logo
ОМ_гос

44.Зміст та методика проведення уроків - бесід з образотворчого мистецтва в початкових та середніх класах.

Учитель должен планировать беседы с учетом времени года, праздников, тем чтения и учебного материала практических занятий по ИЗО. Школьной программой по рисованию предусмотрено про­ведение бесед об изобразительном искусстве. На этих уроках уча­щиеся знакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся живо­писцев, скульпторов и архитекторов, с замечательными произве­дениями изобразительного искусства, узнают, как и какими сред­ствами художники добиваются большой эмоциональной вырази­тельности своих произведений. Уроки бесед об искусстве развивают эстетические чувства школьников, повышают культурный уровень учащихся. Педагог демонстрирует кино- и диафильмы, диапозитивы, посвященные творчеству из­вестных зарубежных, русских и советских художников, отдель­ным видам и жанрам изобразительного искусства.

В первых двух классах ознакомление школьников с произведе­ниями изобразительного искусства проводится в течение 10—20 минут во время уроков рисования с натуры, декоративного или тематического рисования. В III — VI классах для бесед выделяют­ся специальные уроки. В самом начале работы с репродукциями и диапозитивами учитель объявляет тему бесед, дает общую характеристику рас­сматриваемых произведений и детально анализирует содержание и художественно-выразительные средства работы. С III класса в начале беседы учитель сообщает краткие сведения о художниках, основные этапы их творчества. В IV—VI классах учитель привлекает к анализу произведения всех учащихся, задавая им вопросы проблемного характера. Воп­росы на обобщение и конкретизацию полученной на уроке ин­формации предлагаются учащимся в конце урока. Проводя урок-беседу об изобразительном искусстве в IV—VI классах, учитель должен проследить, чтобы школьники записыва­ли в специальные тетради фамилии художников, названия про­изведений, рассмотренных на уроке, и краткие сведения о них. Такие записи способствуют лучшему запоминанию материала.

Уроки-беседы должны проводиться в тесной связи с практи­ческими занятиями. Успех бесед об изобразительном искусстве во многом зависит от правильной методики демонстрации наглядных пособий. Реп­родукции следует располагать выше уровня зрения школьников и демонстрировать сначала всему классу. Затем учитель медлен­но проходит между рядами и учащиеся детально рассматривают репродукцию. Если нужно, репродукцию прикрепляют специаль­ными зажимами к классной доске. Во время беседы следует сочетать демонстрацию репродукций и показ соответствующих фрагментов кинофильмов, диафильмов и диапозитивов.

В начале урока, сообщив тему беседы, педагог задает учащимся наводящие вопросы но данной теме. Затем он кратко раскрывает основное содержание темы бе­седы, по существу суммируя ответы учащихся, и только после этого приступает непосредственно к анализу репродукций.

Активизации мыслительной деятельности учащихся во время анализа произведений художников служат вопросы: 1. Как называется эта картина? 2. Кто автор этой картины? 3. Что мы видим на картине «»? 4. Какие средства художественной выразительности исполь­зует художник? 5. Каковы особенности композиции и колорита картины? 6. Что вам нравится в картине Левитана? 7. Какое чувство, настроение передает художник? 8. Какие еще картины Левитана вы знаете?

I класс. Учитывая возрастные особенности восприятия и понимания первоклассниками анализируемых картин, преподаватель должен дать им только общую характеристику, доступно рассказать о содержании картины и выразительных средствах, которые исполь­зовал художник.

II класс. Дети учатся определять в произведениях изоб­разительного искусства наиболее важные особенности художест­венной формы, понимать содержание и выражать свое отношение к рассматриваемому произведению. Учитель дает более полную харак­теристику художественных достоинств картин, более глубоко раскрывает их идейное и эстетическое содержание. Особенностью бесед во II классе является и то, что к анализу произведений изобразительного искусства активнее привлекаются учащиеся.

III класс. В процессе анализа художест­венных произведений учащиеся должны усвоить отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства: графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, пейзажа, натюр­морта, портрета. Новой задачей является и то, что во время бесед школьники должны научиться довольно полно рассказывать со­держание рассматриваемого произведения художника, анализи­ровать средства художественной выразительности. В III классе беседам об изобразительном искусстве в отличие от бесед в I и II классах уделяются целые уроки.

IV класс. Школьники учатся различать характерные при­знаки видов и жанров изобразительного искусства, анализировать средства художественной выразительности произведений искус­ства. Во время бесед об изобразительном искусстве преподаватель должен стремиться сочетать анализ идейного со­держания художественного произведения с подробной характерис­тикой средств художественной выразительности, а также коротко рассказывать о творчестве художника.

V класс. Учащиеся продолжают знакомиться с выдающимися произведениями русских дореволюционных художников, подробно изучают творчество И. Е. Репина и В. И.Сурикова. Школьники получают новые сведения о видах и жанрах изобразительного искусства, учатся самостоятельно анализировать содержание про­изведения и его художественную форму. Беседы о творчестве русских дореволюционных художников проводятся но видам и жанрам изобразительного искусства, что поможет систематизировать знания школьников о развитии рус­ского искусства.