logo
Макет программы ИГА 25 февраля 2011

Тема 19. Речевая культура библиотекаря-педагога

Формы и качества педагогической речи библиотекаря. Функции педагогической речи. Речевой этикет диалога в библиотеке. Приветствие, обраще­ние, установление контакта, вхождение в разговор и умение его за­кончить. Извинения, благодарность. Виды речи: бытовая, официальная, поздравительная, политическая и др.

Речь и коммуникативные качества библиотекаря-педагога. Голос, дикция, дыхание. Мимика, пантомимика. Артистизм – компонент творческой индивидуальности библиотекаря-педагога.

Антиномии профессиональных поступков в библиотечном общении. Природа конфликтных форм поведения. Способы раскрытия средств их разрешения в процессе библиотечного обслуживания.

.Тема 20. Профессиональные ошибки в деятельности

библиотекаря-педагога и работа над ними

Ошибки – специфический компонент деятельности библиотечного специалиста.

Профессионально-педагогическая ошибка – непреднамеренная неправильность конкретных процедур образования, проявляющаяся в несоответствии этих процедур общепринятым эталонам профессиональной педагогической деятельности.

Разнообразие педагогических ошибок. Две группы ошибок: стратегии и ошибки тактики профессио­нально-педагогической деятельности, совершаемых на этапе прогнозирования пред­стоящей педагогической деятельности, а также непосредственно в процессе педагогического взаимодействия в библиотечной среде.

Ошибки стратегии (прогнозирования) педагогической деятельности – ошибки педагогического целеполагания и ошибки планирования.

Ошибки педагогического целеполагания. Неосознанность библиотекарем целесообразного характера педагогической деятельности, невыявленные, неопределенные, случайные цели, приводящие к низкой эффективности образования.

Ошибки методики целеобразования: нарушения логики построения, формулирования, взаимодействия, соподчиненности целей разных уровней; не­понимание значимости или неумение библиотекаря трансформировать цели более высокого уровня обобщенности в цели собственной практической деятельности; цели образования — во внутренние.

Ошибки планирования педагогической деятельности, тесно связанные с ошибками целеполагания.

Ошибки тактики: организации педагогического взаимодействия, педагогического общения, запредельно-этические ошибки.

Ошибки дидактического взаимодействия:

а) ошибки в собственной педагогической деятельности в ходе предъявления содержания преподаваемого предмета (методические просчеты);

б) ошибки организации и руководства учебно-познавательной деятельностью (ошибки педагогического менеджмента). Избегание ошибок.