logo
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

8.4. Культура эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения приходится на XVIII в. европейской истории, и этот век не случайно назван эпохой Просвещения. Ибо веком раньше, в пе­ри­од ранних буржуазных революций, культурное творчество было достоянием узкого круга людей и сос­ре­до­та­чи­ва­лось в не­мно­гих по тому времени университетах и ака­де­ми­ях (так, в XVII в. возникли знаменитое Лондонское королевское естественнонаучное общество и Па­риж­ская естественнонаучная академия). В XVIII в. ситуация коренным образом меняется: знание уже не ограничивается академиями и уни­вер­си­те­та­ми. Оно входит в свет­ские салоны Лондона и Па­ри­жа, а уче­ные находят новые формы объединения. Например, в 40‑е гг. XVIII в. во Франции под руководством Д. Дидро было создано объ­единение ученых, поставивших своей задачей разработку «Энциклопедии наук, искусств и ре­ме­сел».

Девиз просветителей XVIII в. – «Наука и прог­ресс». Просветители рассматривали себя в ка­че­стве своеобразных миссионеров разума, задача которых заключалась в том, чтобы открыть людям глаза на их природу и пред­наз­на­че­ние. В от­ли­чие от мыслителей эпохи Возрождения просветители в боль­шей степени соотносили человека с со­ци­аль­ностью и стре­ми­лись разработать программы общественных преобразований, соответствующих человеческой природе. Главное в че­ло­ве­чес­кой природе, как считали просветители, – это не просто разум, а ра­зум научный. Всепроникающий научный разум – доминантная державная черта, определяющая качества человека. Просветителям был свойственен исторический оптимизм, основанный на идее научного прогресса.

Яркая и со­дер­жа­тель­ная характеристика эпохи Просвещения была дана Ф. Энгельсом. Характеризуя французское Просвещение, он во введении к ра­бо­те «Ан­ти-Дю­ринг» отмечал следующее: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй – все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума…Мыслящий рассудок стал мерилом всего существующего… Все прежние формы общества и го­су­дар­ства, все традиционные представления были признаны неразумными и от­бро­ше­ны как старый хлам; мир до сих пор руководствовался одними предрассудками, и все прошлое достойно лишь сожаления и през­ре­ния. Теперь впервые взошло солнце, и от­ны­не суеверие, несправедливость привилегии и уг­не­те­ние должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и не­отъ­ем­ле­мым правам человека»1.

Просвещение имело ярко выраженную антифеодальную направленность. Главным своим противником просветители полагали феодализм, и его критика велась по всем направлениям: от теории и прак­ти­ки христианства и Цер­кви как социального института до общих концепций исторического и куль­тур­но­го развития. Однако одной критикой дело не ограничивалось.

Просветители создали новую концепцию человека, восстановив в пра­вах его жизненные потребности и ин­те­ре­сы. Исходя из требований естественной природы человека, они выводили необходимость нового общественного порядка, соответствующего этой природе.

Идеологи Просвещения видели свою историческую задачу в том, чтобы подготовить сознание людей для назревших исторических перемен. При этом имелось в ви­ду сознание всех людей, а не какого‑то одного общественного класса. Поэтому и об­ра­ща­лись они с прос­ве­ти­тельски­ми идеями как к мо­нар­хам, так и к третьему сословию. В этой связи следует подчеркнуть, что идеологи Просвещения объективно выражали умонастроение буржуазии; именно она становилась в центр новой исторической эпохи.

В Ан­глии Просвещение представлено именами Дж. Локка, Дж. То­ланда; во Франции творили Ф. Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Д. Дид­ро, Ламетри, Ж.‑Ж. Руссо; в Гер­ма­нии – И. Гердер, И. Кант, Г. Лессинг.

Родиной Просвещения стала Англия. И это не случайно, поскольку именно она раньше всех других государств стала на путь капиталистического развития. Фигурой первой величины среди английских просветителей был Дж. Локк (1632–1704), разработавший идейно-по­ли­ти­чес­кую доктрину либерализма. Согласно принципам «естественного права» человек, по Локку, имеет неотчуждаемые права. Это право на жизнь, свободу и соб­ствен­ность. При этом Локк полагал, что собственность каждого человека есть результат его труда. Как и боль­шин­ство просветителей, Локк в по­ни­ма­нии общества исходил из признания частных интересов отдельных индивидов. Право, по мысли Локка, должно обеспечить возможность получения выгоды каждым, не нарушая свободы и час­тно­го интереса всех остальных.

Одним из видных представителей французского Просвещения был Фран­суа-Ма­ри Аруэ Вольтер (1689–1755), известный как родоначальник новой «философии истории». Вольтер отвергал провиденциализм и рас­смат­ри­вал историю не как проявление воли Бога, а как творчество самих людей. Пересматривая всю предшествующую историю, Вольтер сформулировал следующие основные принципы новой «философии истории»:

1. Историческая наука должна быть превращена из собрания разрозненных фактов и выс­ка­зы­ва­ний правителей в стро­гое научное изложение исторических фактов.

2. В ис­то­ри­чес­кой науке должен быть преодолен европоцентризм.

3. Историю необходимо рассматривать в ка­че­стве связного и за­ко­но­мер­но­го процесса. И кри­те­ри­ем этой связанности отдельных исторических фактов должен быть человеческий разум, т. е. история – это не набор мелких исторических фактов, а ис­то­рия человеческого разума.

4. В исследовании истории следует исходить из тезиса о культурном единстве человечества. Место того или иного народа в об­щей истории определяется не его принадлежностью к хрис­ти­ан­ско­му миру, а тем реальным вкладом, который данный народ внес в об­щий прогресс знаний, в раз­ви­тие культуры, в со­вер­шен­ство­ва­ние принципов социальной жизни. Идея прогресса в ис­то­рии общества и его культуры означает успехи разума в поз­на­нии природы и че­ло­ве­ка и воз­мож­нос­ти дальнейшего развития народов благодаря способности к бес­пре­дель­но­му развитию этого разума, очищенного от предрассудков и су­еве­рий.

Общественный прогресс противоречив. Развитие не происходит мирно, спокойно, без потрясений. Прогресс в ис­то­рии – это бесконечный процесс борьбы добра и зла, разума и не­ве­же­ства.

Вся история, писал Вольтер, – «это цепь преступлений, безумств и нес­час­тий, среди которых мы видим немного добродетели, несколько счастливых эпох, подобно оазисам разбросанным там и сям среди дикой пустыни»1.