logo
ОМ_гос

66. Зміст, види, форми організації та проведення позакласних та позашкільних заходів з образотворчого мистецтва.

Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие меро­приятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапо­зитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, ор­ганизация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.

Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети про­должали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изо­бражения в детских рисунках были грамотные, реалистические. Для успешного руководства внеклассной работой необходимо за­ранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Вне­классная работа преподавателя рисования согласовывается с класс­ным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.

Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными. Внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят уча­щихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

ИЗОКРУЖОК. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являют­ся как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности: - это занятия для тех, кто серьез­но интересуется изобразительным искусством и эти занятия являют­ся для них в какой-то степени эстетической потребностью; - структура деятельности кружка отличается от классных уроков (организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста). Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д. Знания и навыки, при­обретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на заня­тиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при ор­ганизации различных оформительских работ в своем классе. Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачис­лять учащихся первого — третьего классов, в другой — четвертого — шестого классов, не более 10—15 человек в каждую группу. Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тка­ней, бордюров.

Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмо­треть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.

ЭКСКУРСИИ. Устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника. При организации экскурсий с учащимися начальных классов учи­тель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выстав­ки, выхода в природу. Задача учителя — научить детей видеть и чувствовать в при­роде гармонию цвета, линий, форм. Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и натуру в ес­тественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, которые не могут быть показаны в классе. В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на вы­ставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод, на фабрику и т. п. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяс­нить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяс­нить эти вопросы.

БЕСЕДЫ. Проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили жела­ние получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы пол­ностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организу­ется по инициативе школьников, второй — по инициативе педагога.Методика проведения бесед по изобразительному искусству стро­ится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что не нравится и почему.

ЛЕКЦИИ. Лекционный метод обыч­но применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть ис­пользована и в среднем звене (четвертый — шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с не­большими паузами, которые заполняются собеседованием.

ДОКЛАДЫ. Доклады, как правило, делают сами учащиеся. В качестве доклад­чиков педагог выделяет наиболее способных и развитых учеников. Темы подбираются в соответствии с учебной программой и юбилей­ными датами, а также с учетом специальных задач кружковой работы. Доклады по изобразительному искусству, как правило, сопровож­даются иллюстративным материалом. Темы для докладов подбираются не очень сложные, а главное — требования к докладу школьника не должны превышать его возмож­ностей.

КИНОФИЛЬМЫ. Просмотры фильмов организуются и в кино­театрах и в школе. Школьные киноуроки имеют много преимуществ: легче наметить время, подобрать нужный фильм и т. д. Посещение кинотеатра орга­низуется обычно для просмотра фильма о жизни и творчестве худож­ника. Тема кинофильма по изобразительному искусству должна соот­ветствовать учебной программе. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Кинофильмы могут быть посвящены также технике изобразитель­ного искусства.

ДОМАШНЕЕ РИСОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Просматривая самостоятельные работы учащихся, преподаватель в нужном случае подскажет новую тему, пути ее решения, внушит ученику, что с этой задачей он справится, напомнит, что авторы из­вестных картин — большие художники-реалисты — всегда использо­вали натуру. Надо убедить учащихся в том, что залог успеха в творче­ской работе — регулярное рисование с натуры. Серьезное внимание надо уделять работам по декоративно-при­кладному искусству.

ШКОЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА-КОНЦЕРТЫ. Для учителя рисования, если он желает быть организатором по­добных мероприятий, больше всего подходят вечера-концерты, по­священные выдающимся художникам. Главную роль в проведении вечеров-концертов играют дети: они и организаторы, и исполнители. Здесь привлекается одновременно и живо­пись, и литература, и музыка.