logo
ОМ_гос

22. Клас-кабінет образотворчого мистецтва.

Роль кабинета изобразительного искусства в процессе обучения школьников.

Оформление кабинета. Необходимые гигиенические требования в работе кабинета. Материально-учебная база: проекционная, звукозаписывающая аппаратура, аудио-видео аппаратура, шкафы и приспособления для хранения методических материалов и пособий (репродукций, таблиц, объектов натурных постановок и пр.). Наличие подставок для натурных постановок. Устройство для сменных выставок детских работ. Комплектование библиотеки по предмету. План работы кабинета.

При его оформлении необходимо учитывать, что он одновременно является мастерской для творчества учащихся, местом знакомства с шедеврами искусства и музеем детского творчества, в котором постоянно действуют выставки ученических работ.

Освещение, затемнение (шторы) для видеофильмов, кран с водой, подсобка для инвентаря (таблицы, кувшины, муляжи, драпировки), белая доска и черный маркер, мольберты, над доской (слева или справа) – фото худ-ков и т.д.

23. Художньо-виражальні особливості народних промислів.

В качестве примера тради­ционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву и по фарфору, глиняную игрушку, матрешек, подносы, лаковые миниатюры, платки, резную деревянную игрушку, ювелирные изделия и др. Навыки технического мастерства и най­денные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. Творения народных мастеров и художников-прикладников объединяет продуманность форм, целесообразность пропорций, стилистическое един­ство всех элементов.

Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусства в своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические каче­ства материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кос­ти, кожи, камня и др. Поэтому в народном искусстве принято выде­лять образы-типы изделий традиционных художе­ственных промыслов, которые отражают мифоло­гические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, жен­щины, знаки-символы земли, воды, солнца мож­но увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчи­вость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую худо­жественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

Народное искусство — явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятель­ность, обряды и праздники. Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для кото­рой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение наци­онального, школы народного искусства (национальная, региональная, кра­евая, школа отдельных промыслов).

Для создания художественного образа вещи важны материал, способы и актер его обработки. Использование природных материалов — одна из основных традиций народного искусства. Каждая школа обладала системой отработанных трудовых приемов, технологией, основывающейся в первую очередь на свойствах обрабатываемого материала. Искусство мастера заключалось в том, чтобы даже неудобные для наработки свойства материала превратить в художественные достоинства вещи. Так, например, разные свойства глины обусловили своеобразие приемов ее наработки и эстетическое решение образа. Слишком мягкая и пластичная белая глина помогла создать особый вытянутый силуэт филимоновской иг­рушки.

Понятие «мастерство» включает наличие творческих способностей и уме­ний правильно организовать работу, соблюдая определенную последова­тельность создания художественной вещи: замысел, разработка техноло­гии, изготовление в материале, отделка, самооценка. Для понимания народного искусства как живого творчества необходимо знать отличительные особенности традиционных художественных промыслов. Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Дымковские игрушки, шкатулки с лаковыми миниатюрами, жостовские подносы вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюда и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные тра­диции, этот живой родник современной художественной культуры.

Цвета хохломской росписи в основном составляют черно-красную гамму с золотом, что придает изделиям празднич-ый и торжественный колорит. Кроме этого, используют зеленый, желтый и коричневьй цвета для придания росписи еще большей яркости и нарядности. Создано много интересных авторских разработок. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.

Петраковская роспись.

24. Методика передачі архітектурних мотивів у роботах учнів 1-7 класів.

При условном изображении здания с фасадной стороны его основные части передаются простейшими геометрическими фигурами: прямоугольниками рисуют стену дома, окна и дверь, треугольником — двускатную крышу. По этому же принципу рисуются и многоэтажные постройки. Последова­тельность их изображения подсказывается особенностями кон­струкции: сначала рисуют несущие элементы — фундамент, фасадную стену, а затем — крышу, окна, двери и другие части дома. Отмечают штрихами основные размеры всего массива здания; обозначают линией границу поверхности земли и прямоугольником — его пространственную форму; определив высоту фундамента, рисуют его узким длинным прямоуголь­ником, слегка выступающим за боковые границы стены; срав­нив высоту оконных проемов и межэтажных панелей с высо­той здания, определяют, на сколько частей надо разделить вы­соту стены, чтобы нарисовать нужное число этажей; в этих частях отмечают высоту оконных проемов и рисуют их верх­ние и нижние линии. Таким же образом, определив количество оконных проемов и простенков, отмечают их ширину верти­кальными линиями. Стерев ненужные линии вспомогательной сетки, получают рисунок оконных проемов. Снизу на полоску фундамента наносят контуры крыльца, а выше — контуры двери. Далее изображают крышу, карнизы и декоративные элементы. Здание в угловом положении рисуют с фасадной и боковой стенами. В этом случае, отметив основные размеры, обозначают сначала вертикальной линией ребро ближнего угла дома. Отмечают его высоту. В силу того что верхние и нижние горизонтальные линии стен направлены в глубину, они будут восприниматься наклонными как ребра куба, по­ставленного в угловое положение. Поэтому определяют сте­пень наклона этих линий, рисуют их и проверяют двумя точками схода на линии горизонта. Затем, отметив ширину угло­вого простенка вертикальной линией, находят двумя его диаго­налями перспективную середину, соединяют ее с точкой схо­да, а через полученную точку пересечения с вертикальной ли­нией простенка проводят вспомогательную наклонную линию, через точку пересечения которой с верхней линией стены проводят границу второго простенка и т. д. После изображения перспективы вертикальных простенков на ближнем вертикаль­ном ребре угла здания отмечают высоту оконных проемов и межэтажных панелей и рисуют верхние и нижние линии окон через две точки схода, чтобы нарисовать все окна здания. Более мелкие архитектурные и декоративные элементы ри­суют, пользуясь этими же точками схода.

Практическая работа с детьми требует знакомства вос­питателя с рисованием сказочных домов, теремов и двор­цов — необходимых элементов и иллюстраций к русским народным сказкам. Знакомство с русским фольклором обя­зывает педагога знать особенности русского деревянного зодчества.

Основным строительным мате­риалом на Руси было дерево. Из длинных круглых бревен топором и долотом плотники рубили избы и дворцы, храмы и крепости с баш­нями.

1 клас: навчити їх елементарним основам конструювання з паперу, дати поняття макету (прямокутний дім з паперу, окремо – трикутний дах), розміщувати предмети на папері з урахуванням, зображувати лінію обрію; лінія, «штрихова сітка». 2 клас: вивчити об’ємні геометричні форми; розвивати вміння бачити споруду як сукупність простих об’ємів, навчити поєднувати об’ємні форми для розуміння основного призначення тієї чи ін..споруди; дати загальне поняття про виражальні можливості об’ємної форми, про залежність основної форми від пропорцій окремих частин будівлі. 4 клас: поглиблювати знання у передаванні пропорційних особливостей окремих частин, вчити правильно сприймати на малюнку образний стан архітектурного пейзажу на реальну тему. 6 клас: вчити використовувати прийоми лінійної перспективи для створення ілюзії глибини простору, спостерігати зміну величини предметів, їх контрастність залежно від відстані, де вони розташовані у реальному житті. 7 клас: определить художественно-композицтонные средства архитектуры; ознакомить с понятием «архитектурный стиль и образ»; научить определять признаки того или иного стиля; дать элементарные знания об архитектурных чертежах (план, фасад); научить выделять основные функции различных типов зданий, определять необходимое количество помещений, их состав, расположение и размеры в соответствии с назначением здания; дать общее понятие о назначении конструкций, о взаимосвязи строительных материалов и конструктивной системы, ознакомить с ведущими конструкциями основных архитектурных стилей; развивать чувство гармонии, формы и цвета.