Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификации «библиотекарь-библиограф, преподаватель»
Психологические особенности читательской деятельности.
Организация и методы библиотечно-информационного исследования чтения.
Психология взаимодействия читателя и текста.
Специальные (специализированные) методы чтения.
Типологизация и диагностирование чтения.
Становление и развитие библиотечно-информационного образования в России.
Урок как основная форма организации учебного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Лекция как дополнительная форма организация учебного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Методика подготовки и проведения семинаров
Формы контроля и оценки знаний учащихся.
Социальная работа библиотек как особый вид деятельности.
История развития социальной работы библиотек России.
Специализированное библиотечное обслуживание лиц с огра
ниченными возможностями здоровья
Социальное обслуживание лиц пожилого возраста.
Функции и назначение работы библиотек с госпитализированными больными. Библиотерапия.
Традиции просветительства в библиотечной педагогике.
Педагогическое мастерство библиотекаря и его значение.
Профессиональная компетентность библиотекаря.
Речевая культура библиотекаря-педагога.
Профессиональные ошибки в деятельности библиотекаря-педагога и работа над ними.
ЛИТЕРАТУРА
Психолого-педагогические основы библиотечно-информационной деятельности
1. Беспалов, В.М. Психология чтения: учеб. пособие / В.М. Беспалов. – Москва: МГУКИ, 2010. – 200 с.
2. Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека. – Москва: Пашков Дом, 2007. – 1003 с.
3. Рейтблат, А.И. Чтение в России: 1990-е годы: / А.И. Рейтблат // Библиотековедение. – 2001. – №6.- С. 54-61.
4. Рубакин, Н.А. Психология читателя и книги. – 2-е изд. / Н.А. Рубакин. – Москва: Книга, 1977. – 264 с.
5. Человек читающий. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества / сост. С.И. Бэлза. – Москва, 1990. – 720 с.
6. Чтение в дореволюционной России: сб. науч. тр. / сост. А.И. Рейтблат. – Москва, 1992. – 153 с.
7. Шапошников, А.Е. История читателя и чтения в России (IХ- ХХвв): учеб. пособие / А.Е. Шапошников. – Москва, 2001.–80 с.
Педагогическое мастерство
Алтухова, Г.А. Основы библиотечного имиджа / Г.А.Алтухова – Москва: Литера, 2008. – 224 с.
Алтухова, Г.А. Основы культуры речи библиотекаря /Г.А.Алтухова. – Москва: Литера, 2008. – 168 с.
Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие для вузов культуры /Г.А. Алтухова. – Изд.2-е, перераб. и доп. - Москва: Изд-во МГУКИ, Профиздат, 2000. - 112 с.
Ванеев, А.Н. Библиотечный дизайн: учебное пособие /А.Н. Ванеев. - Москва: Гардарики, 2004. - 288 с.
5.Гениева, Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е.Ю. Гениева. – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 208 с.
6.Збаровская, Н.В. Педагогическая культура библиотекаря: основные подходы к изучению и развитию / Н.В. Забаровская //Библиотековедение, 2005. – № 2. – С. 118-122.
7. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония / В.П Леонов. – Москва: Наука, 2003. – 123 с.
8. Раввинский, Д.К. Библиотека и вызовы 21 века : дискуссии в зарубежном библиотековедении: монография / Д.К. Раввинский – Санкт-Петербург: РНБ, 2009. – 160 с.
Библиотека и социономия.
1. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря / Г.А.Алтухова: Либерея. 2001. – 101 с.
2. Библиотека – открытый мир: путь к независимой жизни людей с ограничениями в жизнедеятельности: сборник статей по материалам конференции, состоявшейся в РГБС 15-17 ноября 2005 года. – Москва : РГБС, 2006. – 241 с.
3.Библиотерапия: задачи и подходы, методы: Сборник / сост. О.Л. Кабачек. – Москва: БМЦ, 2001. – 127 с.
4.Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: полный курс: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер. – Москва: ФАИР, 2007. – 560 с.
5.Коновалова, М.П. Инвалид-общество-библиотека: учеб.-метод. пособие / М.П. Коновалова. – Москва : Либерея, 2006. – 132 с.
6. Марусич, Ж.В. Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению средствами новых информационных технологий / Ж.В. Марусич. – Москва : Либерея, 2004. – 95 с.
7. Саломатина, И.В. Им можно помочь: руководство к действию тем, кто хочет поддержать человека с синдромом Ушера / И. В. Саломатина. – Москва : РГБС, 2008.
8.Создание комфортной библиотечной среды для инвалидов в условиях муниципальной библиотеки: метод. рекомендации / сост. О.В. Глазунова; Обл. спец. б-ка для слепых. – Ростов н/Д, 2002. – 12 с.
9.Шапошников, А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции / А.Е. Шапошников. – Москва: Оптимист, 1992.– 212 с.
10.Шапошников, А.Е. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями: материалы в помощь библиотекам, обслуживающим инвалидов / А.Е. Шапошников; Рос. гос. б-ка для слепых. – Москва, 2002.– 200 с.
Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071901 Библиотековедение Утвержден Министерством образования и науки РФ 28.06 2010г г. – №722.
2.Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России: учеб.-метод. пособие для студентов и преподавателей библиотечных факультетов вузов культуры и библиотекарей-практиков. В 2 ч. / К.И. Абрамов.– Москва: Либерея, 2000-2001.
Ч.1. 2000. – 175 с.
Ч.2. 2001. – 160 с.
3. Абрамов, К.И. История Московского государственного университета культуры и искусств (1930 – 1941гг.) / К.И. Абрамов. - Москва: МГУКИ, 2002. – 132с.
4..Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря [Текст]: учеб. пособие /Г.А. Алтухова. – Изд. 2-е . – Москва: МГУКИ, 2009. – 112 с.
5.Алтухова, Г.А. Основы речевой культуры: учеб. пособие /Г.А. Алтухова. – Москва: Литера, 2009. – 172 с.
6.Гребенюк, О.С., Рожков, М.И. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков; Гриф Мин. обр. и науки РФ.- Москва: Владос- Пресс, 2004.- 160с
7.Дворкина, М.Я. Библиотечно – информационная деятельность / М.Я.Дворкина.- Москва: ФАИР, 2009.-256с.
8.Корнеева, Л.В. Психологические основы педагогической практики: учеб. пособие /Л.В. Корнеева.- Москва: Владос-Пресс, 2006.- 157с.
9.Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник /Ю.П. Мелентьева.- Москва: ФАИР, 2006.- 256с
10.Московский государственный университет культуры и искусств: опыт интеграции культуры и образования в России / ред. Р.Г. Абдулатипов.– Москва: МГУКИ, 2010. – 287с.
11.Мотульский, Р.С. Общее библиотековедение: учеб. пособие / Р.С. Мотульский.- Москва: Либерея, 2004.-223с.
12.Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: учеб. пособие/ под ред.С.Д. Резника.- Москва: ИНФРА-М, 2009.- 389с.
13.Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учеб.-метод. пособие/ под ред.А.А. Деркача.- Москва: РАГС, 2009.-386с.
14.Степанов, В.К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности: учеб. пособие / В.К. Степанов.- Москва: ФАИР, 2009. – 304с.
15.Столяров, Ю.Н. Эволюция библиотечного фондоведения [Текст] / Ю.Н. Столяров. – Москва: ФАИР, 2007.- 688с.
16. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – Москва: Высш. образование,2006.-431с.
- Содержание
- Пояснительная записка
- Библиотековедение Общее библиотековедение
- Тема 1. Основные этапы развития отечественного
- Тема 2. Сущность библиотековедения как науки
- Тема 3. Методология и научная методика
- Тема 4. Типология библиотек
- Тема 5. Состояние и перспективы международного
- Библиотечное обслуживание
- Тема 6. Концепция библиотечного обслуживания
- Тема 7. Общая характеристика развития
- Тема 8. Современная номенклатура
- Библиотечный менеджмент
- Тема 9. Библиотечный менеджмент: объект, предмет,
- Тема 10. Система управления библиотечным делом
- Тема 11. Понятия и сущность библиотечного
- Тема 12. Современные подходы к управлению
- Библиотечный фонд
- Тема 13. Библиотечный фонд как система.
- Тема 14. Моделирование библиотечного фонда
- Тема 15. Комплектование библиотечного фонда
- Тема 16. Процессы организации библиотечного фонда
- Тема 17. Хранение и защита библиотечного фонда
- Общее библиографоведение Основы теории библиографии
- Тема 18. Система документальных коммуникаций
- Тема 19. Библиографическая информация
- Тема 20. Библиографическая деятельность:
- Тема 21. Аспи: сущность, назначение.
- Тема 22. Автоматизация аспи. Формат марк,
- Тема 23. Библиографическая запись: определение,
- Тема 24. Индексирование документов: систематизация,
- Тема 25. Библиографоведение как научная дисциплина
- Тема 26. Видовая классификация библиографии
- Библиографическая рабора в библиотеке
- Тема 27. Справочно-библиографический аппарат
- Тема 28. Система изданий государственной
- Тема 29. Современные организация и технология
- Отраслевое библиографоведение
- Тема 30. Инион и винити как центры отраслевой
- Тема 31. Потребители отраслевой
- Тема 32. Библиографическое обеспечение отрасли
- Тема 33. Отраслевой документальный поток
- Тема 34. Система библиографических
- Документоведение
- Тема 35. Классификация документов
- Тема 36. Структура книги
- Информатика
- Тема 37. Информация и ее свойства
- Тема 38. Классификация информационных систем.
- Информационные технологии
- Тема 39. Информационные продукты и услуги
- Тема 40. Информационная технологическая система
- Квалификация «библиотекарь-библиограф, преподаватель»
- Тема 1. Психологические основы читательской
- Тема 2. Организация и методы
- Тема 3. Психология взаимодействия читателя и текста.
- Тема 4. Специальные /специализированные/
- Тема 5. Типологизация и диагностирование чтения
- Тема 6. Становление и развитие библиотечно-информационного образования в России
- Тема 7. Урок как основная форма организации
- Тема 8. Лекция как дополнительная форма
- Тема 9. Методика подготовки и проведения семинаров.
- Тема 10. Формы контроля и оценки знаний учащихся..
- Тема 11. Социальная работа библиотек как
- Тема 12. История развития социальной работы
- Тема 13. Специализированное библиотечное
- Тема 14. Социальное обслуживание лиц
- Тема 15. Функции и назначение работы библиотек
- Тема 16. Традиции просветительства
- Тема 17. Педагогическое мастерство библиотекаря
- Тема 18. Профессиональная компетентность библиотекаря
- Тема 19. Речевая культура библиотекаря-педагога
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификации «библиотекарь-библиограф, преподаватель»
- Квалификация «менеджер информационных ресурсов»
- Тема 1. Государственная библиотечная политика:
- Тема 2. Система управления библиотечным
- Тема 3. Правовое регламентирование
- Тема 4. Внутренняя нормативная документация
- Тема 5. Менеджмент библиотечно-информационной
- Тема 6. Организационные структуры управления
- Тема 7. Планирование как функция управления
- Тема 8. Контроль как компонент управления библиотекой
- Тема 9. Библиотечный коллектив как объект управления
- Тема 10. Современные подходы к управлению
- Тема 11. Руководитель в системе управления
- Тема 12. Библиотечная статистика: предмет, задачи, методы
- Тема 13. Ресурсное обеспечение функционирования
- Тема 14. Фандрейзинг в практике библиотеки:
- Тема 15. Понятие и сущность маркетинга
- Тема 16. Маркетинговая среда библиотеки:
- Тема 17. Маркетинговые коммуникации в
- Тема 18. Реклама в библиотеке: функции, виды,
- Тема 19. Методическое обеспечение библиотечной
- Тема 20. Управление инновационными процессами
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификация «менеджер информационных ресурсов»
- Квалификация «технолог автоматизированных информационных ресурсов»
- Тема 1. История появления компьютеров и этапы
- Тема 2. Основные области применения компьютеров
- Тема 3. Доступ к мировым библиотечным ресурсам
- Тема 4. Оптические диски cd–rom и системы
- Тема 5. Системы штрихового кодирования и
- Тема 6. Системы защиты фонда: проблемы
- Тема 7. Электронные библиотеки (эб)
- Тема 8. Электронные ресурсы – определения,
- Тема 9. Электронные ресурсы – типология и
- Тема 10. Электронные ресурсы – каталоги,
- Тема 11. Суть авторского права, основные положения,
- Тема 12. Системы управления правами на
- Тема 13. Автоматизированная библиотечно-информационная
- Тема 14. Укрупнённое организационно-функциональное
- Тема 15. Основные подсистемы абис и их
- Тема 16. Концептуальное проектирование и
- Тема 17. Корпоративные библиотечно-информационные
- Тема 18. Законодательный уровень обеспечения
- Тема 19. Общие понятия лингвистического обеспечения
- Тема 20. Классификационные языки
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификации «технолог автоматизированных информационных ресурсов»
- Квалификация «референт-аналитик информационных ресурсов»
- Тема 1. Информационные ресурсы общества:
- Тема 2. Проблемы дифференциации и типизации
- Тема 3. Дифференциация потребителей отраслевой
- Тема 4. Документальные информационные ресурсы:
- Тема 5. Типологическая структура документальных
- Тема 6. Библиографические информационные
- Тема 7. Фактографические информационные
- Тема 8. Мировые информационные ресурсы:
- Тема 9. Информационные ресурсы Российской
- Тема 10. Характеристика информационных
- Тема 11. Особенности рынка информационно-аналитических продуктов и услуг в России: факторы и основные тенденции развития
- Тема 12. Информационно-аналитические продукты:
- Тема 13. Характеристика
- Тема 14. Отраслевые библиографические продукты
- Тема 15. Маркетинг отраслевых библиографических
- Тема 16. Реклама и pr как инструмент маркетинга
- Тема 17. Информационно-аналитическая деятельность
- Тема 18. Основные закономерности формирования
- Тема 19. Информационно-аналитические службы в
- Тема 20. Информационно-аналитические технологии:
- Вопросы к государственным экзаменам по квалификации «референт-аналитик информационных ресурсов»
- Степень бакалавр. Профиль «организация деятельности детских, школьных и юношеских библиотек»
- Раздел 1. Библиотечное обслуживание детей и юношества
- Тема 1. Современные концепции деятельности
- Тема 2. Ведущие направления в развитии теории и
- Тема 3. Методология и методы изучения юных
- Тема 4. Характеристика чтения современных детей
- Тема 5. Индивидуальный подход в читательском
- Тема 6. Коллективная творческая деятельность
- Тема 7. Школьная библиотека как центр
- Тема 8. Педагогические основы взаимодействия
- Раздел 2. Социология и психология детского и юношеского чтения
- Тема 9. Психологическая поддержка чтения
- Тема 10. Психологические особенности восприятия
- Тема 11. История социологического изучения
- Тема 12. Современное состояние чтения детей и
- Тема 13. Детское и юношеское чтение в
- Тема 14. Организация и методика изучения
- Раздел 3. Библиография литературы для детей и юношества
- Тема 15. Возникновение и основные этапы
- Тема 16. Видовая классификация библиографии
- Тема 17. Организация библиографической работы
- Тема 18. Содержание и организация
- Тема 19. Методика библиографирования детской
- Тема 20. Формирование информационной
- Вопросы к итоговой государственной аттестации: степень бакалавр. Профиль «организация деятельности детских, школьных и юношеских библиотек»
- Критерии оценки итогового междисциплинарного экзамена по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
- Примеры библиографических записей, содержащих библиографическое описание и заголовок
- Оглавление
- Глава I. Цнсхб расхн: история создания………………………..5
- Глава II. Информационные ресурсы цнсхб..……………………12
- Глава III. Информационно-библиографическое обслуживание специалистов агропромышленного комплекса в цнсхб………36