4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
Палестина, располагаясь между Египтом и Сирией, делится в природном отношении на несколько областей. У побережья Средиземного моря тянется плодородная низменность, открытая влажным морским ветрам. На восток от низменности располагается холмистое нагорье, на котором уже в древнейшие времена стали возможными земледелие и скотоводство. Еще далее на восток страна рассечена глубокой узкой долиной реки Иордан, которая впадает в соленое и безжизненное Мертвое море. Там же расположены сухие степи, переходящие в Сирийскую пустыню. На крайнем юге находится сухая гористая пустыня, которая тянется в сторону гор Синайского полуострова. Вплоть до конца IV тыс. до н. э. климат Палестины был более влажным, а часть Западной низменности была заболочена; Заиорданье было занято пышными пастбищами; в долинах реки Иордан и ее притоков росли густые леса. Гораздо позже климат стал более сухим, постепенно исчезли леса и болота, степи оскудели. Густые леса и кустарники сохраняются только в долине Иордана, однако эта глубокая впадина не превратилась, как другие речные долины в соседних странах, в жизненно важную артерию страны, а явилась барьером между ее западной и восточной частью.
Страна была удобна для земледелия, которое возникло здесь в период мезолита или раннего неолита, что доказано археологическими раскопками, а с IV тыс. до н. э. достигло своего расцвета. Как подчеркивают историки, население Древней Палестины было очень неоднородным. Находясь на перепутье торговых и военных путей, соединявших страны Передней Азии с государствами Эгейского моря и Египтом, Палестина неоднократно подвергалась нашествиям и завоеваниям,а также длительной колонизации со стороны соседних племен и народов.
Древнейшими семитскими племенами, населявшими Палестину в III тыс. до н. э., были хананеи, которые находились в хозяйственном и культурном общении с народами Шумера, Вавилона и Египта. Люди жили в укрепленных поселениях, знали медные орудия труда. Случалось, сюда совершали походы египетские войска. В период Среднего царства палестинские племена кочевников-пастухов и оседлые племена подчинялись египетским фараонам. Периодически происходил приток пастушеских племен из степей соседней Аравии. Новые пришельцы, оседая здесь, переходили к земледелию. Основными занятиями хананеев были скотоводство и оседлое земледелие, т. е. сельское хозяйство. Сеяли просо, овес, пшеницу, ячмень. Были приручены собаки, козы, овцы, ослы и крупный рогатый скот. Широко было распространено виноградарство, виноделие и оливководство. Не случайно, например, в египетских надписях периода Древнего Царства имеются указания на то, что египтяне вывозили из Палестины оливковое масло.
Культура Древнего Ханаана создавалась под влиянием соседних народов, в частности народа Египта, но была по своему уровню ниже культуры египтян. Первые палестинцы в условиях первобытного общества не могли создать искусства, которое могло бы сравниться с искусством Египта. Характерным для художественного творчества хананеев, обладавшим рядом оригинальных черт, было имитирование египетских изделий. Сородичи палестинских хананеев в Сирии, которые с давних времен контактировали с Двуречьем, распространяли на Палестину влияние шумеро-аккадской культуры. Письменность в Палестине появилась во II тыс. до н. э. В большинстве своем хананеи использовали аккадский язык и клинопись, а также египетскую иероглифику. Однако им была известна и письменность Финикии, приспособленная к хананейскому языку. В Палестине было распространено и так называемое синайское письмо, явившееся прототипом финикийского алфавита. Ученым известны деловые документы из Ханаана, поэтому вполне вероятно, что существовала и письменная литература, которая до нашего времени не дошла.
Каждая община, племя, каждый город хананеев обычно имели собственного покровителя в лице богов, который чаще всего обозначался именем Ваал, что означает «господин, хозяин». С культом Ваала сочетались культы и других божеств, которые считались его женами, детьми и т. д. Значительное распространение имели культы богинь плодородия – Аштарт, Анат, а также бога дождя, грома и молнии – Хадада. В честь богов строились храмы, но поклонялись и деревянным и каменным столбам, которые носили названия ашеров, массебов. Женщина, отдающаяся многим мужчинам, тем самым восславляла богиню плодородия. Широко были распространены человеческие жертвоприношения. При возведении какого-нибудь важного здания или, например, крепости в основание закладывалась человеческая жертва. Часто это был ребенок. Во время военной опасности или природных катаклизмов считалось нужным приносить в жертву собственных детей, рожденных первыми.
Уже в глубокой древности получили развитие в Палестине различные ремесла. К XVII–XVI вв. до н. э. относятся высокохудожественные керамические и ювелирные изделия ханаанского ремесла, найденные, например, при раскопках в Иерихоне.
В течение XVIII в. до н. э. на территории Палестины возникает большой, разнородный в этническом плане союз племен, которые называли гиксосами. Он охватил большую территорию от Северной Сирии до Египта, с центром в Палестине. Добыча, награбленная гиксосами в Египте, обогатила племена, участвовавшие в гиксосском союзе, особенно племенную знать. Археологические находки в Палестине указанного периода, особенно богатые погребения, показывают, как росли накопления и имущественное неравенство. Изгнание гиксосов из Египта и последующее завоевание египтянами Палестины, которое началось в первой половине XVI в. до н. э., привели к разорению страны,что засвидетельствовано археологическими данными. Палестина не была включена в состав египетского государства Нового царства. Египтяне грабили Палестину, которая была лакомой добычей и поставляла рабов. В различных крепостях Палестины, среди которых тогда уже выделялся Иерусалим, продолжали сидеть собственные царьки, представляя местную знать, от коей они всецело зависели. Население Палестины крайне тяготилось египетским владычеством. Только постоянными военными походами и содержанием военных гарнизонов, подчиненных египетским наместникам, Египет поддерживал здесь свою власть.
Предки евреев, в I тыс. до н. э. составлявших основное население Палестины, кочевники-скотоводы хабири (хапиру) пришли в Палестину в середине II тыс. до н. э., когда там ослабло влияние Египта. После долгой борьбы в XIII в. до н. э. пришельцы покорили Ханаан. Борьба за полное овладение Палестиной длилась очень долго, и в результате древнееврейские племена образовали на территории завоеванной Палестины союз еврейских племен, который носил название Израиль (впервые он упоминается в одной из египетских надписей около 1230 г. до н. э.). Коренное население в сельских местностях при вторжении израильтян бежало, а не успевшее бежать или уничтожалось, или сливалось с пришельцами. Захват городов давался с большим трудом, и ханаанские города еще долго продолжали существовать в окружении израильского населения. Оседая на постоянное место жительства, кочевники превращались в земледельцев. В это же время жители Палестины освоили искусство сооружения каменных цистерн, которые оштукатуривались изнутри известковым цементом, что давало возможность собирать и длительное время хранить дождевую воду. Это позволило земледельцам, которые ранее поселялись только у ручьев и источников, освоить центральное нагорье. Здесь и происходило быстрое оседание пришельцев. Но постепенно они захватывали и долины, занимая города – опорные центры хананеев.
В борьбе с коренным ханаанским населением за новые земли крепли временные воинственные объединения израильских племен. Впрочем, расселение израильских племен на сравнительно большом пространстве впоследствии сыграло большую роль в их неизбежном разобщении. Например, племя иудеев, которые начали вести оседлую жизнь на юге горной области, расположившейся западнее Мертвого моря (через некоторое время названной Иудеей), раньше всех обособилось от основного ядра израильских племен. Это племя захватило на севере самую большую и наиболее плодородную часть Палестины. Иудеи всю захваченную силой оружия землю разделили, как и положено завоевателям, на наделы. Эти наделы были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земли израильтяне повсеместно превращали в своих рабов.
Язык израильтян имел общие корни с языком хананеев, что способствовало их слиянию в одну народность. Завоеватели переняли земледельческую культуру коренного населения и, частично, религиозные представления. При этом надо иметь в виду, что местное население стояло по уровню развития гораздо выше завоевателей, поэтому в результате ассимиляции неизбежно оказались утраченными или приостановленными в совершенствовании какие‑то ремесла. В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелию богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать. И хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного коренного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны. На севере страны развивалось пахотное земледелие, садоводство (особенно разведение маслин, винограда, других культур), стали процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваивались рудники, и изделия из железа становились не только обязательным хозяйственным атрибутом, но и предметом торговли. Количество рабов к началу I тыс. до н. э. в связи с завоевательными войнами увеличилось. Рабы были не только из числа военнопленных, но и приобретались как товар. Израиль к тому времени уже вступил в международные торговые связи.
В XII в. до н. э. на территории Палестины сложилось раннеклассовое общество. Управление в формировавшемся Израильском государстве почти до начала XI в. до н. э. осуществлялось советами родовой знати и так называемыми «судьями» – выборными должностными лицами. Иногда «судьями» становились просто удачливые военные вожди. Также существовали народные собрания. Очень долго сохранялись сельские общины, как это было в Палестине. Первый царь, Саул, избранный на народном собрании около 1020 г. до н. э., подчинил все израильские племена, в том числе и иудеев, что позволило ему неоднократно побеждать в войнах. После гибели Саула и его сыновей в стране начались беспорядки, этим воспользовался один из царских военачальников из племени иудеев – Давид, который чувствовал поддержку со стороны некоторых представителей знати различных израильских племен, особенно иудеев, и иудейского жречества. Именно Давид стал следующим царем Израиля, а старинный город Иерусалим, завоеванный Давидом в 995 г. до н. э. и расположенный в пределах территории племени иудеев, превратился в столицу государства.
Сын Давида, царь Соломон (965–926 гг. до н. э.), чью мудрость восхваляет библейская легенда, заключил союз с последним фараоном XXI династии Египта и женился на его дочери. В его правление упрочились экономические связи, расцвели сухопутная и морская (по Красному морю) торговля с соседними странами, в частности медью (как показали раскопки, в портах имелись крупнейшие медеплавильные мастерские). Соломон активно занимался строительством в крупных городах Палестины, в том числе в Иерусалиме. Для этого он приглашал талантливых архитекторов и ремесленников. Известно, что Соломон осуществил значительные преобразования в плане организации своего государства. Он разделил его на 12 провинций, каждая из которых обязана была один месяц в году содержать царский двор и весь государственный аппарат. Соломон ввел стабильную систему налогов и повинностей. Была создана постоянная армия с крепкими отрядами колесничих. При раскопках были обнаружены царские конюшни, которые в своем благоустройстве мало отличались от домов населения.
Культура Палестины I тыс. до н. э. испытывала большое влияние египетской, вавилонской и финикийской традиций. Особенно это прослеживается при анализе искусства и литературы. О литературе этого периода известно по ряду произведений, в переработанном виде вошедших в состав Библии, которая является историческим документом, а также религиозным и художественным памятником литературы.
Исследователи отмечают общие для хананеев и израильтян религиозные представления и культы, например поклонение деревьям и каменным столбам. У всех семитских народов, проживавших на территории Палестины, божество обозначалось, как правило, словом «эл». Известно, что боги Эл, Элоах (множественная форма Элохим) встречаются почти на каждой странице Ветхого Завета. Корни «эл» или «ал» входят в состав имен многих сирийских, ханаанских, финикийских и древнесемитских богов. Например, Израэл, Ифтаэл, Кацаэл – имена местных богов; библейский Ваал – грозный царь Вселенной, ваал Сефон – бог ветров, ваал Берит – покровитель заветов. Французские археологи, раскопавшие под холмом у сирийского берега Средиземного моря древний город Угарит, нашли клинописные таблички, содержавшие множество религиозных сюжетов, близких ветхозаветным. Там же были найдены позолоченные фигурки богов. Среди них – Эл. Также было обнаружено изваяние «звездной девы». У шумеров ее называли Инанна, у аккадцев – Иштар, в Библии ее именуют Ашторет или Астарта. Поклонение божествам у израильтян происходило в шатрах или на горных высотах. Храмовое богослужение отсутствовало.
Согласно религиозным представлениям народов Ханаана и общеханаанской мифологии, каждый из сыновей Эла является богом-покровителем того или другого народа или племени. Так, богом-покровителем племени иудеев был Яхве(Ягве, Иегова) – центральная фигура иудейского пантеона, т. е. первоначально он был этническим божеством, заботящимся только об одном народе. С развитием общественных отношений постепенно менялись представления о Яхве. Образование союза племен сопровождалось борьбой против родового сепаратизма, а возникновение царской власти вызвало потребность превратить Яхве во всеизраильского бога. В 932 г. н. э., во время правления царя Соломона, в целях укрепления царской власти и ликвидации стремления родов к обособлению в Иерусалиме был построен Храм в честь бога Яхве. Храм должен был стать символом единства и гармонии всех народов Израиля.Иерусалимский Храмстал местом коллективного богослужения. Яхве становится общеплеменным богом в так называемый период Царств (XI–VI вв. до н. э.). Постепенно на него переносятся атрибуты всех прочих богов. Начинают складываться предпосылки для оформления монотеизма.
После смерти Соломона и волнений в стране единое рабовладельческое государство в 925 г. до н. э. раскололось на два царства: Северное (Израиль) и Южное (Иудея). Израиль продолжал крепить торговые связи с Египтом, богател. Был введен культ тельца (подобие египетского культа быка Аписа). Это было необходимо еще и потому, что из страны утекали богатства в Иерусалимский храм, который находился в Иудее. В Израиле происходила довольно быстрая смена династий. В 875 г. до н. э. военачальник Омри основал самую значительную и влиятельную из всех известных династий, которая просуществовала около 50 лет. Именно при этой династии Израиль испытал пору расцвета, и в ассирийских документах IX в. до н. э. государство Израиль называется «дом Омри». Омри сделал своей столицей город Самарию. Обнаруженный при раскопках царский дворец в Самарии является свидетельством богатства знати. Об этом же говорят и найденные в городе многочисленные резные пластины из слоновой кости, части различных изделий, украшенные золотом и другими драгоценными материалами. Найденные в царском дворце многочисленные обломки глиняных сосудов использовались в VIII в. до н. э. как писчий материал, что свидетельствует о значительных размерах царского хозяйства. На сохранившихся черепках были оставлены сопроводительные документы к необходимым поставкам дворцу вина и масла, которые привозили из царских имений. Довольно долго древнееврейское общество не было знакомо с долговым рабством; рабами были только военнопленные или купленные иноплеменники. Часть военнопленных, перешедшая в собственность царя, была задействована в царском хозяйстве, а также на строительных работах, которые имели общегосударственное значение. Однако в IX в. до н. э. в Израиле с ростом денежного хозяйства и ростовщичества выделились поденщики и рабы-должники. С усилением торговли и ростовщичества в Израиле интенсивно росло число людей, которые были оторваны от средств производства.
В рассматриваемое время уровень жизни в Израиле и Иудее был значительно выше, чем в предшествующее тысячелетие. Однако жизнь большинства населения оставалась очень тяжелой. Люди жили в грязи, нищете и тесноте, безуспешно пытаясь бороться с болезнями при помощи магических обрядов и ритуальных омовений. Лишь часть состоятельных рабовладельцев могла себе позволить более обеспеченную жизнь. В городе жилища располагались скученно, у более зажиточных людей они зачастую были двухэтажными; в таком доме первый этаж занимали мастерские и службы, подсобные помещения, здесь же ютились рабы; члены зажиточной семьи располагались на втором этаже, а в прохладное время суток имели возможность отдыхать на плоской крыше. Вода собиралась и отстаивалась в цистернах при доме. Одежда бедного населения была из шерсти или из льна и состояла всего лишь из рубахи до колен; мужчины носили шерстяной колпак. Богатые могли себе позволить длинный шерстяной плащ с бахромой и мягкие сапоги с загнутыми носками. Свободные женщины носили на голове длинное покрывало, которым прикрывали лицо. Мебель и домашняя утварь были очень бедными, глиняные сосуды являлись основной частью утвари и служили не только для варки и хранения пищи, но и для хранения разных вещей. К тому времени в пользовании у земледельцев уже были достаточно совершенные земледельческие орудия – короткий железный серп и плуг. Несмотря на это бедняки все еще возделывали почву, как и много позже, мотыгой.
Израиль прекратил свое существование в 722 г. до н. э., когда под натиском ассирийских войск пала его столица Самария.
В Иудее у власти продолжала находиться династия потомков Давида. Ее жители, потеряв свои торговые связи с Египтом, стали заниматься исключительно земледелием. Значительные доходы приносил Иерусалимский Храм, куда собирались паломники с дарами для Яхве. Иудею могла постигнуть судьба Израиля, так как Ассирия сильно угрожала ее существованию в качестве самостоятельного государства. Осада Иерусалима, когда там правил царь Езикия, тому подтверждение, но Иудея уцелела. Однако, как и ранее в Израиле, в более отсталой Иудее в VIII в. до н. э. возникло рабство среди иудеев, т. к. разорявшаяся беднота нередко становились жертвой ростовщиков, продавая землю богачам. С постепенным развитием долгового рабства, а также под влиянием других последствий быстрого роста денежного обращения происходили серьезные социальные преобразования. Точно так, как когда‑то в законодательстве Хаммурапи, в иудейском законодательстве в связи с событиями, угрожающими существованию самого государства, был принят закон об ограничении долговой кабалы: «…Если ты купишь раба-еврея, то пусть он работает тебе шесть лет, а в седьмой год пусть он выйдет на волю даром». Этот закон был тесно связан с другим постановлением иудейского законодательства того периода: «Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы раба – он должен быть у тебя как наемник, как поселенец»1.
О характере социальных преобразований мы можем судить по древним источникам, которые содержат сведения о движении, возглавляемом так называемыми «пророками». Движение это было связано с борьбой внутри жреческих группировок, но отразило и более существенные противоречия в тогдашнем обществе.
Жрецы были тесно связаны со знатью; известно, что жрецы Яхве составляли корпорацию («племя левитов»), увеличивая свою численность за счет выходцев из числа определенных знатных родов, являясь значительной опорой царской власти. Культ других божеств тоже был привилегией отдельных знатных родов – преимущественно из числа местной знати, которая противопоставлялась служилой знати Иерусалима. С давних времен в религиозной жизни народов Древней Палестины, Финикии и Сирии особую роль играли служители культа, подобные шаманам, которые доводили себя до экстаза, а затем предсказывали будущее или занимались заклинаниями. Когда в классовом обществе появилось официальное жречество, такие «пророки» не везде исчезали и в ряде стран существовали довольно успешно, причем даже соперничая в своем влиянии на народ со жрецами. В первой половине I тыс. до н. э. в Палестине появились пророки (наби) религиозно-политические проповедники, которые в своих проповедях зачастую прибегали к колдовским действиям. Особое влияние имели пророки, связанные с культом Яхве. Они открыто боролись против культов, которые поддерживались местной родовой знатью. Действия пророков были не чем иным, как проявлением идеологической борьбы различных жреческих течений, которые выражали интересы разных группировок господствующего класса. В VIII в. до н. э.пророки в своих устных и письменных выступлениях, говоря осудительно о культах наиболее существенных божеств, которые соперничали с Яхве, одновременно выступали против упадка благочестия. В связи с этим они осуждали хищнические действия и ростовщичество знати. Все бедствия народа, убеждали они, оттого, что люди отступают от божественных предписаний, а не строго следуют им. Пророки предсказывали стране гибель от рук завоевателей, угроза которой выдавалась за гнев бога Яхве, недовольного недостаточным почтением к его культу. Любые недовольства и раздражение со стороны народа пророкам удавалось погасить с помощью религиозной проповеди, сохраняя при этом власть господствующего класса, утешая людей рассказами о приходе будущего царя – «мессии», «помазанника» Яхве.
В VII в. до н. э., в период правления царя Иосии, в стране была проведена религиозная реформа. Начало ей было положено в 621 г. до н. э., когда жрецы Иерусалимского Храма обнародовали «чудесным образом обретенную» Книгу Закона, представлявшую собой основную часть библейского ветхозаветного Второзакония. Ссылаясь на эту книгу, царь Иосия активно искоренял языческие культы и символику, способствуя возвеличиванию культа одного бога Яхве. Результатом этой реформы было, с одной стороны, появление в 622 г. до н. э. нового законодательства, восходящего к глубокой древности – к легендарному пророку и вождю израильтян в период их кочевой жизни Моисею. Новое законодательство утвердило единственно дозволенный культ в стране, которым провозглашался культ бога Яхве с центром в Иерусалиме. Был также внесен и ряд значительных дополнений к закону конца VIII в. до н. э. о выходе на волю раба-должника после шести лет работы. Так, рабу, вышедшему на свободу, полагалось выдать зерна, вина, несколько овец. С другой стороны, повсеместно происходило уничтожение изображений древних богов.
Одним из активных сторонников Иосии был Иеремия, возглавлявший «движение пророков», который высмеивал языческих богов «ваалов и астарт», называя их бессильными и беспомощными истуканами, сделанными рукой человека. Однако мысль о верности одному богу ни царь Иосия, ни пророк Иеремия, ни жрецы Иерусалимского Храма привить народу не смогли. Библейские тексты постоянно упоминают о служении народа идолам «на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом»1.
После гибели Ассирии в конце VII в. до н. э. Вавилония постепенно завоевывала ассирийские владения в Передней Азии, составляя соперничество в этом Египту. В сражении с египетским фараоном Нехо в 609 г. до н. э. погиб Иосия. На смену ему был назначен египетский ставленник. В 597 г. до н. э. Иудея была подчинена Вавилонии, хотя Египет оказал значительную помощь Иудее. Часть иудейской знати была уведена в Вавилон. Но новое положение не устраивало Иудею, она с трудом мирилась с поражением и в то же время начала подготовку к новой войне, рассчитывая, что и на этот раз Египет не останется в стороне. Новая война с Вавилонией началась в 590 г. Разбив все иудейские войска вне Иерусалима, вавилонские войска осадили саму столицу. Чтобы избежать поражения, иудейская знать решила пополнить войско рабами-должниками, объявив их свободными, но и это не возымело должного результата. В 586 г. до н. э. Иерусалим должен был сдаться. Представители имущих слои иудейского народа, духовной и светской знати, часть бедного населения и многие ремесленники были захвачены и уведены в Вавилон. Другие жители бежали в Египет. Так прекратило свое существование Иудейское царство.
Иудаизм как монотеизм сформировался под влиянием новых исторических обстоятельств. Жрецы вывезли с собой древние документы, которые, находясь плену, обобщили и привели в более или менее стройный вид. Так была создана Тора (Пятикнижие Моисея), где закрепилась идея единого бога Яхве. Жречество призывало еврейский народ, находящийся в вавилонском плену, к строжайшей обособленности от вавилонян. Появились пищевые запреты, а также запреты на смешанные браки. Главная цель – сохранение целостности народа, недопущение его растворения среди вавилонян. Не все иудеи, которые были переселены вавилонским царем Навуходоносором II, стали рабами. Некоторые из них осели в городах Вавилонии, где занимались ремесленной и другой деятельностью. Большую часть из них представляли бывшие рабовладельцы, ростовщики, жрецы. Они все еще надеялись вернуться на свою родину и снова занять там господствующее положение. Духовную поддержку этим надеждам оказывало религиозно-политическое движение, связывавшее себя с традицией пророков. В середине VI в. до н. э. значительным и видным деятелем этого движения был Иезекииль – представитель иерусалимской знати. Он создал учение о будущем иудейском государстве как крепком едином царстве, которым должны управлять иерусалимские жрецы во главе с мессией – потомком династии Давида. Полноправными в этом государстве должны быть только поклонники культа Яхве в той его форме, которая давно была выработана пророческим учением. Центром в этом государстве должен был стать обязательно Иерусалим с главным Храмом Яхве. Существование всех иных культов исключалось полностью; за поклонение другим богам могла последовать жестокая расправа. Идеи Иезекииля не могли быть осуществлены, но они получили дальнейшее развитие у части пленных иудеев и были приспособлены к условиям, которые складывались в то время в Передней Азии.
Мечта о возвращении на родную землю стала реальностью после смерти вавилонского царя Навуходоносора II. После смены в Вавилонии нескольких царей она в 538 г. до н. э. была захвачена Персией. Персидский царь Кир, надеясь сделать Иудею опорным пунктом в борьбе за овладение Египтом, откликнулся на просьбу иудейских жрецов вернуть соплеменников на родину и дать возможность восстановить разрушенный Храм. В течение VI–V вв. до н. э. происходило возвращение иудеев в Иерусалим. Там возникла привилегированная храмово-городская община. Храм восстанавливался на рубеже V–IV вв. до н. э. Рекомендациями и установлениями Торы закреплялась власть жрецов. Положения Торы зафиксировали и освятили концепцию, согласно которой всемогущий иудейский бог Яхве пребывает в Иерусалимском Храме, где он принимает в лице первосвященников от избранного народа дары и жертвы.
Иерусалимская община постепенно усиливала изоляцию в правовом и религиозном отношении членов своей общины от внешнего мира. Было установлено строгое правило, запрещающее членам данной общины браки вне общины, даже расторгались уже состоявшиеся подобные браки. Жрецами был окончательно оформлен текст приписываемого божественному внушению закона (Торы), который считался написанным Моисеем, куда вошли мифы и легенды, а также правовые и обрядовые предписания и указы, объявленные обязательными для общины. Любое отступление от духа и буквы Торы и тем более поклонение другим богам, кроме Яхве, и даже просто признание существования таких богов были объявлены несовместимыми с пребыванием в общине. Это каралось изгнанием из общины, так как считалось, что это навлекает на общину гнев бога; помимо того, устраивались судилища.
Бог Яхве приобрел теперь характер небесного подобия царя Персидской державы, в состав которой входила иерусалимская община. В догматах большое внимание уделялось следованию букве закона, выполнению обременительных обрядов и соблюдению запретов. Позже был произведен отбор различных, частью унаследованных от периода царств, частью новых, литературных и исторических произведений, а также речей пророков, которые соответствовали задачам и характеру нового учения или могли быть к нему приспособлены после соответствующей обработки. Они были названы «Писания» и «Пророки». Они также были объявлены священными, не подлежащими сомнению и обсуждению. Всякое же прочее литературное творчество, кроме толкования Священного писания, безоговорочно осуждалось.
«Закон» (Тора), «Пророки» (Небиим) и «Писания» (Хетубим) составляли вместе книгу, которая называлась Танах(по первым буквам названий составлявших ее книг); другое ее название –Библия(в пер. с гр.biblia– книга). Позже эти книги вошли в христианскую Библию и составили Ветхий Завет.
Таким образом, деятельность высшей касты пленных иудеев, а также верховной власти иерусалимской общины – организации, созданной с целью усилить власть рабовладельцев, – впервые в Передней Азии привела к созданию и учреждению религиозных догматов, основанных на писаном религиозном законе и отрицающих все иные религиозные верования. Эта религия получила название иудаизма. Суть иудаизма как монотеистической, национально-государственной религии составляют следующие положения:
1) творцом и господином мира является единственный Бог (Яхве);
2) мир конечен, и в предвестие конца света появится божественный посланник – Мессия;
3) иудеи избраны Богом, чтобы перенести страдания, искупить тем самым свои грехи и заслужить спасение, – идея богоизбранности одного (еврейского) народа;
4) после конца света наступит Страшный суд над всеми – живыми и уже умершими, после чего праведники воскреснут для блаженной жизни на земле.
Поскольку Иерусалимский Храм был один на всю страну, туда стекались огромные средства. Например, к началу II в. до н. э. от одних налоговых поступлений Храм имел 400 талантов серебра и 200 талантов золота (1 талант равен примерно 34 кг). Налоги брались за все: с первого обмолота зерна, с первой стрижки овец, с заколотого и живого скота, с приплода и т. д.
Далее происходило следующее. Завоевания Александра Македонского положили конец могуществу персидской державы. В 332 г. до н. э. Иудея была включена в состав империи и управлялась наместниками. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э.его империя распалась, а Иудея стала переходить из рук в руки. Войны потрясали ее, принося потери и разрушения. В IV–III вв. до н. э. она испытала сильное влияние эллинистической культуры. Так, во II в. до н. э. греческий царь Антиох IV Епифан предпринял гонения против иудеев. Были запрещены важнейшие обряды (обрезание, соблюдение субботы) и отменены пищевые запреты. Нарастал конфликт, который перешел в восстание (известное под названием Маккавейского), которое возглавил священник. Поводом послужило разграбление и осквернение Иерусалимского Храма царем, поставившим там алтарь Зевсу. В начальный период восстания (167–164 гг. до н. э.) была создана ветхозаветная книга пророка Даниила, который в иносказательной форме говорил о современных ему событиях как о происходивших во времена Навуходоносора – четырьмя столетьями ранее. Специалисты считают это произведение величайшим литературным памятником Маккавейского восстания.
В 63 г. до н. э. римский полководец Помпей, воспользовавшись внутренней борьбой партий и классов в Иудее, ввел туда войска. Относительная самостоятельность Иудеи закончилась со смертью в 4 г. до н. э.царя Ирода Великого, который своей жестокостью вызывал всеобщую ненависть. По приказeИрода было уничтожено множество людей, в том числе его жена и три сына. Ирод занимался насильственной эллинизацией Иудеи, пытался ввести в стране язычество. Его смерть вызвала массовые волнения, которые были жестоко подавлены Римом (на крестах были распяты 2 тыс. повстанцев). Иудея становится провинцией Рима, а в 74 г. новой эры Иерусалимский Храм был снова разрушен – на этот раз римлянами.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы