22. Клас-кабінет образотворчого мистецтва.
Роль кабинета изобразительного искусства в процессе обучения школьников.
Оформление кабинета. Необходимые гигиенические требования в работе кабинета. Материально-учебная база: проекционная, звукозаписывающая аппаратура, аудио-видео аппаратура, шкафы и приспособления для хранения методических материалов и пособий (репродукций, таблиц, объектов натурных постановок и пр.). Наличие подставок для натурных постановок. Устройство для сменных выставок детских работ. Комплектование библиотеки по предмету. План работы кабинета.
При его оформлении необходимо учитывать, что он одновременно является мастерской для творчества учащихся, местом знакомства с шедеврами искусства и музеем детского творчества, в котором постоянно действуют выставки ученических работ.
Освещение, затемнение (шторы) для видеофильмов, кран с водой, подсобка для инвентаря (таблицы, кувшины, муляжи, драпировки), белая доска и черный маркер, мольберты, над доской (слева или справа) – фото худ-ков и т.д.
23. Художньо-виражальні особливості народних промислів.
В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву и по фарфору, глиняную игрушку, матрешек, подносы, лаковые миниатюры, платки, резную деревянную игрушку, ювелирные изделия и др. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. Творения народных мастеров и художников-прикладников объединяет продуманность форм, целесообразность пропорций, стилистическое единство всех элементов.
Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусства в своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кости, кожи, камня и др. Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.
Народное искусство — явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школы народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов).
Для создания художественного образа вещи важны материал, способы и актер его обработки. Использование природных материалов — одна из основных традиций народного искусства. Каждая школа обладала системой отработанных трудовых приемов, технологией, основывающейся в первую очередь на свойствах обрабатываемого материала. Искусство мастера заключалось в том, чтобы даже неудобные для наработки свойства материала превратить в художественные достоинства вещи. Так, например, разные свойства глины обусловили своеобразие приемов ее наработки и эстетическое решение образа. Слишком мягкая и пластичная белая глина помогла создать особый вытянутый силуэт филимоновской игрушки.
Понятие «мастерство» включает наличие творческих способностей и умений правильно организовать работу, соблюдая определенную последовательность создания художественной вещи: замысел, разработка технологии, изготовление в материале, отделка, самооценка. Для понимания народного искусства как живого творчества необходимо знать отличительные особенности традиционных художественных промыслов. Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Дымковские игрушки, шкатулки с лаковыми миниатюрами, жостовские подносы вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюда и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Цвета хохломской росписи в основном составляют черно-красную гамму с золотом, что придает изделиям празднич-ый и торжественный колорит. Кроме этого, используют зеленый, желтый и коричневьй цвета для придания росписи еще большей яркости и нарядности. Создано много интересных авторских разработок. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.
Петраковская роспись.
24. Методика передачі архітектурних мотивів у роботах учнів 1-7 класів.
При условном изображении здания с фасадной стороны его основные части передаются простейшими геометрическими фигурами: прямоугольниками рисуют стену дома, окна и дверь, треугольником — двускатную крышу. По этому же принципу рисуются и многоэтажные постройки. Последовательность их изображения подсказывается особенностями конструкции: сначала рисуют несущие элементы — фундамент, фасадную стену, а затем — крышу, окна, двери и другие части дома. Отмечают штрихами основные размеры всего массива здания; обозначают линией границу поверхности земли и прямоугольником — его пространственную форму; определив высоту фундамента, рисуют его узким длинным прямоугольником, слегка выступающим за боковые границы стены; сравнив высоту оконных проемов и межэтажных панелей с высотой здания, определяют, на сколько частей надо разделить высоту стены, чтобы нарисовать нужное число этажей; в этих частях отмечают высоту оконных проемов и рисуют их верхние и нижние линии. Таким же образом, определив количество оконных проемов и простенков, отмечают их ширину вертикальными линиями. Стерев ненужные линии вспомогательной сетки, получают рисунок оконных проемов. Снизу на полоску фундамента наносят контуры крыльца, а выше — контуры двери. Далее изображают крышу, карнизы и декоративные элементы. Здание в угловом положении рисуют с фасадной и боковой стенами. В этом случае, отметив основные размеры, обозначают сначала вертикальной линией ребро ближнего угла дома. Отмечают его высоту. В силу того что верхние и нижние горизонтальные линии стен направлены в глубину, они будут восприниматься наклонными как ребра куба, поставленного в угловое положение. Поэтому определяют степень наклона этих линий, рисуют их и проверяют двумя точками схода на линии горизонта. Затем, отметив ширину углового простенка вертикальной линией, находят двумя его диагоналями перспективную середину, соединяют ее с точкой схода, а через полученную точку пересечения с вертикальной линией простенка проводят вспомогательную наклонную линию, через точку пересечения которой с верхней линией стены проводят границу второго простенка и т. д. После изображения перспективы вертикальных простенков на ближнем вертикальном ребре угла здания отмечают высоту оконных проемов и межэтажных панелей и рисуют верхние и нижние линии окон через две точки схода, чтобы нарисовать все окна здания. Более мелкие архитектурные и декоративные элементы рисуют, пользуясь этими же точками схода.
Практическая работа с детьми требует знакомства воспитателя с рисованием сказочных домов, теремов и дворцов — необходимых элементов и иллюстраций к русским народным сказкам. Знакомство с русским фольклором обязывает педагога знать особенности русского деревянного зодчества.
Основным строительным материалом на Руси было дерево. Из длинных круглых бревен топором и долотом плотники рубили избы и дворцы, храмы и крепости с башнями.
1 клас: навчити їх елементарним основам конструювання з паперу, дати поняття макету (прямокутний дім з паперу, окремо – трикутний дах), розміщувати предмети на папері з урахуванням, зображувати лінію обрію; лінія, «штрихова сітка». 2 клас: вивчити об’ємні геометричні форми; розвивати вміння бачити споруду як сукупність простих об’ємів, навчити поєднувати об’ємні форми для розуміння основного призначення тієї чи ін..споруди; дати загальне поняття про виражальні можливості об’ємної форми, про залежність основної форми від пропорцій окремих частин будівлі. 4 клас: поглиблювати знання у передаванні пропорційних особливостей окремих частин, вчити правильно сприймати на малюнку образний стан архітектурного пейзажу на реальну тему. 6 клас: вчити використовувати прийоми лінійної перспективи для створення ілюзії глибини простору, спостерігати зміну величини предметів, їх контрастність залежно від відстані, де вони розташовані у реальному житті. 7 клас: определить художественно-композицтонные средства архитектуры; ознакомить с понятием «архитектурный стиль и образ»; научить определять признаки того или иного стиля; дать элементарные знания об архитектурных чертежах (план, фасад); научить выделять основные функции различных типов зданий, определять необходимое количество помещений, их состав, расположение и размеры в соответствии с назначением здания; дать общее понятие о назначении конструкций, о взаимосвязи строительных материалов и конструктивной системы, ознакомить с ведущими конструкциями основных архитектурных стилей; развивать чувство гармонии, формы и цвета.
- 2. Використання інтегрованих уроків в образотворчому мистецтві
- 3. Методика викладання основ кольорознавства в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 5. Використання різних форм художньої творчості на уроках образотворчого мистецтва.
- 6. Методика передачі об'єму в малюнках школярів початкової та середньої школи.
- 7. Технічні засоби навчання на уроках образотворчого мистецтва.
- 8. Робота над завданням по графічному дизайну.
- 9. Методика малювання групи геометричних тіл у 5 — 7 класах.
- 10. Дидактичні принципи навчання на уроках образотворчого мистецтва.
- 11. Різноманітні художні техніки та прийоми використання.
- 14.Робота над ліпленням та розпису глиняної іграшки.
- 15.Методика організації та проведення занять з аплікації в 1 — 7 класах.
- 16. Програмне забезпечення уроків образотворчого мистецтва в розділі „Основи комп'ютерної графіки".
- 17. Композиция в дизайне
- 18. Методика постановки та зображення натюрморту в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 19.Викладання образотворчого мистецтва як науки. Нетрадиційні підходи до організації та проведення уроків в сучасній школі.
- 20. Художньо-виражальні засоби дизайну
- 22. Клас-кабінет образотворчого мистецтва.
- 25.Передача емоційного стану людини виражальними можливостями кольору.
- 26.Види та жанри образотворчого мистецтва.
- 27.Методика організації та проведення занять з конструювання в 1 - 7 класах.
- 29.Композиційні правила, прийоми та засоби створення художнього образу в реалістичній манері на уроках образотворчого мистецтва.
- 30. Методика зображення фігури людини в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 31. Види дизайну.
- 33.Методика викладання основ декоративно-прикладного мистецтва та стилізації _в 1- 4,5 — 7кл.
- 35. Художньо-виразні засоби монументального мистецтва.
- 36. Методика роботи з природними матеріалами в 1 - 7 класах.
- 37. Образотворче мистецтво в загальній системі предметів в сучасній загальноосвітньої школи і його зв'язок з іншими навчальними дисциплінами.
- 38.Робота над тематичною декоративною композицією.
- 39. Методика зображення тварин та птахів в і - 4,5 - 7 класах.
- 40. Планування та організація учбово-виховної роботи з образотворчого мистецтва в школі.
- 41. Природні та штучні матеріали як засіб створення певного художнього образу на уроках ом.
- 42. Методика оформлення творчих робіт учнів.
- 43. Структура й типи уроків образотворчого мистецтва.
- 44.Зміст та методика проведення уроків - бесід з образотворчого мистецтва в початкових та середніх класах.
- 45. Методика освоєння декоративного розпису (на прикладі будь якого виду розпису).
- 47. Мистецтво орнаменту. Види та структура орнаментів.
- 49. Види образотворчого мистецтва.
- 53.Роль та методи роботи вчителя на заняттях з образотворчого мистецтва.
- 54. Методика малювання овочів і фруктів у 1-4 класах.
- 59.0Птимальне поєднання на уроках образотворчого мистецтва різних технік діяльності.
- 60.Методика малювання форм рослинного світу в 1 — 7 класах.
- 61. Облік успішності та критерії оцінювання образотворчої діяльності школярів.
- 63.Методика виховання орнаментів учнями 1—7 класів.
- 66. Зміст, види, форми організації та проведення позакласних та позашкільних заходів з образотворчого мистецтва.
- 67. Використання ігрових форм та уроках образотворчого мистецтва.
- 68. Методика роботи фарбами на уроках образотворчого мистецтва у 1- 7 класах.
- 72. Наступність в навчально-виховній роботі з дітьми дошкільного, молодшого та середнього шкільного віку.
- 78.Попередження помилок в образотворчій діяльності школярів.
- 79.Передача простору та зображення пейзажу в початковій та середній школах.
- 82.Живописні прийоми і використання їх у початковій школі.
- 84.Народні художні промисли на уроках образотворчого мистецтва.
- 85.Регіональні особливості сприйняття образотворчого мистецтва учнями школи і-іп ступеня.
- 86.Методика навчання мистецтву оформлювання у 1-7 класах
- 87.Художній образ на уроках образотворчого мистецтва.
- 89.Методика виконання книжкової графіки в 5-7 класах