5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
Первый период становления и развития древнекитайской культуры (II тыс. – XI в. до н. э.) связан с возникновением государства Шан (Инь). Во II тыс. до н.э. сложился крупнейший племенной коллектив, называвшийся «инь». Именно к этому периоду относятся появление письменности, которая легла в основу современного иероглифического письма. В общинах выделяются организаторы производства, военные вожди, жрецы и общинные советы старейшин. Наконец, появляется рабство. Хозяйственные и военные нужды приводят к объединению протогородских обществ. В конце II тыс. до н. э. во главе довольно крупного однородного объединения городских обществ встало наиболее сильное из них – Шанское. Его предводитель обладал чрезвычайными военными полномочиями и именовался ваном (в дальнейшем ван – это титул царя, выполнявшего также и функции верховного жреца). Государство Шан (или Инь) представляло собой конфедерацию городов-общин во главе с великим городом Шан.
Первые письменные памятники датируются XII–XI вв. до н. э. Наиболее интересным является так называемый Иньский оракул. Это архив, состоящий примерно из ста тысяч надписей на лопаточных костях животных и панцирях черепах, которые служили для гадания. В кости выдалбливалось углубление, после чего она обжигалась, по появившимся вокруг углубления трещинам судили об ответе богов и духов предков вана, рядом делалась надпись, содержавшая вопрос, дату гадания и запись о том, сбылось ли. Из сводов предзнаменований и подборок дат постепенно выросли первые исторические хроники. Иньские надписи представляют собой развитую систему иероглифического письма, в них употребляется более 3500 иероглифов. Знаки фиксировали те или иные единицы языка. Большинство иероглифов – это изображение предметов или их сочетаний, но существовали и другие знаки, в них один элемент помогал прочитать, другой – истолковать. Писали тушью и кистью. Кроме плоских костей и панцирей материалом для письма выступали также тонкие деревянные или бамбуковые планки, которые впоследствии стали соединять шнурком.
Религиозная практика включала поклонение богине плодородия, Высоким и Великим Прародительницам, культ предков вана, культ гор и рек. В царских ритуалах важную роль играли шаманы и шаманки, которые призывали богов и духов, а также изгоняли нечисть. Религии шанского периода свойственно немало черт классического шаманизма: барабаны, четырехглазые маски, рога, являвшиеся символами власти, экстатическое ритуальное поведение, которое регламентировалось табу, связанными с тотемистическими верованиями. О пережитках тотемизма свидетельствуют названия племен эпохи Шан: племя Лошадь, племя Баран. Со временем среди богов и духов на первый план стал выходить Шанди – верховное божество и легендарный родоначальник, предок-тотем. Главной его функцией была забота о благосостоянии своего народа – шанцев. Смещение в культе Шанди акцента в сторону пращура сыграло в истории цивилизации Китая огромнуюроль: было ослаблено религиозное начало и усилено начало прагматическое. В абсолютизированном культе предков небольшой китайский этнос находил дополнительные силы и веру в свое предназначение выстоять в борьбе с враждебными племенами-варварами. Для шанцев были характерны массовые жертвоприношения сотен и тысяч рабов и военнопленных, по преимуществу мужчин, а также животных. Делалось это в культовых целях и во время погребения крупных правителей. Захваченных в походах женщин порабощали и оставляли в хозяйствах как основную рабочую силу в мотыжном земледелии, гончарном деле, ткачестве, виноделии и пивоварении. Участвовали женщины в коллективных охотах (в качестве загонщиков) и в войнах (в качестве «живого щита» перед войском). Жены и другие родственницы иньских ванов были верховными жрицами.
Религия Шан являлась продуктом весьма стройного миросозерцания. Архаические мифология и ритуал выступают как стремление внести порядок в бытие и укротить неподвластную человеку реальность. В шанской культуре эта цель достигалась средствами именно структурного упорядочивания мира по образцу внутриклановых отношений. Главным оказывалось не личностное начало, а порядок, предписываемый обществу и природе, а также положение и функции вещей в системе их связей.
Шанское искусство в целом характеризуется высокой степенью знаковой условности, господством симметрии и других способов геометрической стилизации образов. Археологи находят различные образцы прикладного искусства эпохи Шан: керамику, ювелирные изделия, военные и обрядовые предметы из бронзы, сложные сосуды различных типов, например треножники с ручками или без ручек. Все бронзовые вещи покрыты рельефными изображениями животных и мифологических персонажей.
Среди различных наук пристальное внимание шанцы уделяли астрономии. Одним из излюбленных объектов наблюдения было созвездие Большой Медведицы (Бэй Доу – Северный Ковш). Особую ценность представлял календарь, который четко определял сезоны года, учитывал високосный год, подразделял месяцы на декады (в месяце было по 29–30 дней).
Второй период становления и развития культуры Древнего Китая (XI–VIII вв. до н. э.) относится к эпохе расцвета государства Западное Чжоу. В XIV в. до н. э. к западу от Шана, по реке Вэй проживало воинственное протокитайское племя Чжоу, которое соперничало с шанцами. В XI в. до н. э. между ними началось открытое столкновение, закончившееся завоеванием шанцев чжоусцами. Первоначально в качестве прародительницы своего племени чжоусцы почитали Праматерь из рода Барана – Цзян Юань. Впоследствии прародителем был признан Хоу-Цзи (Правитель Просо, или Владыка-Зерно).
Чжоу представляло собой раннегосударственное объединение в бассейне нижнего и среднего течения реки Хуанхэ. В этот период закладывались основы того политического устройства, которое на века вперед определило некоторые существенные особенности государств Древнего Китая. Кроме городов и областей, подчинявшихся личновану и его наместникам, государство включало завоеванные территории, которыми наделялись родственники дома вана, а также районы, управлявшиеся крупными сановниками, которые давали присягу на верность вану. Получили распространение крупные царско-храмовые хозяйства, где ван возглавлял общинно-племенной культ Хоу-Цзи и совершал священный обряд проведения «первой борозды», магически олицетворяя плодородие и благополучие страны.
С созданием государства сформировались совершенно новый общегосударственный культ Верховного Божества Неба (Тянь), на которого перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем. Сложился культ Сына Неба (Тянь-Цзы) – чжоуского вана. Представители чжоуской династии оправдывали завоевание шанцев тем, что само Небо повелело им покарать шанского правителя за его прегрешения посредством вручения им «небесного повеления» на царствие (тянь мин). Таким образом, Небо мыслилось как божество, которое карало за проступки и награждало за добрые дела, однако только от людей зависит, кто будет обладателем тянь мина, поскольку милость небес не гарантирована на вечные времена. Быть достойным небесной милости нелегко.
Космическая сила затмила древних богов, причем в китайской традиции, в отличие от европейского монотеизма, она ничего не восприняла от их антропоморфных черт. Небо приобрело значение анонимного и безликого судьи, который вершит суд, не принимая участия в людских делах. Главенство Неба допускало существование как элементов архаической религии (культ предков, природных стихий), так и новых видов культов – локальных, семейных, индивидуальных. Сложная иерархия культов, скрепленная концепцией Неба как эпицентра иерархического порядка, стала традиционной чертой религиозной системы Китая.
Со временем ритуал у чжоусцев стал терять связь с его культовым контекстом, утрачивался его экстатический характер, а ритуальная коммуникация постепенно стала перемещаться в область внутреннего мира человека и приобретать значение нормы и условия нравственной самооценки.
Итак, в древнекитайской традиции религия обернулась этикой, человек в ней как бы заслонил богов. Отсюда появилась новая трактовка народа. Народ (минь) был объявлен глашатаем воли Неба, и заботе о нем отдавалось даже большее предпочтение, чем заботе о духах. Всеобщее чувство народа, этот космически санкционированный коллективизм является чертой, противоположной индивидуализму и личностному началу, которые составляют ядро духовной жизни европейцев.
В процессе рационализации категорий и ценностей архаической религии в Древнем Китае большую роль сыграли два фактора:
1) важное значение практики гадания и, как следствие, невозможность появления идеи откровения бога, обладающего чертами личности, и пророческой религии. Превращение архаического гадания в систему этико-космологических представлений можно проследить на примере судьбы древней гадательной книги чжоусцев «И цзин» (Книга перемен), которая, по сути, является философским трактатом. В этой книге комбинации двух видов черт – сплошной и прерывистой – служили обозначениями всех возможных ситуаций в мире. В конце концов, целью гадания по «Книге перемен» стало познание всеобщей связи вещей и символа всякого действия, что предполагало, по существу, знание того, какнедействовать, ведь символ действия есть по определению не‑действие;
2) исключительная роль правителя, на котором замыкалась вся религиозная жизнь. Управление государством не отделялось от религиозного ритуала, административные документы были одновременно священными скрижалями богов.
Интереснейшим памятником литературы этого периода является «Шицзин» («Книга песен»), которая включает более трехсот поэтических произведений, весьма разнообразных по своей тематике (военные походы, пиры, жертвоприношения, поклонение правителю, храмовые песнопения в честь предков и умерших правителей). Ряд произведений является зафиксированным в письменной форме фольклором.
В VIIIв. до н. э. в период кризиса Чжоуского государства возникает идея двойственного управления: а) управление средствами этикета и нравственного воздействия –ван дао(путь вана) и б) управление с позиции силы –ба дао(путь гегемона). Чжоуские ваны искали спасение в пропагандеван дао. Дуализмван даоиба даоимел далеко идущие последствия для китайской истории, прежде всего политической.
В эпоху Чжоу продолжает бурно развиваться астрономия. Появились приборы для определения координат небесных светил, был составлен каталог звезд. Большое развитие также получила медицина. Часть древнекитайских методов активно используется в наши дни, а именно иглоукалывание (чжень) и прижигание тлеющими пучками лечебных трав (цзю) определенных точек тела, что позволяло излечивать ряд заболеваний без хирургического вмешательства.
Архитектура данного периода представлена зданиями, в основе которых находились не стены, а столбы и соединяющие их балки. Стены сооружались из утрамбованной глины, крыша покрывалась черепицей. Все здание возводилось на приподнятой платформе.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы