logo search
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

Заключение

В нас­то­ящем по­со­бии рас­смот­рены ак­ту­аль­ные проб­ле­мы те­ории куль­ту­ры и пред­ста­ви­ли ос­нов­ные эта­пы мно­го­ве­ко­во­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства. Из­ла­гая ис­то­ри­ко-куль­тур­ный ма­те­ри­ал, авторы ста­ра­лись вы­де­лить до­ми­ни­ру­ющие в той или иной куль­ту­ре цен­нос­ти, зна­че­ния и смыс­лы. Ана­лиз раз­лич­ных куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ких эпох по­ка­зал, что со­ци­окуль­тур­ный про­цесс име­ет об­щие для все­го че­ло­ве­че­ства за­ко­но­мер­нос­ти и приз­на­ки. В то же вре­мя ак­цент де­лается на уни­каль­ном своеоб­ра­зии, бо­гат­стве, спе­ци­фи­чес­ких про­яв­ле­ни­ях различных ци­ви­ли­за­ций и куль­тур.

Иерар­хии куль­тур­ных цен­нос­тей ни­ког­да не бы­ли зас­тыв­ши­ми и веч­ны­ми. Они пос­то­ян­но ви­до­из­ме­ня­лись, на сме­ну од­ним при­хо­ди­ли дру­гие. Это про­ис­хо­дит и в на­ши дни. Весь XX в. и на­ча­ло XXI в. с их гло­баль­ны­ми пе­ре­ме­на­ми и пот­ря­се­ни­ями пос­то­ян­но соп­ро­вож­даются по­яв­ле­ни­ем мно­же­ства спор­ных и ос­трых воп­ро­сов, свя­зан­ных с сов­ре­мен­ной со­ци­окуль­тур­ной си­ту­ацией как в ми­ре в це­лом, так и в Рос­сии в час­тнос­ти. На них нет прос­тых от­ве­тов. По­ка нет. Но от­ве­ты обя­за­тель­но найдут­ся, бы­ло бы же­ла­ние их ис­кать! Ведь куль­ту­ра раз­ви­ва­ет­ся в сис­те­ме ко­ор­ди­нат, за­дан­ных ей жизнью и ис­то­рией, в оп­ре­де­лен­ных кон­тек­стах, оп­ре­де­ля­ющих ее нас­то­ящее и бу­ду­щее. В чем-то куль­ту­ра ока­зы­ва­ет­ся вер­на ве­ко­вым тра­ди­ци­ям и ба­зо­вым цен­нос­тям, в чем-то от­да­ля­ет­ся от них. И это ес­те­ствен­но. Се­год­няш­няя куль­ту­ра по-сво­ему от­кли­ка­ет­ся на вы­зо­вы вре­ме­ни, сиг­на­ли­зи­ру­ет об из­ме­не­ни­ях в жиз­ни че­ло­ве­ка, об­ще­ства, стра­ны, ми­ра, в се­бе са­мой.

Ав­то­ры вы­ра­жа­ют на­деж­ду, что учеб­ное по­со­бие по­мо­жет в самообразовании, фор­ми­ро­ва­нии куль­ту­ро­ло­ги­чес­ко­го мыш­ле­ния и ми­ро­ощу­ще­ния не толь­ко сту­ден­там выс­ших про­фес­си­ональ­но-пе­да­го­ги­чес­ких учеб­ных за­ве­де­ний, но и уча­щим­ся дру­гих ву­зов и кол­лед­жей, а так­же всем, ко­го ин­те­ре­су­ют воп­ро­сы ми­ро­вой куль­ту­ры.