8.2. Культура эпохи Реформации
Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение, зародившееся в Германии в начале XVI в. и направленное на преобразование христианской религии. Реформация – важнейший этап в культурно-историческом развитии Европы, связанный с принципиальным отказом от гуманистического обожествления человека. Реформация противопоставила оптимистическому и жизнерадостному мироощущению гуманистов суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины, протестантское презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религиозной вере. Будучи людьми глубоко верующими, деятели Реформации решительно выступили против Католической церкви, считая ее безбожной.
Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к образованию в Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Финляндии, Швейцарии, частично Германии, Чехии, Венгрии протестантских церквей. Реформация в этих странах удешевила и упростила церковные обряды, обратив особое внимание на личную религиозную веру людей, а не на внешние проявления церковного культа и обеспечила санкцию буржуазной морали. Разрушив монополию Католической церкви на духовную диктатуру, Реформация создала условия тем самым для развития науки и вообще светской культуры.
Наиболее радикальной, при всем своем бюргерском характере, оказалась Реформация в Швейцарии, где кальвинизм, разновидность протестантизма, отказался от института епископов, и отделил Церковь от светских властей. Кальвинистская церковь проще, дешевле, демократичнее Католической церкви. В ней кальвинистское духовенство (пасторы) и церковное руководство (пресвитеры) избираются мирянами. В кальвинистских храмах нет алтаря, икон, свечей, креста, пасторы не имеют особых облачений; богослужение сводится к проповедям, совместному молению и пению псалмов.
Реформация – это не только крупное событие в истории религии, она ознаменовала собой рождение нового мировоззрения и стала символом новой эпохи.
Начало Реформации связано с событием 31 октября 1517 г. в Витенберге, когда никому еще не известный монах и доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви свои тезисы с осуждением практики продажи индульгенций (церковных грамот об отпущении грехов). Эта практика вызывала справедливое возмущение верующих, которые усматривали в ней способ обогащения священнослужителей. В то время в ходу была поговорка «Церковь прощает все грехи, за исключением одного – отсутствия денег».
Выступая против грязной денежно-торгашеской формы отпущения грехов, Лютер фактически потребовал возврата к нравственным ценностям первоначального христианства с его простотой и искренностью веры. По Лютеру, человек не должен искать промежуточных инстанций для спасения – уповая же на эти инстанции и наделяя их правом наказывать и прощать, он тем самым порывает с истинным христианством, изменяет Господу, умаляя его величие. Спасение, согласно Лютеру, возможно только в личном веровании человека, отказавшегося от показного благочестия.
Лютером была разработана концепция «новой Церкви», согласно которой все верующие равны перед Богом; каждый верующий может быть сам для себя и других священником; не должно быть какого‑то особого священного круга деятельности и связанных с ним преимуществ духовенства (отсюда лютеровский принцип «всеобщего священства»).
Новое понимание веры как непосредственной личной связи человека с Богом и связанное с ним ограничение церковного авторитета в делах веры и нравственности; утверждение свободы совести, обоснование и защита высокой религиозно-этической ценности труда; освящение деловой предприимчивости – таковы основополагающие идеи и ценности Реформации как культурно-исторического явления, оказавшего заметное влияние на последующее развитие европейской истории.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы