logo
ОМ_гос

39. Методика зображення тварин та птахів в і - 4,5 - 7 класах.

Рисование зверей и птиц

Очень важно предварительно изучить анатомию, пропорции изображаемо­го животного. Надо стремиться верно передать в рисунке не толь­ко анатомическое строение представителей животного мира, но и характер, образ. Анималистические рисунки известных мастеров изобразительного искусства полезно использовать при ри­совании с натуры для того, чтобы рас­смотреть некоторые анатомические и конструктивные особенности, про­анализировать средства художествен­ной выразительности.

В процессе работы над изображе­нием зверей и птиц решаются опре­деленные учебные задачи: освоение конструктивно-анатомических осо­бенностей, точная передача пропор­ций, фактуры шерсти и др. Полезно рисовать зве­рей и птиц по памяти и представлению на основе впечатлений, полученных от натуры. При выполнении крат­косрочных набросков не требуется тональная завер­шенность работы, подроб­ная прорисовка оперения и деталей. Необходимо быст­ро передать общее движение и пропорции основной массы тела, то есть передать абрис и силуэт. Для набросков более всего подойдет линей­но-конструктивная манера рисунка или рисование от пятна. Изображение птиц и зверей требует пристального изучения их внешнего облика, пластики и строения формы тела. Гибкий позвоночник и соединяю­щие кости суставы обеспечивают максимальную подвижность зверей и птиц. При изображении животных в движении необходимо обратить внима­ние на следующие характерные особенности их анатомического строения.' Позвоночник подвижен в шейной, поясничной и хвостовой областях. Под­вижность позвоночника увеличивается от крестца к голове и хвосту. При разгибании шея с головой и тазовая часть с хвостом поднимаются вверх, а поясничный отдел опускается. Во время сгибания происходит обратное дей­ствие, при котором спина выгибается, а шея с головой опускаются.

Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или малоподвижных позах. В дальнейшем можно будет ставить задачу передать движения.

Изображе­ния птиц. При наличии общих черт в конструктивном строении, птицы могут значительно отличаться друг от друга. Например, по форме клюва: у хищных птиц клюв сильно изогнут; у птиц, ловящих насекомых на лету, с боков клюва имеются волоски для увеличения «воронки» рта, чтобы легче было поймать жертву; у цапли длинный клюв позволяет ловить лягушек и др. Так как у ногах птиц линия рта заходит за линию глаз, создается обманчивое впечат­ление, что они всегда улыбаются. Рассматривая форму тела птицы, туловища, крыльев, хвоста, конечно­стей, головы и шеи, можно убедиться, что в их основе лежат простейшие геометрические фигуры (голова — окружность, тело — овал, крыло — треугольник и т. д.). В начале обучения полезно выполнить конструктивные наброски и рисунки домашних птиц. Зарисовки можно начинать с неподвижных моделей — чучел птиц. Прежде чем приступить к анализу конструктивного строения формы пти­цы, необходимо определить ее движение и расположение на листе, Размещая рисунок на листе, продумывают композицию, определяют от­ношения больших масс и характер их формы: отношения размеров тулови­ща к голове, крыльев к хвосту, туловища к конечностям.

Секрет рисунка птиц

Писать птиц начинают с клюва: глаза располагают рядом с его верхней частью. Наметив глаза, нарисуй голову. Тогда уже изобрази перья в нижней части головы и вокруг верхушки плеч. Делай это боль­шими полукруглыми, симметрично рас­положенными, то длинными, то корот­кими суживающимися штрихами. Концы крыльев только прорисуй. Постепенно рисуй хвост и оперение вдоль позвоноч­ника и под хвостом. Изобрази грудь и брюшко, позади них расположи лапки и низ брюшка. В конце добавь когти — они или схватили ветку, или распластаны.

Нужно как следует знать общую фор­му птицы. Птицы рождаются из яйца, и их форма напоминает яйцо, к которому добавлены голова, хвост, крылья и лапы. Когда крылья расправлены, полет быстр и легок. Когда голова поднята, клюв от­крыт, кажется, будто птица поет, сидя на ветке. Когда же птица отдыхает на вет­ке, она твердо ставит лапки и сидит спо­койно, беззвучно. А перед взлетом вздра­гивает хвост, после чего птица взмывает ввысь.