портрете. Заупокойные живописные портреты, выполненные на деревянных досках в технике восковой темперы, были найдены в Египте в оазисе Фаюм в конце XIX в.Фаюмский портретсимволизировал переход человека в потусторонний мир и сочетал в себе портретные черты конкретного человека (античная традиция) с идеализацией, условностью образа (влияние египетской традиции).
Символизм средневекового искусства есть способ постижения образов духовного мира, подвластных лишь внутреннему созерцанию, которые нельзя изобразить, но можно обозначить. Например, смысл пришествия Господа можно постичь через образ агнца. Есть библейская история о том, как Авраам хотел принести в жертву Богу собственного сына, но Господь за веру его дал в жертву ягненка. Христос – Сын Божий – был отдан в жертву Господом, чтобы через Него спаслись многие. Образ рыбы символизирует одновременно и Христа, и причастие, поскольку Он рыбой, как телом Своим, накормил, по преданию, множество народа.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы