logo
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

8.2. Культура эпохи Реформации

Реформация – широкое религиозное и со­ци­аль­но-политическое движение, зародившееся в Гер­ма­нии в на­ча­ле XVI в. и нап­рав­лен­ное на преобразование христианской религии. Реформация – важнейший этап в куль­тур­но-историческом развитии Европы, связанный с прин­ци­пи­аль­ным отказом от гуманистического обожествления человека. Реформация противопоставила оптимистическому и жиз­не­ра­дос­тно­му мироощущению гуманистов суровый дух добровольного само­ограничения и са­мо­дис­цип­ли­ны, протестантское презрение к «умст­во­ва­нию» и аб­со­лют­ное доверие к ре­ли­ги­оз­ной вере. Будучи людьми глубоко верующими, деятели Реформации решительно выступили против Католической церкви, считая ее безбожной.

Начавшись в Гер­ма­нии, Реформация охватила ряд европейских стран и при­ве­ла к образованию в Ан­глии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Финляндии, Швейцарии, частично Германии, Чехии, Венгрии протестантских церквей. Реформация в этих странах удешевила и уп­рос­ти­ла церковные обряды, обратив особое внимание на личную религиозную веру людей, а не на внешние проявления церковного культа и обеспечила санкцию буржуазной морали. Разрушив монополию Католической церкви на духовную диктатуру, Реформация создала условия тем самым для развития науки и во­об­ще светской культуры.

Наиболее радикальной, при всем своем бюргерском характере, оказалась Реформация в Швейца­рии, где кальвинизм, разновидность протестантизма, отказался от института епископов, и от­де­лил Церковь от светских властей. Кальвинистская церковь проще, дешевле, демократичнее Католической церкви. В ней кальвинистское духовенство (пасторы) и цер­ков­ное руководство (пресвитеры) избираются мирянами. В каль­ви­нистских храмах нет алтаря, икон, свечей, креста, пасторы не имеют особых облачений; богослужение сводится к про­по­ве­дям, совместному молению и пе­нию псалмов.

Реформация – это не только крупное событие в ис­то­рии религии, она ознаменовала собой рождение нового мировоззрения и ста­ла символом новой эпохи.

Начало Реформации связано с со­бы­ти­ем 31 ок­тяб­ря 1517 г. в Ви­тен­бер­ге, когда никому еще не известный монах и док­тор теологии Мартин Лютер прибил к две­рям церкви свои тезисы с осуж­де­ни­ем практики продажи индульгенций (церковных грамот об отпущении грехов). Эта практика вызывала справедливое возмущение верующих, которые усматривали в ней способ обогащения священнослужителей. В то время в хо­ду была поговорка «Церковь прощает все грехи, за исключением одного – отсутствия денег».

Выступая против грязной де­неж­но-тор­га­шес­кой формы отпущения грехов, Лютер фактически потребовал возврата к нрав­ствен­ным ценностям первоначального христианства с его простотой и ис­крен­ностью веры. По Лютеру, человек не должен искать промежуточных инстанций для спасения – уповая же на эти инстанции и на­де­ляя их правом наказывать и про­щать, он тем самым порывает с ис­тин­ным христианством, изменяет Господу, умаляя его величие. Спасение, согласно Лютеру, возможно только в лич­ном веровании человека, отказавшегося от показного благочестия.

Лютером была разработана концепция «новой Церкви», согласно которой все верующие равны перед Богом; каждый верующий может быть сам для себя и дру­гих священником; не должно быть какого‑то особого священного круга деятельности и свя­зан­ных с ним преимуществ духовенства (отсюда лютеровский принцип «всеобщего священства»).

Новое понимание веры как непосредственной личной связи человека с Бо­гом и свя­зан­ное с ним ограничение церковного авторитета в де­лах веры и нрав­ствен­нос­ти; утверждение свободы совести, обоснование и за­щи­та высокой ре­ли­ги­оз­но-эти­чес­кой ценности труда; освящение деловой предприимчивости – таковы основополагающие идеи и цен­нос­ти Реформации как куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ко­го явления, оказавшего заметное влияние на последующее развитие европейской истории.