logo
ОМ_гос

72. Наступність в навчально-виховній роботі з дітьми дошкільного, молодшого та середнього шкільного віку.

Учитель должен неукос­нительно соблюдать правило: переходить к новому учебному ма­териалу можно только после усвоения и закрепления предыдуще­го. Новый материал необходимо тесно связывать с уже известным учащимся. Учебный материал усваивается лучше, если новое вы­зывает в памяти ранее воспринятое, уточняя его и дополняя.

Принцип последовательности обязывает к планированию учебной работы. При подготовке к занятиям каждый педагог должен продумать, как лучше построить урок, соблюдая принцип последовательно­сти и систематичности. Принципу систематичности и последовательности должно быть, уделено особое внимание при обучении основам живописи и композиции. В средней общеобразовательной школе при обучении ука­занным дисциплинам этот принцип соблюдается формально: в жи­вописи— в порядке перечисления и усложнения натюрмортных постановок, в композиции — как усложнение тематики. Не уделя­ется достаточного внимания последовательности изложения тео­ретического материала, постепенности его усложнения.

На уроках изобразительного искусства учащиеся должны овла­деть системой знаний, умений и навыков по этому предмету. Этот материал будет прочно усвоен и осознан, если каждое новое положение логически обусловливается предыдущим и, в свою очередь, находит свое дальнейшее развитие. Так, прежде чем объяснить школьникам законы смешения цветов, их знако­мят со спектром, с понятиями «холодные» и «теплые» цвета, «цветовой тон». Выполнению рисунков предметов сложной формы предшествует рисование простых предметов с ярко выраженным конструктивным строением. Прежде чем учащиеся получают за­дание нарисовать с натуры группу предметов (натюрморт), они рисуют предметы в отдельности. К составлению эскизов декоратив­ного оформления игрушечной мебели, посуды дети приступают после составления простейших узоров и орнаментов в полосе, квадрате, круге. Последовательность выполнения тематического рисунка предполагает выполнение карандашного эскиза темы, после чего проводится сбор материала, выполняются наброски с натуры и затем окончательно компонуется сюжет в карандаше и завершается в цвете. Таким образом, выполнение любого рисунка включает четко выраженные последовательные этапы работы над ним. Последовательность усвоения знаний, уме­ний и навыков требует от учителя изобразительного искусства строгого отбора учебного материала, предметов натурных по­становок и методических наглядных пособий, логической связи нового материала с пройденным и последующим. Не менее важно устанавливать тесную связь между теоретическими положениями и их практическим применением в рисунках с натуры, на темы и в декоративных работах.

Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последую­щими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройден­ным, последовательное расширение и углубление знани.

В связи с передачей уроков изобразительного искусства в началь­ных классах специалистам перед учителем рисования общеобразова­тельной школы сегодня встают новые задачи:

соблюдение преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

последовательное усложнение учебно-воспитательных задач, предусмотренных программой детских садов и программой по изоб­разительному искусству в начальных классах общеобразовательной школы;

достижение единства методов всестороннего развития личности ребенка.

Учащиеся первого класса действительно очень мало знают и умеют, но считать, что они абсолютно ничего не знают и ничего не умеют — грубая ошибка. Согласно "Программе воспитания в дет­ском саду" 1 дети младшей группы (2—4 года) учатся правильно держать карандаш и кисть и пользоваться ими, изображать формы округлых и прямоугольных предметов (мяч, флажок). В старшей группе (5—7 лет) дошкольники составляют несложные декоратив­ные композиции, учатся передавать в рисунке свои впечатления от реальной действительности (темы "Лес зимой", "Моя мама", "На­ша собака", "Сад летом", "Папа за работой" и т. п.).

Для соблюдения принципа систематичности и последовательнос­ти большую помощь учителю оказывают рабочие и тематические планы, методические разработки, иллюстрированные годовые пла­ны, позволяющие наглядно проследить за системой последователь­ного усложнения учебных задач.

Разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого класса, надо помнить о принципе доступности и посильности обуче­ния. Этот принцип в средней общеобразовательной школе имеет особое значение.

73 Правила, прийоми та засоби композиції.

Основные этапы создания изобразительной работы:

1. Выбор сюжета, формирование замысла композиции.

2. Выполнение эскиза (только в III—IV классах).

3. Выполнение рисунка композиции.

4. Выполнение цветового решения композиции.

У композиции есть свои законы, разрабатываемые в процессе художе­ственной практики и развития теории. Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют на протяжении всей работы. Они направлены на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п. Контраст, как универсальное средство, помогает создать яркое и выразительное произведение. Тональный и цветовой контрасты применяют при со­здании произведений графики и живописи любого жанра. Светлый объект лучше заметен, выразителен на темном фоне и, наоборот, темный — на светлом.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, главное и отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие контрасты. Композиционной цельности можно добиться, объединив светом, тоном или колоритом все части произведения.

Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происхо­дит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия со­держания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно до­стигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.

Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции следует отнести: передачу ритма, симметрии и асим­метрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, дина­мику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, цело­стность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции. Здесь названы только основные.

Ритм. Ритм всегда подразумевает движение. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение. Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последова­тельности. Ритм не только участвует в построений изображения, но зачастую придает содержа­нию определенную эмоциональность. Ритм может быть задан линиями, пятнами света, тени, цвета. Используют чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног.

Правило передачи движения. Объект на картине будет выглядеть движущим­ся при следующих условиях:

* если на картине используются одна или несколько диагональных ли­ний, направлений движения;

* если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;

* если выбрать определенный момент движения, который наиболее ярко отражает его характер, является его кульминацией. Движение понятно только при рассматривании произведения в целом, а не отдельных моментов движения. Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка.

Правило передачи статики. Композиция считается статичной при следую­щих условиях:

* если на картине отсутствуют диагональные направления;

* если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульми­нации действия;

* если композиция является симметричной, уравновешенной или пост­роена на основе простых геометрических схем (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник).

Выделение сюжетно-композиционного центра. Создавая композицию, необходимо определить, что будет главным в кар­тине, и позаботиться о том, как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Для выявления ком­позиционного центра наиболее важный элемент изображения располагают в соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоя­нии '/з от целого.

Передача симметрии и асимметрии в композиции. Сим­метричные композиции — статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены. В асимметричной композиции распо­ложение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюже­та и замысла произведения, левая и пра­вая половины не уравновешены.

Передача равновесия в композиции. В симметричной композиции все части уравновешены, асимметричная компо­зиция может быть уравновешенной и не­уравновешенной. Большое светлое пят­но уравновешивается маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен мож­но уравновесить одним большим.

74. Методика ілюстрування літературних творів у 1 — 4, 5 — 7 класах.

Методика иллюстрирования литературных произведений в 1-4, 5-7 классах Передача замысла литературного произведения младшими школьниками посредством рисования будет более выразительной и полной при соблюдении таких методических принципов как:

а). Произведения для иллюстрирования подбирать с учётом интересов учащихся, а также степени эмоционального воздействия на них;

б). Повышать творческую активность учащихся эмоциональным усвоением идеи, заложенной в основу произведения, правильным пониманием замысла, а также созданием условий для свободного самовыражения ребенка путем рисования. Без помощи взрослого дети зачастую затрудняются определить художественные средства, которые использует автор или не уделяют им должного внимания, что ведёт к невыразительности образов на рисунке. Но иногда дети чувствуют и понимают, что хотел показать или сказать автор, но у них нет достаточного опыта передачи всего этого в своём рисунке. Это происходит потому, что они плохо владеют способами изображения.

Методика использования литературных произведений на уроках изобразительного искусства с каждым классом усложняется, но всегда большое внимание уделяется наблюдениям.

Для развития наблюдательности используются следующие методы: наблюдение явлений, передающих общее содержание стихотворения (по возможности); беседа о средствах выразительности произведения с последующим обсуждением рисунка; предшествующее наблюдению рассматривание картин, иллюстраций, отражающих рассматриваемые образы; рисование только на основе восприятия литературного произведения; рисование с натуры картин, описанных в произведении, воспроизведение увиденных образов при восприятии музыки; наличие рисунков.

Цели и задачи урока

1. Научить детей:

а) самостоятельно сочинять композиции по мотивам сказки;

б) создавать—сказочные художественные образы, используя различные средства декоративности;

в) передавать смысловую связь сюжета.

2. Развивать у учащихся воображение, фантазию, способствующие формированию творческих способностей.

3. Воспитывать усидчивость и самостоятельность при выполнении работы. ---Методические рекомендации

Перед тем как нарисовать иллюстрацию к сказке, учитель должен показать иллюстрации, внимательно их рассмотреть и проанализировать: как художники передают сказочные происшествия, какими средствами они выражают радость, удивление, страх. Обратить внимание детей на окружающие объекты в иллюстрациях, например на деревья, которые изображаются тоже необычно, в одной манере. Затем детям надо вспомнись содержание сказки, можно показать им мультфильм, а после этого раздать отрывки, из сказки для создания сюжетной композиции. Важно, чтобы учащиеся посчитали отрывки и рассказали, как они будут изображать сюжет, ведь один и тот же сюжет можно представить по-разному.

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства не только играет важную роль в обучении и развитии учащихся, но и вносит неоценимый вклад в их нравственное воспитание. Особую роль при обучении играют картины, которые не являются собственно иллюстрациями к произведению, но дают почувствовать образ ушедшей эпохи, взаимоотношения людей в зависимости от их общественного положения, особенности быта, жизни и труда в другие эпохи. Недостаточность таких знаний особенно проявится при собственном иллюстрировании учащихся.

Очень важную роль на уроках изобразительного искусства играет использование литературных произведений. Сопоставление картины со стихами помогает детям понять образ произведения изобразительного искусства и выявляет эстетические возможности их восприятия. Задания, посвященные "графической речи" школьников, имеет целью перевести их в ситуацию, более свойственную этому возрасту, а именно - от словесных оттенков к рисованию, к деятельности. Эти задания должны активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса рисования, во время которого дети видят то, о чём они рассказывают и стараются подражать не словам учителя, а воспринимать произведение искусства.

75.Аналіз художніх творів на уроках образотворчого мистецтва в середній школі.

Учитель просит внимательно всмотреться, вслушаться, а затем рассказать о том, что, прежде всего, поразило их в произведении автора. Постепенно обобщаются ответы детей, подводятся самостоятельные выводы. Определение названия. Внимательное изучение фрагментов и частей, деталей произведения, их сопоставление. В итоге формируется идейное содержание. Рассматривается мотивировка действий. Здесь применяется интеграция искусств: подбираются соответствующие литературные или музыкальные произведения или их фрагменты, сопоставление содержания картин с уже известными прозаическими, поэтическими или музыкальными произведениями.

При рассматривании произведений изобразительного искусства обращается внимание на технику выполнения рисунка, на особенности композиции и колорита, на ритм и другие средства выразительности. Здесь важно выявить те методы и средства, которые могут применить дети в своей практической деятельности. Очень важным моментом является систематическое рассматривание художественных произведений на уроках рисования. Также рисование по памяти даётся для развития образного мышления, образной памяти и др.

Следует не забывать и об учёте индивидуальных и возрастных возможностях школьников. Младшие школьники легче усваивают материал, если идти от практики к теории. Любая работа с художественными произведениями не должна быть стихийной. Для этого нужна особая методика знакомства с произведениями искусства, направленная на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний. Необходима особая методика знакомства с художественным произведением, в частности с изобразительным искусством и поэзией. ЗАДАЧИ этой методики следующие: - развитие наблюдательности детей при восприятии художественных произведений; развитие умения "расшифровывать" произведения искусства; - развитие умения использовать свои наблюдения в художественной деятельности; развитие у детей умения рассказывать о произведениях искусства, откликаясь на выразительные средства; - развитие навыков общения по поводу искусства, способности мыслить в области искусства.

Чтобы уроки были эффективными, следует, прежде всего, продумать количество произведений, -отбираемых для показа, и возможности их восприятии учащимися. Вопросы, их характер и последовательность следует составлять в зависимости от возраста детей, от уровня их подготовленности и от задач урока. В начальных классах задаются вопросы, относящиеся к содержанию произведения, его настроению, характеру связи с явлениями действительности, к выразительным средствам, а также к оценке произведений детьми. Очень важно, чтобы ребёнок задумался, какие чувства испытывал сам художник, когда создавал ту или иную картину, как он относился к героям своей картины, как их понимал, кого любил, жалел, кем он восхищался, кого осуждал, какие чувства он хотел вызвать у зрителя. Надо дать ребёнку понять, что в картине нет ничего случайного, что её общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов - всё служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств. Ребёнок должен понять все эти средства выразительности и научиться применять их в своей самостоятельной творческой работе.

Анализ произведений живописи основывается на колорите полотна. Это позволяет сделать вывод о переданном художником настроении и самостоятельно подойти к трактовке сюжета произведения. Но этого не достаточно, особенно для произведений бытового, исторического и сказочного жанров. Следует продолжить работу и включить в анализ такие компоненты, как обращение к традициям и обрядам народа и выявление религиозных событий.

76.Використання колективних форм роботи на уроках образотворчого мистецтва.

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется то, что сейчас называют креативностью. В современной практике школы довольно редко используются индивидуально-коллективные формы работы учащихся.

Коллективная работа, возникающая на базе дифференцированной работы учащихся, должна иметь следующие признаки: - класс воспринимает данное учителем задание, как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку; - организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя; - действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; - есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений: - каждый имеет право высказывать любую точку зрения; - отстоять ее убедительной аргументацией;- обязан выслушать и понять другого; - терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное; - нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела. Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса. Групповые формы можно подразделить на звеньевую, бригадную, кооперировано-групповую и дифференцированно-групповую. Звеньевая форма обучения предполагает организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность временных групп учащихся, специально сформированных для выполнения определенных заданий. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и с одинаковым уровнем сформированное™ учебных умений и навыков. К групповым формам относят также парную работу учащихся.

Особый подход требуется при определении коллективного вида обучения. Не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной. Коллективное обучение - это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

77.Методика викладання основ шрифтової грамоти у 1 - 4, 5 - 7 класах.

Задачи: получить представление о самых известных видах шрифта; кратко ознакомиться с элементами букв и основными параметрами шрифта; понять идею конструирования простейшего стандартного чертежного шрифта и научиться его писать.

В младших классах надо начинать с того, чтобы дети научились по шаблонам обводить буквы... Либо разбить строку для написания шрифта на клетки, при помощи вспомогательных линий. Разные буквы, разный наклон и т.д. Чем старше дети, тем больший объем творческой работы они должны проводить сами.

В педагогической практике для решения учебно-воспита­тельных задач часто необходимо создавать учебные пособия, альбомы, стенные газеты, лозунги, плакаты, фотомонтажи, выставки. Чтобы эти работы отвечали своему назначению, их содержание определенным образом организуется, оформляется, то есть приобретает наиболее наглядную и эмоционально-выра­зительную форму. Оформление осуществляется в основном графическими средствами, поэтому оно в быту часто назы­вается оформительской графикой.

Шрифтом называют определен­ное начертание букв алфавита. Как известно, все буквы ал­фавита имеют свою форму и вместе с тем в начертании каж­дой из них есть общие признаки и закономерности, при­дающие шрифту целостный графический строй. Рисунок шрифта тесно связан с конструкцией букв алфа­вита. Каждая буква состоит из структурных элементов — штрихов. Они бывают трех видов: основные, соединительные и засечки.

Основными называют штрихи, определяющие основу формы буквы. Поэтому их во многих шрифтах выделяют, увеличивая толщину. Соединительными штрихами называют элементы, соеди­няющие основные штрихи и образующие с ними конструктив­ную форму буквы. Засечками называют дополнительные штрихи, заверша­ющие основные и соединительные элементы. Они придают за­конченность букве, четкость строчке и единообразие шрифту.

Стандартный шрифт прост и общедоступен. Основные и соединительные элементы одинаковой толщины, засечки от­сутствуют. Широко применяется в учебно-оформительской и выставочной практике.

Трафаретный шрифт имеет много вариантов, но всем им свойственна простота начертания.

Построение буквы того или иного шрифта обычно начинают с определения пропорций, то есть отношения ширины к высоте. Нередко оба размера берутся равными, тогда надпись кажется широкой, размашистой, свободной. Но чаще всего ширина берется меньше высоты, что делает надпись плотной и убо­ристой. Для построения буквы берут нужную пропорцию и по ней вычерчивают квадрат или прямоугольник, определяющие гра­ницы буквы. В зависимости от размера и светлоты шрифта устанавливают толщину основного штриха в качестве модуля буквы, которая должна кратно разделить стороны пост­роенной геометрической фигуры на части. По нанесенным де­лениям вычерчивают модульную сетку, с помощью которой рисуют основные, соединительные штрихи и засечки. Учиты­вая особенности зрительного восприятия, вносят некоторые оптические поправки, уравновешивающие букву. Так, средние соединительные штрихи рисуют чуть выше средней горизон­тальной линии, верхние полукруглые элементы меньше нижних, основные штрихи круглых букв — толще, высоту круглых и остроконечных букв — несколько больше высоты строчки, а толщину горизонтальных элементов — меньше толщины вертикальных.

Нарисованную карандашом букву покрывают тушью или краской. Сначала обводят контур тонкой кистью от руки или рейсфедером по линейке. Затем широкой мягкой кистью за­крывают толстые элементы буквы заливкой ровно и аккуратно. Образовавшиеся неровности и заусеницы в контуре поправляют тонкой кистью, остроконечным пером той же краской или бе­лой гуашью.

Для ускорения процесса буквенного письма применяют плакатные перья.

Удобочитаемость текста и стилевое единство композиции достигаются в шрифтовой гра­фике совокупностью следующих условий:

1. Начертание всех букв текста должно соответствовать конструктивно-стилевым особенностям используемого шрифта. Например, нельзя в текст, написанный гротеском, вводить буквы из антиквы.

2. Одноименные буквы на всем протяжении текста надле­жит писать одинаково.

3. Форма, размер и положение засечек соблюдаются у всех букв.

4. Одноименные пробелы в тексте должны быть одинаковы.

5. В окраске букв нужно избегать многоцветной пестроты.

6. Хорошая шрифтовая композиция всегда уравновешена и цельна.