logo
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

3.4.2. Классификация первобытных мифов

Начало человеческой истории, «детство» человечества напоминает детство человека, знаменитый возраст «почемучки». Ребенок задает бесконечное количество вопросов, пытаясь понять и ос­во­ить окру­­жающийего мир. Точно также множество вопросов одолевали первобытного человека. Известно огромное количество мифов, которые существовали у раз­ных народов, столь же велико и раз­но­об­ра­зие их сюжетов. Впрочем, несмотря на это мифы можно подразделить на несколько видов.

Древнейшими являются мифы о жи­вот­ных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков, особенности их внешнего вида или поведения. Эти мифы, практически, ни в чем не обнаруживают связи с ка­ки­ми‑то религиозными представлениями. Объяснение строится по принципу «от противного»: вначале было не так, как сейчас, потом что‑то произошло и ста­ло так, как сейчас. К этой же группе относятся примитивные мифы о про­ис­хож­де­нии животных от людей. Стародавние времена у ря­да племен австралийцев, например, обозначаются формулой «Когда животные и пти­цы были людьми…» Другие племена создавали мифы о про­ис­хож­де­нии людей от животных. Реальные корни этих мифов лежат в ус­ло­ви­ях охотничьего быта, когда человек непосредственно и неп­ре­рыв­но ощущал свою близость к жи­вот­но­му миру. Во всяком случае, мифологические рассказы о прев­ра­ще­нии людей в жи­вот­ных и рас­те­ния известны почти всем народам земного шара. В бо­лее поздние времена эти мифы трансформировались в по­верья об оборотнях, ведьмах и кол­ду­нах, способных принимать облик какого‑то животного или птицы.

Следующая группа – космологические мифы– представляет собой рассказы об устройстве Вселенной, они объясняют различные глобальные земные и не­бес­ные явления (ветры и дож­ди, землетрясения и из­вер­же­ния вулканов, гром и мол­ния, звезды, солнце и лу­на, смена дня и но­чи, радуга и пр.). Данные мифы очень похожи у раз­ных народов, например, солнечное затмение описывается как преследование солнца чудовищем, которое его проглатывает или крадет, с пос­ле­ду­ющим возвращением солнца в не­пов­реж­ден­ном виде обратно.

Более сложными являются мифы космогонические,объясняющие происхождение и ус­трой­ство мира. Древние представления о ми­ро­ус­трой­стве также очень похожи у раз­ных народов: сначала была ночь, или зима, или беспорядок, или хаос, или ужас и т. п.; затем появляется некто: первая женщина, первый мужчина, божество (в наи­бо­лее ранних мифах – тотемное животное). Этот некто делает мир пригодными для того, чтобы в нем жили другие существа (в том числе люди), которые появляются от брака От­ца-Не­ба и Ма­те­ри-Земли. В по­доб­ных мифах имеют место две основные идеи: идея развития и идея творения. Отсюда деление мифов наэволюционные икре­аци­он­ные. Согласно мифам эволюционным, мир постепенно развился из некоего неопределенного и бес­фор­мен­но­го состояния (мрака, хаоса), или из воды, или из яйца и т. п. По мифологическим представлениям креационного характера мир создан каким‑то существом (часто сверхъестественным): тотемным животным, первым человеком, великим колдуном, бо­гом-твор­цом и т. п. Креационные мифы, в свою очередь, подразделяются на три вида в за­ви­си­мос­ти от того, какой механизм создания лежит в их основе, а имен­но: а) на брач­но-фи­зи­оло­ги­чес­кие (рождение и иные способы с учас­ти­ем организма созидающего мир существа); б) ремесленные (мир строится, лепится, вытесывается, шьется и т. д.); в) собственно креационные (творение мира чистой мыслью и сло­вом: «И ска­зал Бог: да будет свет! И стал свет»1. Как правило, в кос­мо­го­ни­чес­кие мифы вплетаютсятеогонические(о про­ис­хож­де­нии богов) иан­тро­по­го­ни­чес­кие(о про­ис­хож­де­нии людей). А так­же к ним примыкаютэсхатологические мифы(рассказы о кон­це мира), которые встречаются очень редко и лишь на высокой ступени развития. Эти повествования к ми­фам можно отнести условно, поскольку в соб­ствен­но мифах говорится о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой», а рас­ска­зы о ко­неч­ных судьбах мира и че­ло­ве­че­ства повествуют о бу­ду­щем.

Наконец, существует группа мифов о смер­ти и заг­роб­ном мире. К числу самых распространенных относятся рассказы о про­ис­хож­де­нии смерти, в них используется традиционное объяснение «от противного»: раньше люди не умирали, но по какой‑то причине это положение изменилось. По мере развития культа предков создавались разнообразные легенды о заг­роб­ном мире, куда после долгого и труд­но­го пути попадает умерший. В загробных странствиях его ждут различные испытания: переправа через реку мертвых, встречи с чу­до­ви­ща­ми и т. д. Потусторонний мир представлялся первобытным людям то местом, где изобилие всего и лег­ко живется, то пустынной страной, где рыщут чудовища. Главное, что отличает архаические представления об «ином» мире от более поздних, – это отсутствие идеи посмертного воздаяния за вину или заслуги, потому что наказание или поощрение человек получал при жизни.

В зак­лю­че­ние следует отметить, что первобытный тип культуры в це­лом характеризуется синкретизмом(от гр. sinkretismos – соединение), который проявлялся в не­рас­тор­жи­мом единстве всех форм духовной жизни: танец, пение, живопись, изготовление бытовых и куль­то­вых предметов соединены с ми­фо­ло­ги­чес­ки­ми представлениями и ре­ли­ги­оз­ны­ми обрядами. Первобытный культурный синкретизм «растворял в се­бе не только так называемые “временные” искусства – музыку, поэзию, театр, танец, но и ста­ти­чес­кие – живопись, скульптуру, начатки архитектуры, де­ко­ра­тив­но-прик­лад­ные художества. При этом сохранялось и их утилитарное (необходимое для жизни), и ри­ту­аль­но-магическое значение»1. Данное изначальное единство впоследствии распадается на самостоятельные сферы культуры: религию, философию, мораль, искусство, политику.