logo
ОМ_гос

47. Мистецтво орнаменту. Види та структура орнаментів.

Орнамент является важней­шей частью народного и деко­ративно-прикладного искусст­ва. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта (утвари, мебели, инстру­ментов и т. д.), оружия, широ­ко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т. п. Орнамент можно нари­совать графическим материа­лом и написать красками, вы­шить или выткать из ниток, вырезать по дереву или выче­канить по металлу и др. Орна­мент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка, воротник, скатерть и т. п.), циновки или выковать из металла (светильник, по­ставец, ограда, ворота и др.). Орнамент может быть много­цветным (полихромным) и од­ноцветным (монохромным), вы­полнен на поверхности пред­мета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.

Общие стилистические при­знаки орнаментального искус­ства определяются особенно­стями и традициями изобра­зительной культуры каждого народа, обладают определен­ной устойчивостью на протя­жении длительного историче­ского периода и имеют ярко выраженный национальный характер.

Свойства орнамента зависят от назначения, формы, структуры и матери­ала той вещи, которую он украшает. Орнамент помогает подчеркнуть пласти­ческие и конструктивные особенности предмета, усилить его образное ре­шение, лучше выявить природную красоту материала. Все это возможно при условии гармоничного сочетания орнамента и формы предмета.

Виды и структура орнаментов

Искусство орнамента — сложное, многозначное явление, которое требует глубокого изучения, теоретического осмысления и практического освое­ния. Знакомство с этим искусством предполагает изучение орнаментальных мотивов и композиционных схем построения орнаментов.

Орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании и организо­ванном расположении элементов. В зависимости от ха­рактера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, лома­ных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, много­гранников, звезд, крестов, спиралей и др. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т. п. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» — это растительный орнамент. Его изображают и как цвету­щий куст, и более декоративно-обобщенно. Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фи­гур реальных и фантастических животных. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и др.Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных. Такой орнамент можно назвать комбинированным.

По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бор­дюр, кайма), имеющий семь раз­ных видов симметрии, сетчатый может быть семнадцать принци­пиально разных типов сеток с элементами орнамента) и замк­нутый (в круге, квадрате, прямо­угольнике, треугольнике и др.).

48. Методика малювання предметів циліндричної, конічної та кулястої форми у і -7 класах..

Цилиндр. Последовательность рисования цилиндра

Первый этап. Определение размеров цилиндра, основных пропорций (вы­соты и ширины). Нахождение его расположения на листе. Построение осевых линий, для этого надо определить положение вертикальной оси цилиндра. Перпендикулярно к ней строятся осевые линии верхнего и нижнего основа­ний цилиндра.

Второй этап. Прорисовка овалов, передающих перспективное сокраще­ние верхнего и нижнего оснований цилиндра. Определение границ света и тени.

Третий этап. Нанесение светотени для выявления объема. Штрихи подчер­кивают форму цилиндра. Обобщение и завершение работы — соблюдение вер­ных тональных отношений.

Круглая поверхность цилиндра, плавно из­гибаясь, ускользает от света. Поэтому все элементы ее свето­тени не имеют видимых границ — свет незаметно переходит в полутень, а полутень — в тень. Границы рефлекса также расплывчаты. Лишь границы падающей тени довольно четкие, как у граненых тел. На круглых телах хорошо заметна кор­пусная тень — самая темная часть тени. Находясь на границе света и тени на вьгауклых частях и разломах формы, она под­черкивает рельеф формы и вносит в изображение ощущение плотности, материальности поверхностей и завершенности объемной формы предмета (рис. 33).

Для передачи светотени сначала намечают очень светлыми линиями границы света и тени, чтобы определить расположение, размеры и форму элементов светотени. В процессе нанесения тона эти границы исчезают. Упрощенно светотень цилиндра можно представить в виде прямоугольных элемен­тов. На модели они располагаются так: свет — слева, тень — справа, полутень — у левой образующей и по границе света и тени, а также на верхнем основании, рефлекс — у правой образующей, падающая тень — на предметной плоскости справа в виде дугообразной полоски.

Нарисуем вертикальной линией границу света и тени. От ее пересечения с нижним основанием цилиндра проведем ли­нию, изображающую ближнюю к нам часть границы пада­ющей тени, а по ней — дальнюю часть. Штриховку начнем с падающей тени (как тени № 1). Тень № 2, то есть собст­венную тень, лучше дать дугообразными штрихами, так как они хорошо выражают движение поверхности цилиндра. Для плавного перехода света в полутень и тень рекомен­дуется применять избирательную штриховку. Ею отмечают и корпусную тень, которая в цилиндре имеет вертикальную протяженность. Верхнее основание цилиндра, как и фон с предметной плоскостью, тонируется обычной плоскостной пере­крестной штриховкой (рис. 36).

Конус. Нарисуем границу света и тени, наметив ширину тени штрихом на основании конуса и соединив его прямой линией с вершиной конуса; от точки пересечения этой границы с основанием покажем ближнюю часть падающей тени пря­мой линией, найдем ее конечную точку (проекцию вершины конуса) и от нее проведем дальнюю сторону треугольника тени. Сравнив светлоту всех частей, определим их тоновые от­ношения, изобразим их штриховкой, как в рисунке цилиндра. Корпусная тень на поверхности конуса располагается по наклонной образующей. Обратим особое внимание на постоянное сужение вместе с формой элементов светотени по мере их приближения к вершине конуса и постараемся передать каж­дый из них даже в самой узкой части конуса близ вершины.

Шар. Последовательность рисования шара

Первый этап. Определение размера шара, точки опоры и плоскости, на которой он находится.

Второй этап. Уточнение диаметра окружности шара, определение границ света и тени, полутонов и собственной тени, рефлекса и падающей тени.

Третий этап. Передача объема штрихами по форме шара. Определение све­тотеневых отношений (блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, па­дающая тень). Необходимо обратить внимание на плавность тональных пере­ходов на сферической поверхности.

Граница света и тени на цилиндрической и кониче­ской поверхностях прямолинейна. На сферической поверх­ности эта граница криволинейна, падающая тень соответствен­но имеет эллиптическую форму. Чтобы построить шар, прежде всего маленькой точкой обозначим свет № 1 — самую освещенную часть шара, а штрихом отметим ширину тени. За пределами контура покажем вектором направление лучей светового потока. Через центр шара нарисуем прямой линией перпендикулярный лучам света экватор. Если мысленно по экватору рассечь шар и отнять верхнюю его половину, мы увидим круглое сечение, которое в перспективе будет казаться эллипсом. Нарисуем этот эллипс. Большой осью его будет экватор, малой осью — прямая, перпендикулярная к экватору и проведенная через центр. Ближняя половина эллипса у нас уже отмечена — это расстояние между экватором и штрихом, показывающим ширину тени. По ближней отмечаем ширину удаленной половины и по четырем опорным точкам строим эллипс, который станет изображением границы света и тени шара. Сотрем невидимую часть границы тени и нарисуем падающую тень. Всем основным элементам светотени найдено место. Теперь дугообразными штрихами закроем тени и полу­тени. Наметим плавный переход от полутени к свету сначала дугообразными штрихами, параллельными контуру шара и границе собственной тени, а затем штрихами, радиально рас­ходящимися от света до самой границы тени. Увяжем раз­розненные венцы штрихов дугообразными штрихами, парал­лельными круглым контурам света экватора и шара. Снизу на затемненную поверхность шара воздействуют световые лучи светлой предметной плоскости. Рисуем корпусную тень, которая на поверхности шара имеет дугообразную форму, отметим рефлекс. Изобразим фон и предметную плос­кость. Все нарисованное проверим.