8.4. Культура эпохи Просвещения
Эпоха Просвещения приходится на XVIII в. европейской истории, и этот век не случайно назван эпохой Просвещения. Ибо веком раньше, в период ранних буржуазных революций, культурное творчество было достоянием узкого круга людей и сосредотачивалось в немногих по тому времени университетах и академиях (так, в XVII в. возникли знаменитое Лондонское королевское естественнонаучное общество и Парижская естественнонаучная академия). В XVIII в. ситуация коренным образом меняется: знание уже не ограничивается академиями и университетами. Оно входит в светские салоны Лондона и Парижа, а ученые находят новые формы объединения. Например, в 40‑е гг. XVIII в. во Франции под руководством Д. Дидро было создано объединение ученых, поставивших своей задачей разработку «Энциклопедии наук, искусств и ремесел».
Девиз просветителей XVIII в. – «Наука и прогресс». Просветители рассматривали себя в качестве своеобразных миссионеров разума, задача которых заключалась в том, чтобы открыть людям глаза на их природу и предназначение. В отличие от мыслителей эпохи Возрождения просветители в большей степени соотносили человека с социальностью и стремились разработать программы общественных преобразований, соответствующих человеческой природе. Главное в человеческой природе, как считали просветители, – это не просто разум, а разум научный. Всепроникающий научный разум – доминантная державная черта, определяющая качества человека. Просветителям был свойственен исторический оптимизм, основанный на идее научного прогресса.
Яркая и содержательная характеристика эпохи Просвещения была дана Ф. Энгельсом. Характеризуя французское Просвещение, он во введении к работе «Анти-Дюринг» отмечал следующее: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй – все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума…Мыслящий рассудок стал мерилом всего существующего… Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены как старый хлам; мир до сих пор руководствовался одними предрассудками, и все прошлое достойно лишь сожаления и презрения. Теперь впервые взошло солнце, и отныне суеверие, несправедливость привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека»1.
Просвещение имело ярко выраженную антифеодальную направленность. Главным своим противником просветители полагали феодализм, и его критика велась по всем направлениям: от теории и практики христианства и Церкви как социального института до общих концепций исторического и культурного развития. Однако одной критикой дело не ограничивалось.
Просветители создали новую концепцию человека, восстановив в правах его жизненные потребности и интересы. Исходя из требований естественной природы человека, они выводили необходимость нового общественного порядка, соответствующего этой природе.
Идеологи Просвещения видели свою историческую задачу в том, чтобы подготовить сознание людей для назревших исторических перемен. При этом имелось в виду сознание всех людей, а не какого‑то одного общественного класса. Поэтому и обращались они с просветительскими идеями как к монархам, так и к третьему сословию. В этой связи следует подчеркнуть, что идеологи Просвещения объективно выражали умонастроение буржуазии; именно она становилась в центр новой исторической эпохи.
В Англии Просвещение представлено именами Дж. Локка, Дж. Толанда; во Франции творили Ф. Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Д. Дидро, Ламетри, Ж.‑Ж. Руссо; в Германии – И. Гердер, И. Кант, Г. Лессинг.
Родиной Просвещения стала Англия. И это не случайно, поскольку именно она раньше всех других государств стала на путь капиталистического развития. Фигурой первой величины среди английских просветителей был Дж. Локк (1632–1704), разработавший идейно-политическую доктрину либерализма. Согласно принципам «естественного права» человек, по Локку, имеет неотчуждаемые права. Это право на жизнь, свободу и собственность. При этом Локк полагал, что собственность каждого человека есть результат его труда. Как и большинство просветителей, Локк в понимании общества исходил из признания частных интересов отдельных индивидов. Право, по мысли Локка, должно обеспечить возможность получения выгоды каждым, не нарушая свободы и частного интереса всех остальных.
Одним из видных представителей французского Просвещения был Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1689–1755), известный как родоначальник новой «философии истории». Вольтер отвергал провиденциализм и рассматривал историю не как проявление воли Бога, а как творчество самих людей. Пересматривая всю предшествующую историю, Вольтер сформулировал следующие основные принципы новой «философии истории»:
1. Историческая наука должна быть превращена из собрания разрозненных фактов и высказываний правителей в строгое научное изложение исторических фактов.
2. В исторической науке должен быть преодолен европоцентризм.
3. Историю необходимо рассматривать в качестве связного и закономерного процесса. И критерием этой связанности отдельных исторических фактов должен быть человеческий разум, т. е. история – это не набор мелких исторических фактов, а история человеческого разума.
4. В исследовании истории следует исходить из тезиса о культурном единстве человечества. Место того или иного народа в общей истории определяется не его принадлежностью к христианскому миру, а тем реальным вкладом, который данный народ внес в общий прогресс знаний, в развитие культуры, в совершенствование принципов социальной жизни. Идея прогресса в истории общества и его культуры означает успехи разума в познании природы и человека и возможности дальнейшего развития народов благодаря способности к беспредельному развитию этого разума, очищенного от предрассудков и суеверий.
Общественный прогресс противоречив. Развитие не происходит мирно, спокойно, без потрясений. Прогресс в истории – это бесконечный процесс борьбы добра и зла, разума и невежества.
Вся история, писал Вольтер, – «это цепь преступлений, безумств и несчастий, среди которых мы видим немного добродетели, несколько счастливых эпох, подобно оазисам разбросанным там и сям среди дикой пустыни»1.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы