logo
ОМ_гос

18. Методика постановки та зображення натюрморту в 1 - 4, 5 - 7 класах.

Постановка должна включать предметы, разнообразные по форме, размерам, пропорциям, фактуре. Например, постановку из блестящих керамических или стеклянных сосудов можно дополнить изделиями из дерева с красивой текстурой, фруктами или овощами, а также драпировками.

Рисование натюрморта следует начинать с выполнения композиционных набросков. Рекомендуется посмотреть на натуру с разных точек зрения, даже сверху, чтобы лучше понять взаиморасположение предметов. Обязательно надо попробовать разместить изображение в разных форматах. Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения. Полезно также выполнить не только линейный, но и тоновой эскиз композиции. Наи­более выразительное композиционное решение натюрморта переносят на ос­новной лист, пропорционально увеличивая размер изображенных предметов. Наиболее выразительное композиционное решение натюрморта переносят на основной лист, пропорционально увеличивая размер изображенных предметов. Рисуя натюрморт, необходимо уметь выделить его композиционный центр. В натюрморте всегда какой-то предмет в смысловом отношении является главным, а остальные — второстепенными. Удачная композиция умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть натюрморт в какую-нибудь сторону. Предметам не должно быть «тесно», они не должны подступать близко к границам листа.

Главное — соблюдать правильную последовательность в работе. Она осно­вана на общих принципах академической школы: от общего к частному и затем опять к общему. На первом этапе продумывают композиционное раз­мещение натюрморта на листе. Тонкими линиями намечают общую форму всей композиции. Затем приступают к линейно-конструктивному построе­нию предметов и выявлению формы при помощи светотени. Особое внима­ние уделяется расположению предметов по отношению друг к другу и фону. При этом необходимо соблюдать правильную передачу формы, пропорций и материальности отдельных предметов, складок драпировки, составляю­щих натюрморт. В процессе лепки формы тоном стараются подчеркнуть раз­ность их пространственного положения. Предметы на переднем плане прори­совываются более тщательно, а объекты дальнего плана изображаются более обобщенно, без проработки деталей. Общую форму предметов, их пластику передают светотенью и наложением штрихов по форме.

Для уточнения то­нальных отношений, достижения цельности, гармонии рисунка следует иногда смотреть на натуру и свою работу прищуренными глазами. В процессе рисо­вания натюрморта рекомендуется несколько раз отходить от мольберта с рисунком, чтобы издали оценить работу на отдельных стадиях.

Необходимо все время помнить о выбранном тональном масштабе, ста­раться передать световоздушную среду в натюрморте, соблюдать тональные отношения между предметами и драпировкой. Важно следить за тем, где на рисунке находятся самые светлые и самые темные места, где наиболее четко выявляется тоновой контраст. Выразительность рисунка достигается за счет верно найденных светотональных отношений. Известного мастерства требует последний этап работы — обобщение всех частей рисунка.

Последовательность рисования натюрморта из бытовых предметов

Первый этап. Анализ конструктивных особенностей натюрморта. Выпол­нение композиционных эскизов небольшого размера на отдельном листе. Поиск композиции натюрморта на основном листе, уточнение соотноше­ний общих масс предметов, их пропорций.

Второй этап. Линейно-конструктивное построение формы предметов с четом перспективного сокращения плоскостей. Прорисовка невидимых частей предметов. Обозначение бликов, полутонов, собственной и падающей теней.

Третий этап. Светотеневая проработка формы предметов и фона.

Четвертый этап. Завершение и обобщение рисунка.