logo search
ОМ_гос

86.Методика навчання мистецтву оформлювання у 1-7 класах

Оформительская работа учащихся ставит своей целью создание наглядных учебных пособий, сопровождающих урок, и графических работ, организующих учебно-воспитательный процесс вне занятий. Учебные пособия всех видов, демонстрируемые на занятиях, должны быть наилучшим образом приспособлены к работе в классе, то есть должны быть большого размера и хорошо видны каждому учащемуся, в доступной и эмоциональной форме убедительно раскрывать содержание учебного мате­риала, кроме того, они должны быть эстетически привлека­тельными, прочными и удобными в обращении.

Работу начинают с накопления, изучения, обработки и классификации материала. Конкретную разработку оформле­ния пособия ведут в небольших эскизах, определяющих со­держание, формат, количество, размер и расположение объек­тов, место и размер надписей, а также цветовой строй компо­зиции.

Наиболее удобным размером пособия с многофигурной композицией считается 60 X 80 см. Бумага должна быть плот­ной, слегка шероховатой — пригодной и для рисования крас­кой, и для работы рейсфедером и плакатным пером. Для боль­шей прочности пособия бумагу наклеивают на картон или на­тягивают на планшет. Наиболее популярными формами плоскостного пособия являются цитаты, чертежи, схемы, карты, диаграммы, графики и иллюстративные плакаты.

Учебный иллюстративный плакат представляет собой ком­позицию, состоящую из изображений, раскрывающих содер­жание учебной темы, и пояснительных надписей. Обычная композиция плаката проста: сверху располагается название темы, в середине — изобразительный материал с пояснитель­ными надписями под каждым изображением или в нижней части плаката. Название темы должно быть кратким, ясным и написанным крупным жирным шрифтом. Оно может иметь форму призыва или цитаты. Композиция изобразительного материала может быть симметричной и асимметричной, важно только, чтобы все композиционные средства способствовали последовательному раскрытию тематического содержания учебного плаката. Другой вид учебного плаката — схема, изображающая объект в его самом общем упрощенном виде. Схематическое изображение осуществляется широкими линиями, ровным тоном и контрастным цветом. Схема предельно обобщает форму предмета до простейшей геометрической фигуры. В схемах широко применяют условные обо­значения и пояснительные надписи, что роднит их с черте­жами.

Наиболее популярной агитационной формой является лозунг — краткое обращение, призыв, выражающие требова­ния времени. Лозунг пишут на бумаге, картоне, фанере акварелью, тушью, гуашью, масляными красками, плакатными перьями, кистями и с по­мощью трафарета. Но чаще всего их пишут клеевыми краска­ми на ткани. Политические лозунги обычно пишут на красной ткани белой клеевой краской.

Стенная газета. Она обычно выполняется на большом горизонтальном листе плотной бумаги и имеет заголовок, ко­лонки текста, рисунки, фотографии и украшения

Афиша — информационный плакат. В подавляющем боль­шинстве композиция афиши бывает шрифтовой: она должна рассказать о намеченном мероприятии, объявить дату и место, а иногда и план его проведения. Пригласительные билеты, выставки. Напольный стенд. Уголок для родителей. Украшение зала, вестибюля, групповой комнаты можно приурочить к смене времен года, к открытию «книжкиной недели».

Шрифт. Для написания шрифта используют плакатные перья, которые подби­рают в зависимости от ширины шрифта, и перья типа «рондо», позволяющие получить буквы с закругленными концами, кисти различной толщины, чер­ную или цветную тушь, гуашевые, темперные и масляные краски. В настоящее время все большую популярность завоевывают новые техно­логии: применение фоторепродукции позволяет выклеивать заголовки из отдельных гарнитур; использование трафаретов и летросетов значительным образом облегчает процесс создания шрифтовых композиций; высокое гра­фическое качество подписей обеспечивает способ декалькомании. И все же все эти способы довольно трудоемки.

При оформлении стендов применяют кассеты со штампами плакатных шрифтов, это позволяет довольно быстро выполнять надписи высокого ка­чества. Однако сами кассеты занимают много места и ограничивают вариа­тивность выбора того или иного шрифта. Наиболее перспективной, хотя и дорогостоящей, является компьютерная графика. Компьютер позволяет бы­стро создавать четкие и разнообразные шрифтовые композиции, использо­вать различные гарнитуры, менять размер и цвет, тиражировать надписи.