3.4.2. Классификация первобытных мифов
Начало человеческой истории, «детство» человечества напоминает детство человека, знаменитый возраст «почемучки». Ребенок задает бесконечное количество вопросов, пытаясь понять и освоить окружающийего мир. Точно также множество вопросов одолевали первобытного человека. Известно огромное количество мифов, которые существовали у разных народов, столь же велико и разнообразие их сюжетов. Впрочем, несмотря на это мифы можно подразделить на несколько видов.
Древнейшими являются мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков, особенности их внешнего вида или поведения. Эти мифы, практически, ни в чем не обнаруживают связи с какими‑то религиозными представлениями. Объяснение строится по принципу «от противного»: вначале было не так, как сейчас, потом что‑то произошло и стало так, как сейчас. К этой же группе относятся примитивные мифы о происхождении животных от людей. Стародавние времена у ряда племен австралийцев, например, обозначаются формулой «Когда животные и птицы были людьми…» Другие племена создавали мифы о происхождении людей от животных. Реальные корни этих мифов лежат в условиях охотничьего быта, когда человек непосредственно и непрерывно ощущал свою близость к животному миру. Во всяком случае, мифологические рассказы о превращении людей в животных и растения известны почти всем народам земного шара. В более поздние времена эти мифы трансформировались в поверья об оборотнях, ведьмах и колдунах, способных принимать облик какого‑то животного или птицы.
Следующая группа – космологические мифы– представляет собой рассказы об устройстве Вселенной, они объясняют различные глобальные земные и небесные явления (ветры и дожди, землетрясения и извержения вулканов, гром и молния, звезды, солнце и луна, смена дня и ночи, радуга и пр.). Данные мифы очень похожи у разных народов, например, солнечное затмение описывается как преследование солнца чудовищем, которое его проглатывает или крадет, с последующим возвращением солнца в неповрежденном виде обратно.
Более сложными являются мифы космогонические,объясняющие происхождение и устройство мира. Древние представления о мироустройстве также очень похожи у разных народов: сначала была ночь, или зима, или беспорядок, или хаос, или ужас и т. п.; затем появляется некто: первая женщина, первый мужчина, божество (в наиболее ранних мифах – тотемное животное). Этот некто делает мир пригодными для того, чтобы в нем жили другие существа (в том числе люди), которые появляются от брака Отца-Неба и Матери-Земли. В подобных мифах имеют место две основные идеи: идея развития и идея творения. Отсюда деление мифов наэволюционные икреационные. Согласно мифам эволюционным, мир постепенно развился из некоего неопределенного и бесформенного состояния (мрака, хаоса), или из воды, или из яйца и т. п. По мифологическим представлениям креационного характера мир создан каким‑то существом (часто сверхъестественным): тотемным животным, первым человеком, великим колдуном, богом-творцом и т. п. Креационные мифы, в свою очередь, подразделяются на три вида в зависимости от того, какой механизм создания лежит в их основе, а именно: а) на брачно-физиологические (рождение и иные способы с участием организма созидающего мир существа); б) ремесленные (мир строится, лепится, вытесывается, шьется и т. д.); в) собственно креационные (творение мира чистой мыслью и словом: «И сказал Бог: да будет свет! И стал свет»1. Как правило, в космогонические мифы вплетаютсятеогонические(о происхождении богов) иантропогонические(о происхождении людей). А также к ним примыкаютэсхатологические мифы(рассказы о конце мира), которые встречаются очень редко и лишь на высокой ступени развития. Эти повествования к мифам можно отнести условно, поскольку в собственно мифах говорится о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой», а рассказы о конечных судьбах мира и человечества повествуют о будущем.
Наконец, существует группа мифов о смерти и загробном мире. К числу самых распространенных относятся рассказы о происхождении смерти, в них используется традиционное объяснение «от противного»: раньше люди не умирали, но по какой‑то причине это положение изменилось. По мере развития культа предков создавались разнообразные легенды о загробном мире, куда после долгого и трудного пути попадает умерший. В загробных странствиях его ждут различные испытания: переправа через реку мертвых, встречи с чудовищами и т. д. Потусторонний мир представлялся первобытным людям то местом, где изобилие всего и легко живется, то пустынной страной, где рыщут чудовища. Главное, что отличает архаические представления об «ином» мире от более поздних, – это отсутствие идеи посмертного воздаяния за вину или заслуги, потому что наказание или поощрение человек получал при жизни.
В заключение следует отметить, что первобытный тип культуры в целом характеризуется синкретизмом(от гр. sinkretismos – соединение), который проявлялся в нерасторжимом единстве всех форм духовной жизни: танец, пение, живопись, изготовление бытовых и культовых предметов соединены с мифологическими представлениями и религиозными обрядами. Первобытный культурный синкретизм «растворял в себе не только так называемые “временные” искусства – музыку, поэзию, театр, танец, но и статические – живопись, скульптуру, начатки архитектуры, декоративно-прикладные художества. При этом сохранялось и их утилитарное (необходимое для жизни), и ритуально-магическое значение»1. Данное изначальное единство впоследствии распадается на самостоятельные сферы культуры: религию, философию, мораль, искусство, политику.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы