72. Наступність в навчально-виховній роботі з дітьми дошкільного, молодшого та середнього шкільного віку.
Учитель должен неукоснительно соблюдать правило: переходить к новому учебному материалу можно только после усвоения и закрепления предыдущего. Новый материал необходимо тесно связывать с уже известным учащимся. Учебный материал усваивается лучше, если новое вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняя его и дополняя.
Принцип последовательности обязывает к планированию учебной работы. При подготовке к занятиям каждый педагог должен продумать, как лучше построить урок, соблюдая принцип последовательности и систематичности. Принципу систематичности и последовательности должно быть, уделено особое внимание при обучении основам живописи и композиции. В средней общеобразовательной школе при обучении указанным дисциплинам этот принцип соблюдается формально: в живописи— в порядке перечисления и усложнения натюрмортных постановок, в композиции — как усложнение тематики. Не уделяется достаточного внимания последовательности изложения теоретического материала, постепенности его усложнения.
На уроках изобразительного искусства учащиеся должны овладеть системой знаний, умений и навыков по этому предмету. Этот материал будет прочно усвоен и осознан, если каждое новое положение логически обусловливается предыдущим и, в свою очередь, находит свое дальнейшее развитие. Так, прежде чем объяснить школьникам законы смешения цветов, их знакомят со спектром, с понятиями «холодные» и «теплые» цвета, «цветовой тон». Выполнению рисунков предметов сложной формы предшествует рисование простых предметов с ярко выраженным конструктивным строением. Прежде чем учащиеся получают задание нарисовать с натуры группу предметов (натюрморт), они рисуют предметы в отдельности. К составлению эскизов декоративного оформления игрушечной мебели, посуды дети приступают после составления простейших узоров и орнаментов в полосе, квадрате, круге. Последовательность выполнения тематического рисунка предполагает выполнение карандашного эскиза темы, после чего проводится сбор материала, выполняются наброски с натуры и затем окончательно компонуется сюжет в карандаше и завершается в цвете. Таким образом, выполнение любого рисунка включает четко выраженные последовательные этапы работы над ним. Последовательность усвоения знаний, умений и навыков требует от учителя изобразительного искусства строгого отбора учебного материала, предметов натурных постановок и методических наглядных пособий, логической связи нового материала с пройденным и последующим. Не менее важно устанавливать тесную связь между теоретическими положениями и их практическим применением в рисунках с натуры, на темы и в декоративных работах.
Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знани.
В связи с передачей уроков изобразительного искусства в начальных классах специалистам перед учителем рисования общеобразовательной школы сегодня встают новые задачи:
соблюдение преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
последовательное усложнение учебно-воспитательных задач, предусмотренных программой детских садов и программой по изобразительному искусству в начальных классах общеобразовательной школы;
достижение единства методов всестороннего развития личности ребенка.
Учащиеся первого класса действительно очень мало знают и умеют, но считать, что они абсолютно ничего не знают и ничего не умеют — грубая ошибка. Согласно "Программе воспитания в детском саду" 1 дети младшей группы (2—4 года) учатся правильно держать карандаш и кисть и пользоваться ими, изображать формы округлых и прямоугольных предметов (мяч, флажок). В старшей группе (5—7 лет) дошкольники составляют несложные декоративные композиции, учатся передавать в рисунке свои впечатления от реальной действительности (темы "Лес зимой", "Моя мама", "Наша собака", "Сад летом", "Папа за работой" и т. п.).
Для соблюдения принципа систематичности и последовательности большую помощь учителю оказывают рабочие и тематические планы, методические разработки, иллюстрированные годовые планы, позволяющие наглядно проследить за системой последовательного усложнения учебных задач.
Разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого класса, надо помнить о принципе доступности и посильности обучения. Этот принцип в средней общеобразовательной школе имеет особое значение.
73 Правила, прийоми та засоби композиції.
Основные этапы создания изобразительной работы:
1. Выбор сюжета, формирование замысла композиции.
2. Выполнение эскиза (только в III—IV классах).
3. Выполнение рисунка композиции.
4. Выполнение цветового решения композиции.
У композиции есть свои законы, разрабатываемые в процессе художественной практики и развития теории. Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют на протяжении всей работы. Они направлены на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п. Контраст, как универсальное средство, помогает создать яркое и выразительное произведение. Тональный и цветовой контрасты применяют при создании произведений графики и живописи любого жанра. Светлый объект лучше заметен, выразителен на темном фоне и, наоборот, темный — на светлом.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, главное и отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие контрасты. Композиционной цельности можно добиться, объединив светом, тоном или колоритом все части произведения.
Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции следует отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции. Здесь названы только основные.
Ритм. Ритм всегда подразумевает движение. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение. Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм не только участвует в построений изображения, но зачастую придает содержанию определенную эмоциональность. Ритм может быть задан линиями, пятнами света, тени, цвета. Используют чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног.
Правило передачи движения. Объект на картине будет выглядеть движущимся при следующих условиях:
* если на картине используются одна или несколько диагональных линий, направлений движения;
* если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
* если выбрать определенный момент движения, который наиболее ярко отражает его характер, является его кульминацией. Движение понятно только при рассматривании произведения в целом, а не отдельных моментов движения. Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка.
Правило передачи статики. Композиция считается статичной при следующих условиях:
* если на картине отсутствуют диагональные направления;
* если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
* если композиция является симметричной, уравновешенной или построена на основе простых геометрических схем (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник).
Выделение сюжетно-композиционного центра. Создавая композицию, необходимо определить, что будет главным в картине, и позаботиться о том, как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Для выявления композиционного центра наиболее важный элемент изображения располагают в соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии '/з от целого.
Передача симметрии и асимметрии в композиции. Симметричные композиции — статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.
Передача равновесия в композиции. В симметричной композиции все части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно уравновешивается маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим.
74. Методика ілюстрування літературних творів у 1 — 4, 5 — 7 класах.
Методика иллюстрирования литературных произведений в 1-4, 5-7 классах Передача замысла литературного произведения младшими школьниками посредством рисования будет более выразительной и полной при соблюдении таких методических принципов как:
а). Произведения для иллюстрирования подбирать с учётом интересов учащихся, а также степени эмоционального воздействия на них;
б). Повышать творческую активность учащихся эмоциональным усвоением идеи, заложенной в основу произведения, правильным пониманием замысла, а также созданием условий для свободного самовыражения ребенка путем рисования. Без помощи взрослого дети зачастую затрудняются определить художественные средства, которые использует автор или не уделяют им должного внимания, что ведёт к невыразительности образов на рисунке. Но иногда дети чувствуют и понимают, что хотел показать или сказать автор, но у них нет достаточного опыта передачи всего этого в своём рисунке. Это происходит потому, что они плохо владеют способами изображения.
Методика использования литературных произведений на уроках изобразительного искусства с каждым классом усложняется, но всегда большое внимание уделяется наблюдениям.
Для развития наблюдательности используются следующие методы: наблюдение явлений, передающих общее содержание стихотворения (по возможности); беседа о средствах выразительности произведения с последующим обсуждением рисунка; предшествующее наблюдению рассматривание картин, иллюстраций, отражающих рассматриваемые образы; рисование только на основе восприятия литературного произведения; рисование с натуры картин, описанных в произведении, воспроизведение увиденных образов при восприятии музыки; наличие рисунков.
Цели и задачи урока
1. Научить детей:
а) самостоятельно сочинять композиции по мотивам сказки;
б) создавать—сказочные художественные образы, используя различные средства декоративности;
в) передавать смысловую связь сюжета.
2. Развивать у учащихся воображение, фантазию, способствующие формированию творческих способностей.
3. Воспитывать усидчивость и самостоятельность при выполнении работы. ---Методические рекомендации
Перед тем как нарисовать иллюстрацию к сказке, учитель должен показать иллюстрации, внимательно их рассмотреть и проанализировать: как художники передают сказочные происшествия, какими средствами они выражают радость, удивление, страх. Обратить внимание детей на окружающие объекты в иллюстрациях, например на деревья, которые изображаются тоже необычно, в одной манере. Затем детям надо вспомнись содержание сказки, можно показать им мультфильм, а после этого раздать отрывки, из сказки для создания сюжетной композиции. Важно, чтобы учащиеся посчитали отрывки и рассказали, как они будут изображать сюжет, ведь один и тот же сюжет можно представить по-разному.
Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства не только играет важную роль в обучении и развитии учащихся, но и вносит неоценимый вклад в их нравственное воспитание. Особую роль при обучении играют картины, которые не являются собственно иллюстрациями к произведению, но дают почувствовать образ ушедшей эпохи, взаимоотношения людей в зависимости от их общественного положения, особенности быта, жизни и труда в другие эпохи. Недостаточность таких знаний особенно проявится при собственном иллюстрировании учащихся.
Очень важную роль на уроках изобразительного искусства играет использование литературных произведений. Сопоставление картины со стихами помогает детям понять образ произведения изобразительного искусства и выявляет эстетические возможности их восприятия. Задания, посвященные "графической речи" школьников, имеет целью перевести их в ситуацию, более свойственную этому возрасту, а именно - от словесных оттенков к рисованию, к деятельности. Эти задания должны активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса рисования, во время которого дети видят то, о чём они рассказывают и стараются подражать не словам учителя, а воспринимать произведение искусства.
75.Аналіз художніх творів на уроках образотворчого мистецтва в середній школі.
Учитель просит внимательно всмотреться, вслушаться, а затем рассказать о том, что, прежде всего, поразило их в произведении автора. Постепенно обобщаются ответы детей, подводятся самостоятельные выводы. Определение названия. Внимательное изучение фрагментов и частей, деталей произведения, их сопоставление. В итоге формируется идейное содержание. Рассматривается мотивировка действий. Здесь применяется интеграция искусств: подбираются соответствующие литературные или музыкальные произведения или их фрагменты, сопоставление содержания картин с уже известными прозаическими, поэтическими или музыкальными произведениями.
При рассматривании произведений изобразительного искусства обращается внимание на технику выполнения рисунка, на особенности композиции и колорита, на ритм и другие средства выразительности. Здесь важно выявить те методы и средства, которые могут применить дети в своей практической деятельности. Очень важным моментом является систематическое рассматривание художественных произведений на уроках рисования. Также рисование по памяти даётся для развития образного мышления, образной памяти и др.
Следует не забывать и об учёте индивидуальных и возрастных возможностях школьников. Младшие школьники легче усваивают материал, если идти от практики к теории. Любая работа с художественными произведениями не должна быть стихийной. Для этого нужна особая методика знакомства с произведениями искусства, направленная на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний. Необходима особая методика знакомства с художественным произведением, в частности с изобразительным искусством и поэзией. ЗАДАЧИ этой методики следующие: - развитие наблюдательности детей при восприятии художественных произведений; развитие умения "расшифровывать" произведения искусства; - развитие умения использовать свои наблюдения в художественной деятельности; развитие у детей умения рассказывать о произведениях искусства, откликаясь на выразительные средства; - развитие навыков общения по поводу искусства, способности мыслить в области искусства.
Чтобы уроки были эффективными, следует, прежде всего, продумать количество произведений, -отбираемых для показа, и возможности их восприятии учащимися. Вопросы, их характер и последовательность следует составлять в зависимости от возраста детей, от уровня их подготовленности и от задач урока. В начальных классах задаются вопросы, относящиеся к содержанию произведения, его настроению, характеру связи с явлениями действительности, к выразительным средствам, а также к оценке произведений детьми. Очень важно, чтобы ребёнок задумался, какие чувства испытывал сам художник, когда создавал ту или иную картину, как он относился к героям своей картины, как их понимал, кого любил, жалел, кем он восхищался, кого осуждал, какие чувства он хотел вызвать у зрителя. Надо дать ребёнку понять, что в картине нет ничего случайного, что её общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов - всё служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств. Ребёнок должен понять все эти средства выразительности и научиться применять их в своей самостоятельной творческой работе.
Анализ произведений живописи основывается на колорите полотна. Это позволяет сделать вывод о переданном художником настроении и самостоятельно подойти к трактовке сюжета произведения. Но этого не достаточно, особенно для произведений бытового, исторического и сказочного жанров. Следует продолжить работу и включить в анализ такие компоненты, как обращение к традициям и обрядам народа и выявление религиозных событий.
76.Використання колективних форм роботи на уроках образотворчого мистецтва.
В младшем школьном возрасте у ребенка формируется то, что сейчас называют креативностью. В современной практике школы довольно редко используются индивидуально-коллективные формы работы учащихся.
Коллективная работа, возникающая на базе дифференцированной работы учащихся, должна иметь следующие признаки: - класс воспринимает данное учителем задание, как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку; - организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя; - действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; - есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений: - каждый имеет право высказывать любую точку зрения; - отстоять ее убедительной аргументацией;- обязан выслушать и понять другого; - терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное; - нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела. Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса. Групповые формы можно подразделить на звеньевую, бригадную, кооперировано-групповую и дифференцированно-групповую. Звеньевая форма обучения предполагает организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность временных групп учащихся, специально сформированных для выполнения определенных заданий. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и с одинаковым уровнем сформированное™ учебных умений и навыков. К групповым формам относят также парную работу учащихся.
Особый подход требуется при определении коллективного вида обучения. Не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной. Коллективное обучение - это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.
77.Методика викладання основ шрифтової грамоти у 1 - 4, 5 - 7 класах.
Задачи: получить представление о самых известных видах шрифта; кратко ознакомиться с элементами букв и основными параметрами шрифта; понять идею конструирования простейшего стандартного чертежного шрифта и научиться его писать.
В младших классах надо начинать с того, чтобы дети научились по шаблонам обводить буквы... Либо разбить строку для написания шрифта на клетки, при помощи вспомогательных линий. Разные буквы, разный наклон и т.д. Чем старше дети, тем больший объем творческой работы они должны проводить сами.
В педагогической практике для решения учебно-воспитательных задач часто необходимо создавать учебные пособия, альбомы, стенные газеты, лозунги, плакаты, фотомонтажи, выставки. Чтобы эти работы отвечали своему назначению, их содержание определенным образом организуется, оформляется, то есть приобретает наиболее наглядную и эмоционально-выразительную форму. Оформление осуществляется в основном графическими средствами, поэтому оно в быту часто называется оформительской графикой.
Шрифтом называют определенное начертание букв алфавита. Как известно, все буквы алфавита имеют свою форму и вместе с тем в начертании каждой из них есть общие признаки и закономерности, придающие шрифту целостный графический строй. Рисунок шрифта тесно связан с конструкцией букв алфавита. Каждая буква состоит из структурных элементов — штрихов. Они бывают трех видов: основные, соединительные и засечки.
Основными называют штрихи, определяющие основу формы буквы. Поэтому их во многих шрифтах выделяют, увеличивая толщину. Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы. Засечками называют дополнительные штрихи, завершающие основные и соединительные элементы. Они придают законченность букве, четкость строчке и единообразие шрифту.
Стандартный шрифт прост и общедоступен. Основные и соединительные элементы одинаковой толщины, засечки отсутствуют. Широко применяется в учебно-оформительской и выставочной практике.
Трафаретный шрифт имеет много вариантов, но всем им свойственна простота начертания.
Построение буквы того или иного шрифта обычно начинают с определения пропорций, то есть отношения ширины к высоте. Нередко оба размера берутся равными, тогда надпись кажется широкой, размашистой, свободной. Но чаще всего ширина берется меньше высоты, что делает надпись плотной и убористой. Для построения буквы берут нужную пропорцию и по ней вычерчивают квадрат или прямоугольник, определяющие границы буквы. В зависимости от размера и светлоты шрифта устанавливают толщину основного штриха в качестве модуля буквы, которая должна кратно разделить стороны построенной геометрической фигуры на части. По нанесенным делениям вычерчивают модульную сетку, с помощью которой рисуют основные, соединительные штрихи и засечки. Учитывая особенности зрительного восприятия, вносят некоторые оптические поправки, уравновешивающие букву. Так, средние соединительные штрихи рисуют чуть выше средней горизонтальной линии, верхние полукруглые элементы меньше нижних, основные штрихи круглых букв — толще, высоту круглых и остроконечных букв — несколько больше высоты строчки, а толщину горизонтальных элементов — меньше толщины вертикальных.
Нарисованную карандашом букву покрывают тушью или краской. Сначала обводят контур тонкой кистью от руки или рейсфедером по линейке. Затем широкой мягкой кистью закрывают толстые элементы буквы заливкой ровно и аккуратно. Образовавшиеся неровности и заусеницы в контуре поправляют тонкой кистью, остроконечным пером той же краской или белой гуашью.
Для ускорения процесса буквенного письма применяют плакатные перья.
Удобочитаемость текста и стилевое единство композиции достигаются в шрифтовой графике совокупностью следующих условий:
1. Начертание всех букв текста должно соответствовать конструктивно-стилевым особенностям используемого шрифта. Например, нельзя в текст, написанный гротеском, вводить буквы из антиквы.
2. Одноименные буквы на всем протяжении текста надлежит писать одинаково.
3. Форма, размер и положение засечек соблюдаются у всех букв.
4. Одноименные пробелы в тексте должны быть одинаковы.
5. В окраске букв нужно избегать многоцветной пестроты.
6. Хорошая шрифтовая композиция всегда уравновешена и цельна.
- 2. Використання інтегрованих уроків в образотворчому мистецтві
- 3. Методика викладання основ кольорознавства в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 5. Використання різних форм художньої творчості на уроках образотворчого мистецтва.
- 6. Методика передачі об'єму в малюнках школярів початкової та середньої школи.
- 7. Технічні засоби навчання на уроках образотворчого мистецтва.
- 8. Робота над завданням по графічному дизайну.
- 9. Методика малювання групи геометричних тіл у 5 — 7 класах.
- 10. Дидактичні принципи навчання на уроках образотворчого мистецтва.
- 11. Різноманітні художні техніки та прийоми використання.
- 14.Робота над ліпленням та розпису глиняної іграшки.
- 15.Методика організації та проведення занять з аплікації в 1 — 7 класах.
- 16. Програмне забезпечення уроків образотворчого мистецтва в розділі „Основи комп'ютерної графіки".
- 17. Композиция в дизайне
- 18. Методика постановки та зображення натюрморту в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 19.Викладання образотворчого мистецтва як науки. Нетрадиційні підходи до організації та проведення уроків в сучасній школі.
- 20. Художньо-виражальні засоби дизайну
- 22. Клас-кабінет образотворчого мистецтва.
- 25.Передача емоційного стану людини виражальними можливостями кольору.
- 26.Види та жанри образотворчого мистецтва.
- 27.Методика організації та проведення занять з конструювання в 1 - 7 класах.
- 29.Композиційні правила, прийоми та засоби створення художнього образу в реалістичній манері на уроках образотворчого мистецтва.
- 30. Методика зображення фігури людини в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 31. Види дизайну.
- 33.Методика викладання основ декоративно-прикладного мистецтва та стилізації _в 1- 4,5 — 7кл.
- 35. Художньо-виразні засоби монументального мистецтва.
- 36. Методика роботи з природними матеріалами в 1 - 7 класах.
- 37. Образотворче мистецтво в загальній системі предметів в сучасній загальноосвітньої школи і його зв'язок з іншими навчальними дисциплінами.
- 38.Робота над тематичною декоративною композицією.
- 39. Методика зображення тварин та птахів в і - 4,5 - 7 класах.
- 40. Планування та організація учбово-виховної роботи з образотворчого мистецтва в школі.
- 41. Природні та штучні матеріали як засіб створення певного художнього образу на уроках ом.
- 42. Методика оформлення творчих робіт учнів.
- 43. Структура й типи уроків образотворчого мистецтва.
- 44.Зміст та методика проведення уроків - бесід з образотворчого мистецтва в початкових та середніх класах.
- 45. Методика освоєння декоративного розпису (на прикладі будь якого виду розпису).
- 47. Мистецтво орнаменту. Види та структура орнаментів.
- 49. Види образотворчого мистецтва.
- 53.Роль та методи роботи вчителя на заняттях з образотворчого мистецтва.
- 54. Методика малювання овочів і фруктів у 1-4 класах.
- 59.0Птимальне поєднання на уроках образотворчого мистецтва різних технік діяльності.
- 60.Методика малювання форм рослинного світу в 1 — 7 класах.
- 61. Облік успішності та критерії оцінювання образотворчої діяльності школярів.
- 63.Методика виховання орнаментів учнями 1—7 класів.
- 66. Зміст, види, форми організації та проведення позакласних та позашкільних заходів з образотворчого мистецтва.
- 67. Використання ігрових форм та уроках образотворчого мистецтва.
- 68. Методика роботи фарбами на уроках образотворчого мистецтва у 1- 7 класах.
- 72. Наступність в навчально-виховній роботі з дітьми дошкільного, молодшого та середнього шкільного віку.
- 78.Попередження помилок в образотворчій діяльності школярів.
- 79.Передача простору та зображення пейзажу в початковій та середній школах.
- 82.Живописні прийоми і використання їх у початковій школі.
- 84.Народні художні промисли на уроках образотворчого мистецтва.
- 85.Регіональні особливості сприйняття образотворчого мистецтва учнями школи і-іп ступеня.
- 86.Методика навчання мистецтву оформлювання у 1-7 класах
- 87.Художній образ на уроках образотворчого мистецтва.
- 89.Методика виконання книжкової графіки в 5-7 класах