logo
ОМ_гос

3. Методика викладання основ кольорознавства в 1 - 4, 5 - 7 класах.

Как известно, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, си­ли и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета спектра — красный и фиолетовый — более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

Каждому, изучающему основы цветоведения, необходимо вначале научиться различать двенадцать цветов круга и их тоновые характеристики, не менее двенадцати для каждого цвета. Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы.

Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные (бес­цветные) цвета. К другой группе - (цветных) хроматические цвета, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, мали­новый, бирюзовый и т. п.

Цветовой круг обычно делят на две части — теплую и холодную.

Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеле­ные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действи­тельно холодным — льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.

Цвета, которые невозможно получить при смешении каких-либо красок, - называют основными. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными, или производными цветами. Это оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называют дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета. Локальный цвет — основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.

Дети запоминают цвета через ассоциации (орех – марс коричневый, помидор – краплак красный алый…). Каждый муз.инструмент разного звучания опр.цвета – дети по звуку должны назвать цвет. Или по ощущениям на ткани и т.п.

4. Обладнання уроків образотворчого мистецтва. Підготовка вчителя до уроку.

Материалы и инструменты художественной деятельности, которые реко­мендуются для ипользования на занятиях изобразительным искусством: бумага (белая и цветная), картон; карандаши (графитные и цветные); акварель., гуашь, пастель, восковые мелки, тушь; пластилин; природные материалы (шишки, листья, соломка и др.) и неприродные (скрепки, прищепки, кнопки…); художественные инструменты (кисти — мягкие беличьи, щетинные, ручка с пером, палочка).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА. Широкое применение наглядных пособий на уроках изобра­зительного искусства, использование различных приемов рабо­тал карандашом и кистью обязывают педагога заранее организовать оборудование учебного процесса. В оборудование урока изобразительного искусства входят и другие наглядные пособия: модели, таблицы, репродукции.

Во время .рисования с натуры в классе должны быть три-четыре натуральные постановки. Обязательное условие при этом — постановки должны находиться ниже уровня горизонта учащихся. Для того чтобы предметы можно было ставить ниже уровня горизонта, в классе должны быть специальные подставки для натуры.

Устанавливая натюрморты и отдельные объекты для рисования с натуры, нужно так располагать их по отношению к окнам, чтобы световые лучи контрастно выявляли градации светотени — свет, тень, полутень и т. д. Иногда применяют спе­циальные светильники.

Большое воспитательное значение имеет организация рабочего места школьника. На первом уроке в учебном году им сообщает­ся перечень инструментов и принадлежностей, необходимых для занятий по рисованию с натуры: графитный карандаш 2М, альбом, резинка, точилка, акварельные тонкотертые краски «Ленинград», кисть для акварельных красок (мягкая, круглая № 15—20), банка для воды, блюдце для разведения и смешения красок, тряпочка.

Рабочее место учащегося не должно загромождаться лишними, ненужными на уроке предметами.

В подготовку учителя обязательно входит обучение написанию конспектов уроков. В разных учебных заведениях практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо называть класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и Для учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методи­ческих рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эс­кизы наглядных пособий. Обычно начинающих педагогов затрудняет форму­лировка целей и задач урока. Цель, как правило, содержит общие развиваю­щие, воспитательные и обучающие моменты, а задачи показывают, что нужно для этого сделать. Важно отметить, что при подведении итогов урока, оценке работ учащихся, прежде всего нужно обращать внимание на выполнение по­ставленных целей. Мастерство написания конспекта приходит с опытом рабо­ты, но совершенствовать его можно всю жизнь.