logo
ОМ_гос

45. Методика освоєння декоративного розпису (на прикладі будь якого виду розпису).

Цели и задачи декоративного рисования. Стилизация. Основы композиции в декоративном рисовании (повторение, чередование элементов, симметричное расположение элементов). Виды декоративной работы на уроках: рисование с образца, самостоятельная работа учащихся. Народные промыслы в уроках декоративного рисования.

На уроках декоративного рисования дети -продолжают овла­девать техническими навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью. При составлении узора, эскиза декоративного оформления платка, тарелки, подушки или полотенца надо пока­зать ученику, как можно использовать формы природы — листья и цветы различных растений, животных, птиц — и как затем пере­рабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях.

.Рассматривая и изучая национальные орна­менты, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. В начальных классах занятия по декоративному рисованию в основном ограничиваются копированием народных узоров. На­чалом работы является рисование с образцов народного декора­тивного творчества и составление несложных узоров из прямых и кривых линий. Затем следует комбинирование узоров по компози­ционной схеме, данной учителем.

В качестве примера тради­ционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву и по фарфору, глиняную игрушку, матрешек, подносы, лаковые миниатюры, платки, резную деревянную игрушку, ювелирные изделия и др. Навыки технического мастерства и най­денные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. Творения народных мастеров и художников-прикладников объединяет продуманность форм, целесообразность пропорций, стилистическое един­ство всех элементов.

Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусства в своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические каче­ства материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кос­ти, кожи, камня и др. Поэтому в народном искусстве принято выде­лять образы-типы изделий традиционных художе­ственных промыслов, которые отражают мифоло­гические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, жен­щины, знаки-символы земли, воды, солнца мож­но увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчи­вость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую худо­жественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

Цвета хохломской росписи в основном составляют черно-красную гамму с золотом, что придает изделиям празднич-ый и торжественный колорит. Кроме этого, используют зеленый, желтый и коричневьй цвета для придания росписи еще большей яркости и нарядности. Создано много интересных авторских разработок. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.

Петраковская роспись. (см.№ 23,32,33)

Начиная с I класса учащиеся постепенно знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный — полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орна­мента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморф­ный — изображение зверей и птиц, антропоморфный — изображение челове­ка). Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся понимать «язык» орнамента разных центров народного творчества (школ народного мастерства).

46.Взаємозв'язок між видами робіт в художній творчості школярів.

Серьезный момент в педагогической работе — связь между отдель­ными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему. Между тем декоративное и тематическое рисование должно быть связано с рисованием с натуры, беседы об искусстве — со всеми остальными видами занятий. Один вид занятий должен дополнять другой, все они должны помогать учащимся получать полное и ши­рокое представление об искусстве.

Например, на уроках декоративного рисования мы знакомим де­тей с тем, как художник использует природные формы растений в своих декоративных композициях, как перерабатывается рисунок с натуры в декоративно-прикладной, какие методы стилизации воз­можны. Лучше всего это показывать на примерах образцов декора­тивно-прикладного искусства. Конечно, сразу овладеть методом обобщения и упрощения живой формы природы дети не смогут, их надо к этому подвести через сис­тему специальных упражнений, начиная с натурных зарисовок.

В художественных учебных заведениях, где готовятся художники-прикладники, студенты учатся, рисуя с натуры, сразу вводить эле­менты стилизации. Таким методом обучения может воспользоваться и учи­тель общеобразовательной школы.

В то же время надо следить, чтобы сведения по отдельным видам изобразительного искусства излагались в определенной системе и последовательности. Для этого весь учебный процесс следует разбить на отдельные звенья-уроки, где четко предусмотреть объем знаний и навыков, который учащиеся должны усвоить.

Изобразитель­ное искусство в значительной степени связано с трудовым обучением. Строго говоря, выполнение ряда заданий по труду является изобрази­тельной деятельностью: лепка, конструирование игрушек из бумаги, кар­тона, тканей, плетение, декоративные композиции на плоскости и т. п. Правда, изделия выполняются в основном по образцам, в то время как на уроках изобразительного искусства больше внимания уделяется раз­витию творческих способностей учащихся. На уроках труда необходимо использовать навыки учащихся в рисовании, цветовом оформлении, декоративной обработке элементов орнамента. Уроки изобразительного искусства тесно связаны с музыкой и лите­ратурой. Некоторые уроки рисования могут сопровождаться прослушиванием музыки. Связь предмета изобразительного искусства с литературой и родным языком идет по двум направлениям: дети иллюстрируют литературные произведения и пишут рассказы и сочинения по картинам. С уроками развития речи тесно связаны и беседы о произведениях изобразительного искусства. На уроках рисования дети знакомятся с геометрическими телами, наблюдают их, развивают свои пространственные представления. Соглас­но последним исследованиям ученых, занятия изобразительным искус­ством положительно сказываются на развитии математических способно­стей школьников, влияют на развитие их логического мышления и про­странственных представлений. Связи изобразительного искусства с другими школьными предметами могут выражаться в использовании рисунка, лепки и т. п. для выполне­ния заданий по природоведению (зарисовка листьев, цветов), по истории, географии и т. д.