logo
ОМ_гос

17. Композиция в дизайне

Композицию в дизайне можно рассматривать как процесс гармонизации формы изделия, интерьера и других пространственных объектов, в которых определяются и приводятся к единому все характеристики формы: размеры, пропорции, ритмическая структура, фактура, цвет и др.

Существуют два основных вида композиции: объемно-пространственная и плоскостная. Важнейшими выразительными средствами композиции явля­ются объем, пространство, структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; цвет (колорит).

Особую роль играет в дизайнерской композиции принцип золотого сече­ния. Кроме этого, для композиции в дизайне важны открытость или замкну­тость, целостность. Важнейшей категорией композиции является эстетиче­ски осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством, ее называют объемно-пространственной струк­турой. Дизайнер должен позаботиться о гармо­ничном соотношении частей и целого, о композиционной целостности.

Художественно-осмысленное выражение степени напряженного состоя­ния материальной формы называется тектоникой. Из одних и тех же форм можно создать компози­ции статические и динамические, вытянутые вверх или по горизонтали, с ярко выраженным ритмом и без него. Строение формы, являющееся резуль­татом чередования одинаковых элементов, называют метрическим. При рав­номерном, ускоренном или замедленном чередовании элементов образуется ритмический ряд. По сравнению с метрическим рядом ритмический подвиж­нее, напряженнее, интереснее. Он дает возможность дальнейшему развитию и поэтому применяется дизайнерами для выражения движения.

Во многом приемы и средства композиции в дизайне зависят от исполь­зуемых материалов и технологии производства. Например, чтобы подчерк­нуть легкость сооружения, используют тонкие ажурные конструкции, уст­ремляющиеся вверх. Применение другого материала — железобетона диктует иное композиционное построение объекта.

Современные интерьеры, костюмы, сервизы также могут создаваться на основе различных исторических стилей. В то же время стилевое единство объек­тов дизайна является более широким понятием, чем простое подражание готике, барокко или даже кубизму. Когда говорят, что все предметы какого-нибудь интерьера находятся в определенном единстве между собой, то име­ют в виду их соответствие по форме, пропорциям, массе, цвету и декору.

В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер, выражает творческую платформу, например, стиль «хай-тек» подчеркивает функциональное назначение объекта за счет акцентирования несущих кон­струкций, вентиляционных труб и т. п.

Выразительность композиции интерьера достигается за счет его гармоничного цветового решения, ритмической организации пространства, разнообразия текстуры и фактуры отделочных материалов, продуманного под бора мебели и освещения.