logo search
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

6.2.3. Древнегреческий классицизм

На V – середину IV вв. до н. э. приходится кратковременный взлет греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и на­уке. Центром культурной и ху­до­же­ствен­ной жизни V в. до н. э. были Афины.

По своей сущности Афинское государство эпохи классицизма являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и по­ви­но­ве­ние рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в ко­то­рой граждане пользовались равными правами и мог­ли принимать участие в по­ли­ти­чес­кой жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н. э. и про­су­ще­ство­ва­ла до тридцатых годов IV в. до н. э. Основными органами Афинского государства являлись народное собрание, Совет Пятисот, гелия. Народное собрание – верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а поз­днее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смя­те­ния». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и про­из­во­ди­ло проверку их деятельности, решало вопросы войны и ми­ра, обсуждало продовольственное положение страны и т. д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и ре­ше­нию вопроса об изгнании отдельных лиц в по­ряд­ке остракизма из пределов государства. В ра­бо­те народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20‑летнего возраста. Женщины и ино­стран­цы не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя начиная с IV в. до н. э. за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 че­ло­век, т. е. 1/5 афи­нян.

Большое внимание в Афи­нах уделялось воспитанию и об­ра­зо­ва­нию. Дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики, достигшие этого возраста, начинали посещать школу. Первоначальное обучение проходило в шко­лах грамматиста и ки­фа­рис­та (или одновременно, или последовательно). Эти школы были частными и плат­ны­ми, и по­это­му значительная часть детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя – дидаскалы(didasko– я учу). В шко­лу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийсяпедагогом(от словpais– ребенок,ago– веду). В шко­ле грамматиста обучали читать, писать и счи­тать. Применялся буквослагательный метод: дети заучивали буквы по названиям (альфа, бета, гамма и т. д.), складывали их в сло­ги, слоги – в сло­ва. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев и счет­ной доски с ка­меш­ка­ми (напоминающей счеты), которая называласьабак. В шко­ле кифариста мальчик получал литературное образование и эс­те­ти­чес­кое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи»). В 13–14 лет мальчики переходили в учеб­ное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). В про­дол­же­ние двух-трех лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и вклю­ча­ла в се­бя бег, прыжки, борьбу, плавание, метание диска и копья. С ни­ми велись беседы по политическим и нрав­ствен­ным вопросам. Физическим воспитанием и бе­се­да­ми в па­лес­тре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в па­лес­тре было бесплатным и для значительной части молодежи на этом и за­кан­чи­ва­лось. Юноши из обеспеченных семей поступали в гим­на­зии, где изучали философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к учас­тию в уп­рав­ле­нии государством, и про­дол­жа­ли заниматься гимнастикой. С 18 до 20 лет они переходили в эфе­бию, где продолжалось их военное и по­ли­ти­чес­кое воспитание. Юноши учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в го­род­ских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в праз­дне­ствах и те­ат­раль­ных представлениях.

Расслоение внутри общества сказалось в об­лас­ти воспитания в том, что разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев. Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли обучаться в шко­лах. Отцы обучали детей ремеслу, а не­ко­то­рые и гра­мо­те. Первое было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей ремеслу; в про­тив­ном случае дети освобождались в бу­ду­щем от материальных забот о прес­та­ре­лых родителях.

Продолжает развиваться древнегреческий театр. Комедию V в. до н. э. называют древней аттической комедией. Она соединяла в се­бе веселую вольность народных обрядовых игр с пос­та­нов­кой важных проблем государственной и об­ще­ствен­ной жизни, таких как воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и ми­ра, организация государственных учреждений. Острая карикатура, нападки на реальных лиц, полет фантазии – основные черты комедии. Расцвета греческое театральное искусство достигло в твор­че­стве Эсхила (525–456 гг. до н. э.), которого называют отцом трагедии за его бессмертные произведения («Прикованный Прометей» и «Персы»); Софокла (ок. 496–406 гг. до н. э.), создавшего трагедии «Царь Эдип», «Электра» и др.; Еврипида (ок. 480–406 гг. до н. э.), автора «Медеи», «Ипполита» и др. Классиком греческой комедии является Аристофан (ок. 445 – ок. 385 гг. до н. э.), написавший комедии «Мир», «Всадники», «Женщины в на­род­ном собрании» и др.

Театр был государственным учреждением, и ор­га­ни­за­цией представлений заведовали специальные должностные лица – архонты. Они давали драматургу хор и наз­на­ча­ли хорега – богатого гражданина, который соглашался нести расходы, связанные с под­го­тов­кой спектакля. Представления устраивались три раза в год во время празд­ников, посвященных богу Дионису. Представления приняли форму состязаний. К учас­тию в дра­ма­ти­чес­ких состязаниях допускались три трагических и три комических поэта. Каждый трагический поэт должен был представить тетралогию – три трагедии и од­ну сатировскую драму, а ко­ми­чес­кий поэт – одну комедию. Имена победителей – актеров, драматургов и хо­ре­гов – заносились в спе­ци­аль­ные документы.

Театры сооружались открытыми и дос­ти­га­ли огромных размеров: театр Диониса в Афи­нах вмещал 17 тыс. человек, а те­атр в Ме­га­ло­по­ле – 44 тыс. В пер­вых трагедиях партии хора чередовались с пар­ти­ей единственного актера. По мере роста интереса к че­ло­ве­ку, его внутреннему миру возникла потребность показать героев с раз­ны­ми характерами, по‑разному решающих жизненные проблемы. Это привело к вве­де­нию второго, а за­тем третьего персонажа. Диалоги героев увеличились, а пар­тии хора сократились. Число актеров не превышало трех. Действующих же лиц было больше, поэтому каждый актер исполнял несколько ролей. Женские роли играли мужчины. Актеры должны были владеть искусством слова, петь, танцевать. Трагические актеры играли в мас­ках, закрывавших лицо и всю голову. Костюмы их состояли из хитона (рубашки до пят с длин­ны­ми рукавами) и пла­ща – короткого (хламиды) или длинного (гиматия). На ногах была обувь на высокой (до 27 см) подошве – котурны. Трагический хор состоял из 12–15 че­ло­век (комический – из 24) и выс­ту­пал под предводительством корифея. Большинство трагедий кончалось гибелью главного героя. Но трагедия не оставляла впечатления безысходности. Страдания и му­же­ство героев вызывали восхищение зрителей, учили спокойно встречать удары судьбы и дос­тойно умирать за общее благо. Персонажи комедий должны были вызывать смех, поэтому комические маски имели приплюснутые носы, оттопыренные губы, вытаращенные глаза. Если поэт выводил в ко­ме­дии своего современника, маска часто была его шаржированным портретом. Костюмы тоже должны были вызывать смех.

Архитектура данного периода в ос­нов­ном представлена каменным храмовым зодчеством. Внутри каждого храма устанавливалась статуя божества, которому он посвящался. В это время осуществляется синтез искусств: в ар­хи­тек­тур­ном пространстве находят место многофигурные рельефные композиции. Наиболее известными греческими скульпторами V в до н. э. являются Мирон, автор знаменитой статуи «Дискобол», и По­лик­лет, создатель «Дорифора» (копьеносца), которые ваяли не портреты победителей олимпиад, а иде­аль­ный образ гармонически развитого свободного и бла­го­род­но­го человека, а так­же Фидий, автор фигур бо­гов-олим­пийцев и ге­ро­ев. Великими мастерами IV в. до н. э. были Пракситель, который в по­ис­ке идеала женской красоты черпал темы для своих произведений в ми­фах о Дионисе, создавая образы неистовых вакханок; Скопас, который отошел от канона холодной бесстрастности и дал мощное изображение человеческих страстей в зна­ме­ни­тых барельефных сценах битвы греков с ама­зон­ка­ми, он же был автором большинства статуй Геракла; Лисипп – основатель портретной скульптуры. Наиболее известным произведением Лисиппа является изваяние Александра Македонского.

Памятником могущества Афин стал ансамбль Акрополя – мемориала в честь победы над персами. Лучшие архитекторы и скульпто­ры трудились над его возведением. Руководил строительством Фидий. Украшенный колоннадой вход – Пропилеи – ведет в Акрополь. В цен­тре Акрополя возвышается Парфенон (447–438 гг. до н. э.) – дорический храм богине Афине Парфенос (Афи­не-Де­ве) – покровительнице города. Его строители Иткин и Кал­лик­рат ввели и эле­мен­ты ионического ордера. Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия. На рельефах длинной (около 160 м) ленты фриза он изобразил шествие в день праздника богини Афины, включавшее более 500 фи­гур людей и жи­вот­ных, и ни одна не повторяет другую. Фронтонные скульптуры Парфенона дошли до нас в об­лом­ках. На восточном фронтоне Фидий изобразил миф о рож­де­нии богини Афины в при­сут­ствии других богов Олимпа. Особенно хороша статуя отдыхающего бога Диониса. К чис­лу лучших творений Фидия принадлежит группа трех богинь, расположенная в пра­вой части фронтона. Великолепно переданы свободные и ес­те­ствен­ные позы, тонкие одежды богини. Для Парфенона Фидий создал колоссальную, высотой 12 м, статую богини Афины Парфенос из золота и сло­но­вой кости (442–432 до н. э.). Она не сохранилась. Не сохранилась и са­мая прославленная работа Фидия – 14‑метровая статуя Зевса, сделанная также из золота и сло­но­вой кости для храма в Олим­пии, которая считалась одним из «чудес света». Кроме Парфенона в Акрополе были возведены храмы в иони­чес­ком ордере, черты которого – асимметрия плана и пор­тик, в ко­то­ром колонны заменены фигурами девушек – кариатидами, поддерживающими перекрытие. К выс­шим достижениям архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с под­ни­ма­ющи­ми­ся ступенями – сиденьями для зрителей – отличались прекрасной акустикой.

Все более обозначается гуманистическая ориентация мировоззрения древних греков, в пол­ный голос звучит в ис­кус­стве тема человека, которому греки придают идеальный облик. Рождается идеал свободного человека – защитника своего полиса. Возрастает интерес и к внутреннему миру человека. Внимание обращено на личность как таковую. Изображаются исторические персонажи, современные военные и по­ли­ти­чес­кие деятели. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в древ­нег­ре­чес­ком искусстве эпохи эллинизма.