logo
ОМ_гос

59.0Птимальне поєднання на уроках образотворчого мистецтва різних технік діяльності.

В настоящее время на уроках изобразительного искусства применя­ются как традиционные художественные материалы — простые и цвет­ные Карандаши, акварель, гуашь, так и многие другие — восковые мелки, тушь, пастель, масляные краски, цветная бумага, вводятся смешанные техники — акварель и восковые мелки, акварель и гуашь, новые техни­ческие приемы — процарапывание, коллаж. От выбора учителем техники выполнения заданий во многом зависят результаты детского творчества. Чем проще и доступней для ребенка техника исполнения, тем успешнее может он решить поставленную задачу.

Наряду с трудными техниками (акварель, карандаш), есть более простые и эффективные приемы исполнения изобразительных работ (гуашь, аппликация). Необходимо разумное сочетание трудных и легких материалов.

Восковые мелки и акварель. Эта техника с успехом может применять­ся с I класса.

Сначала выполняется рисунок легкими нажи­мами графитного карандаша. Затем он обводится по контуру кусочком стеариновой свечи или восковым мелком. Все, что в конечном итоге долж­но быть белым, закрашивается той же свечкой. После этого при помощи большой кисти или ватного тампона плоскость бумаги покрывается аква­рельной краской (коричне­вая, черная или темно-синяя). Краска покроет поверхность бумаги, а мес­та, обработанные свечкой, останутся белыми. Таким образом рисунок проявится на темном фоне.

Типичные ошибки, которые допускают дети:

— слишком светлый фон, на котором белый рисунок не читается, ученик забывает обвести какую-либо часть рисунка свечкой. Учитель должен обращать внимание детей на то, чтобы был обведен весь рисунок.

Технику восковых мелков можно обогатить, вводя в работу другие цвета. Например, верхнюю часть — небо — дать темно-синей, а ниж­нюю — землю — зеленоватой или коричневой.

Работа торцом кисти: задания выполняются жесткими кисточками, малопригодными для акварели (изобразить пушистую поверхность). На кисточку берут немного краски и работают, держа ее перпенди­кулярно бумаге. Кисть касается листа кончиками волос; убирают излишек воды. Работу торцом кисти можно комбинировать с гладкой закраской.

Рисование пером и тушью. В последнее время в школах дети рисуют и деревянной палочкой, заточенная как карандаш, обмакивают в тушь. Рисование пером или палочкой начинают со II-го класса. Рисуя пером, дети учатся ощущать связь линий контура с особенно­стями формы предмета.

Для работы в технике акварели с тушью нужна акварельная краска, ватный тампон или кисточка, черная тушь и обычная руч­ка со стальным пером. Выполненный на бумаге карандашом, ри­сунок покрывается водой и закрашивается акварелью по мокрой поверхности. Затем по еще не просохшей бумаге рисунок обво­дят тушью, которая на мокрой поверхности растекается, причудливо смешиваясь с аква­релью и создавая всевозможные эффекты. Для того чтобы придать растеканию нужную форму, следует поворачивать плоскость бу­маги в разных направлениях (III и частично во II кл.)

Процарапывание — это работа иглой, острым гвоздиком или булав­кой по бумаге, предварительно покрытой черной тушью. Лучше всего брать глянцевую или хорошо проклеенную рисовальную бумагу. Рыхлые сорта не годятся, так как они рвутся и лохматятся. Покрыть бумагу тушью следует накануне, чтобы она хорошо высохла. На просохшей черной поверхности обычным графитным карандашом выполняется рисунок. Пользоваться резинкой нельзя. По карандашному контуру про­царапывают линии.