logo search
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

4.2.3. Культура Нового и Позднего царств

С XVI в. до н. э. и вплоть до середины I тыс. до н. э. длился период Нового и Поз­дне­го царств. Мы не будем вдаваться в ис­то­ри­чес­кие подробности завоеваний, которые вели египтяне, расширяя не только территорию, но и, посредством обмена культурными достижениями, свой кругозор; заметим только, что это было время великих правителей (Тутмосы, Рамзесы, Аменхетепы, царица Хатшепсут и др.). Именно в эту эпоху оформляются идеи греха и пос­мер­тно­го воздаяния, с ко­то­ры­ми связаны изменения в ре­ли­ги­оз­ных верованиях. Так, Осирис из бога зерна превращается в гроз­но­го и спра­вед­ли­во­го судью загробного мира. Его изображают сидящим на троне и наб­лю­да­ющим за процессом взвешивания на весах сердца умершего человека. Праведный человек имел легкое сердце (противовесом являлось перо) и бес­пре­пят­ствен­но вступал в заг­роб­ное царство. Грешника с тя­же­лым сердцем тут же пожирало чудовище.

Именно в эпо­ху Нового царства обнаруживаются складывающиеся элементы монотеизма. Амон‑Ра теряет свой зооморфный облик, его культ явился отражением процессов централизации и ук­реп­ле­ния государственного аппарата и зас­ло­нил собой культы местных бо­гов-пок­ро­ви­те­лей. Никто не знает его облика, он непостижимый, вездесущий бог – носитель высшей справедливости, защитник бедняков, судья мертвых, определяющий наказания грешникам и да­ющий праведным вечное блаженство.

Могущественные фиванские жрецы (Фивы – столица Египта этого периода) монополизировали религию и на­уку и всту­пи­ли в кон­фликт со светской властью фараонов. Являясь одной из наиболее ярких фигур в еги­пет­ской истории, Аменхетеп IV (правил в 1424 –1406 гг. до н. э.)предпринял попытку проведения религиозной реформы. Он взял имя Эхнатон (угодный Атону) и ввелкульт Атона– единого для всей Вселенной бога Солнца. Единый бог не имел образа, его символом являлся солнечный диск, чьи лучи заканчивались простертыми ладонями. Фараон закрыл старые храмы, основал новую столицу – Ахетатон, переехал туда со своим окружением, в ко­то­рое входили художники и по­эты. Эхнатон сломал старый канон искусства и по­ло­жил начало реалистичным изображениям. Он сам впервые был изображен не трафаретно, а «как живой» – со всеми недостатками – в кру­гу семьи, например с же­ной (Нефертити) и деть­ми. Портретные скульптуры Эхнатона и Не­фер­ти­ти резца мастера Тутмоса являются замечательными произведениями этого времени. В це­лом образцы искусства этого периода отличаются утонченностью, изяществом и раз­но­об­ра­зи­ем; это рельефная резьба в гроб­ни­цах и двор­цах, росписи, изображавшие растения, животных, сложные сюжеты обычной жизни, военных походов, культовые сцены. Однако Эхнатон не имел сил, на которые можно было бы опереться, отстаивая проводимую им реформу. Не только жрецы, но и на­род был недоволен закрытием храмов и по­ру­га­ни­ем прежних святынь.

После смерти Эхнатона муж его дочери фараон Тутанхамон вновь восстановил прежний культа Амона‑Ра, объявив Эхнатона фа­ра­оном-ере­ти­ком, чье имя должно быть стерто из памяти людей, вследствие чего были уничтожены посвященные ему рисунки и над­пи­си. В 1922 г. экспедицией Картера была найдена гробница фараона Тутанхамона, оказавшаяся неразграбленной. Она дает представление о том, какие богатства погребались вместе с усоп­ши­ми правителями Египта. В гроб­ни­це, состоявшей из четырех комнат, находились сотни предметов из золота, черного дерева, слоновой кости, драгоценных камней. Мумия фараона лежала в вось­ми вставленных друг в дру­га саркофагах четыре – де­ре­вян­ных, один – из песчаника, два – по­зо­ло­чен­ных, последний – из чистого золота. Сокровища гробницы Тутанхамона неоднократно экспонировались, в том числе и в нашей стране.

Религиозные верования Позднего царства отличает усиленное поклонение священным животным. Однако в це­лом последний период привнес мало нового в древ­не­еги­пет­скую культуру, развитие которой фактически прекратилось после нашествия и по­бе­ды персов в 525 г. до н. э.