Тема 40. Информационная технологическая система
Структурно-функциональная модель информационной технологической системы.
Основные технологические подсистемы и их функции. Документированная информация и запросы пользователей как предметы информационной технологии. Подсистема информационных процессов. Подсистема ресурсов и средств. Подсистема нормативно-методического обеспечения. Подсистема организационного управления и контроля качеством. Информационные продукты и услуги, отвечающие запросом пользователей.
Принципиальная схема функционирования информационной технологической системы. Взаимосвязь и взаимозависимость технологических подсистем.
Классификация информационных систем. Информационно-поисковые системы (ИПС). Гипертекстовые системы. Интеллектуальные информационные системы.
ЛИТЕРАТУРА
Айгистов, Р.А. Концепция развития Российской книжной палаты / Р.А. Айгистов // Библиография. – 2000. – №6. – С. 14-23.
Алешин, Л.И. Организация и технология обеспечения АБИС: учеб. пособие / Л.И. Алешин – Москва: ГПНТБ России, 2010. – 292с.
Воройский, Ф.С. Информатика. Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах: Энциклопед. словарь-справочник / Ф.С. Воройский – Москва: Физматлит, 2006. – 767с.
Вохрышева, М.Г. Библиографоведение / М.Г. Вохрышева, В.А. Фокеев // Библиотечная энциклопедия. – Москва, 2007. – С.134 138.
Вохрышева, М.Г. Библиографоведение на границе веков: методологические заметки / М.Г. Вохрышева // Библиография. – 1999. – № 6. – С. 3 – 14.
Вохрышева, М.Г. Теория библиографии: учеб. пособие / М.Г. Вохрышева. – Самара: СГАКИ, 2004. – 368 с.
Гаранина, С.П. Книга как объект изучения: учеб. пособие / С.П. Гаранина – Мсква: МГУКИ, 2009.- 258с
Голицина, О.Л. Информационные технологии: учебник / О.Л. Голицина, Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – Москва: Форум, 2009. – 608 с.
Гончаров, М.В. Практическая реализация библиотечного Интернет-комплекса: научно-практическое пособие / М.В. Гончаров. – Москва: ФАИР-Пресс, 2005. – 191с.
Гордукалова, Г.Ф. Анализ информации: технологии, методы, организация: учеб.-практ. пособие / Г.Ф. Гордукалова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2009. – 508 с.
Добрынина, Н.Е. Рекомендовать - значит просвещать / Н.Е. Добрынина // Мир библиографии. – 1998. – № 1. – С. 19-22.
Зиновьева, Н.Б. Формирование личности нового типа / Н.Б. Зиновьева // Библиография. – 2000. – №1. – С. 33 - 39.
Зупарова, Л.Б. Аналитико-синтетическая переработка информации: учебник / Л.Б. Зупарова, Т.А. Зайцева; под ред. Ю.Н. Столярова.- Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2007. – 400 с.
Информатика: учебник / под ред. Н.В. Макаровой. – Москва: Финансы и статистика, 2006. – 765с.
Информационно-библиографическое обеспечение гуманитарных сфер: путеводитель / сост. И.Г. Моргенштерн.-Челябинск, 2000. – 33 с.
Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д.Я. Коготков. – Санкт-Петербург: Профессия, 2003. – 304 с.
Коршунов, О.П. Библиографоведение: Основы теории и методологии: учебник / О.П. Коршунов, Т.Ф. Лиховид, Т.А. Новоженова; под. ред. О.П. Коршунова – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2009. – 336 с.
Коршунов, О.П. Концепция начала общей теории библиографии / О.П. Коршунов // Библиография. – 2006. – № 1. – С. 99-108.
Лаврик, О.А. ИРИ и ДОР: современное состояние и перспективы развития / О.А. Лаврик, И.Г. Юдина // НТИ. – Сер. I.– 2008. – №2. – С. 14-19.
Моргенштерн, И.Г. Общее библиографоведение : учеб. пособие / И.Г. Моргенштерн. – Санкт-Петербург.: Профессия, 2005. – 208 с.
Российское библиографоведение : итоги и перспективы : сб. науч. ст. / сост. и предисл. Т.Ф. Лиховид ; науч. ред. Т.Ф. Лиховид. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 682 с.
Сбитнева, А.А. Документоведение: учеб.- метод. пособие / А.А. Сбитнева. – Москва: МГУКИ, 2003.- 36с.
Справочник библиографа / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – 3-е изд., испр. и перераб. – Санкт-Петербург: Профессия, 2005. – 591 с.
Шрайберг, Я.Л. Интернет-ресурсы и услуги для библиотек: учеб.-справочное пособие / Я.Л. Шрайберг, М.В. Гончаров. – Москва: Либерея, 2001. – 69с.
ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ИТОГОВОМУ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Основные этапы развития отечественного библиотековедения.
Сущность библиотековедения как науки (объект, предмет). Дифференциация и интеграция библиотековедческого знания.
Методология и научная методика библиотековедения.
Типология библиотек как общетеоретическая проблема.
Состояние и перспективы международного сотрудничества в области библиотечного дела.
Концепция библиотечного обслуживания в информационном обществе.
Общая характеристика развития и современного состояния изучения чтения.
Современная номенклатура библиотечных услуг.
Библиотечный менеджмент: объект, предмет, принципы, функции.
Система управления библиотечным делом Российской Федерации: задачи, принципы, уровни и органы управления.
Понятие и сущность библиотечного маркетинга.
Современные подходы к управлению персоналом библиотеки: кадровое планирование и мотивация труда.
Библиотечный фонд как система. Теория формирования библиотечного фонда.
Моделирование библиотечного фонда.
Комплектование библиотечного фонда.
Процессы организации библиотечного фонда.
Хранение и защита библиотечного фонда.
Система документальных коммуникаций как среда функционирования библиографической информации. Документ как объект библиографирования.
Библиографическая информация как исходное понятие библиографоведения. Основные общественные функции библиографической информации.
Библиографическая деятельность: структура, задачи, принципы.
АСПИ: сущность, назначение. Общая характеристика составляющих процессов.
Автоматизация АСПИ. Формат МАРК, его варианты. Национальный формат.
Библиографическая запись: определение, назначение, характеристика составляющих элементов.
Индексирование документов: систематизация, предметизация, координатное индексирование.
Библиографоведение как научная дисциплина.
Видовая классификация библиографии.
Справочно-библиографический аппарат библиотеки: определение, функциональное назначение, состав в библиотеках разных типов. Понятие «виртуальный СБА».
Система изданий государственной библиографии. Общая характеристика современного состояния.
Современная организация и технология библиографического обслуживания в библиотеке.
ИНИОН и ВИНИТИ как центры отраслевой научно-вспомогательной библиографии.
Потребители отраслевой библиографической информации.
Библиографическое обеспечение отрасли.
Отраслевой документальный поток как объект библиографической деятельности.
Система библиографических пособий: классификация.
Классификация документов.
Структура книги.
Информация и ее свойства.
Классификация информационных систем.
Информационные продукты и услуги.
Информационная технологическая система.
- Содержание
- Пояснительная записка
- Библиотековедение Общее библиотековедение
- Тема 1. Основные этапы развития отечественного
- Тема 2. Сущность библиотековедения как науки
- Тема 3. Методология и научная методика
- Тема 4. Типология библиотек
- Тема 5. Состояние и перспективы международного
- Библиотечное обслуживание
- Тема 6. Концепция библиотечного обслуживания
- Тема 7. Общая характеристика развития
- Тема 8. Современная номенклатура
- Библиотечный менеджмент
- Тема 9. Библиотечный менеджмент: объект, предмет,
- Тема 10. Система управления библиотечным делом
- Тема 11. Понятия и сущность библиотечного
- Тема 12. Современные подходы к управлению
- Библиотечный фонд
- Тема 13. Библиотечный фонд как система.
- Тема 14. Моделирование библиотечного фонда
- Тема 15. Комплектование библиотечного фонда
- Тема 16. Процессы организации библиотечного фонда
- Тема 17. Хранение и защита библиотечного фонда
- Общее библиографоведение Основы теории библиографии
- Тема 18. Система документальных коммуникаций
- Тема 19. Библиографическая информация
- Тема 20. Библиографическая деятельность:
- Тема 21. Аспи: сущность, назначение.
- Тема 22. Автоматизация аспи. Формат марк,
- Тема 23. Библиографическая запись: определение,
- Тема 24. Индексирование документов: систематизация,
- Тема 25. Библиографоведение как научная дисциплина
- Тема 26. Видовая классификация библиографии
- Библиографическая рабора в библиотеке
- Тема 27. Справочно-библиографический аппарат
- Тема 28. Система изданий государственной
- Тема 29. Современные организация и технология
- Отраслевое библиографоведение
- Тема 30. Инион и винити как центры отраслевой
- Тема 31. Потребители отраслевой
- Тема 32. Библиографическое обеспечение отрасли
- Тема 33. Отраслевой документальный поток
- Тема 34. Система библиографических
- Документоведение
- Тема 35. Классификация документов
- Тема 36. Структура книги
- Информатика
- Тема 37. Информация и ее свойства
- Тема 38. Классификация информационных систем.
- Информационные технологии
- Тема 39. Информационные продукты и услуги
- Тема 40. Информационная технологическая система
- Квалификация «библиотекарь-библиограф, преподаватель»
- Тема 1. Психологические основы читательской
- Тема 2. Организация и методы
- Тема 3. Психология взаимодействия читателя и текста.
- Тема 4. Специальные /специализированные/
- Тема 5. Типологизация и диагностирование чтения
- Тема 6. Становление и развитие библиотечно-информационного образования в России
- Тема 7. Урок как основная форма организации
- Тема 8. Лекция как дополнительная форма
- Тема 9. Методика подготовки и проведения семинаров.
- Тема 10. Формы контроля и оценки знаний учащихся..
- Тема 11. Социальная работа библиотек как
- Тема 12. История развития социальной работы
- Тема 13. Специализированное библиотечное
- Тема 14. Социальное обслуживание лиц
- Тема 15. Функции и назначение работы библиотек
- Тема 16. Традиции просветительства
- Тема 17. Педагогическое мастерство библиотекаря
- Тема 18. Профессиональная компетентность библиотекаря
- Тема 19. Речевая культура библиотекаря-педагога
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификации «библиотекарь-библиограф, преподаватель»
- Квалификация «менеджер информационных ресурсов»
- Тема 1. Государственная библиотечная политика:
- Тема 2. Система управления библиотечным
- Тема 3. Правовое регламентирование
- Тема 4. Внутренняя нормативная документация
- Тема 5. Менеджмент библиотечно-информационной
- Тема 6. Организационные структуры управления
- Тема 7. Планирование как функция управления
- Тема 8. Контроль как компонент управления библиотекой
- Тема 9. Библиотечный коллектив как объект управления
- Тема 10. Современные подходы к управлению
- Тема 11. Руководитель в системе управления
- Тема 12. Библиотечная статистика: предмет, задачи, методы
- Тема 13. Ресурсное обеспечение функционирования
- Тема 14. Фандрейзинг в практике библиотеки:
- Тема 15. Понятие и сущность маркетинга
- Тема 16. Маркетинговая среда библиотеки:
- Тема 17. Маркетинговые коммуникации в
- Тема 18. Реклама в библиотеке: функции, виды,
- Тема 19. Методическое обеспечение библиотечной
- Тема 20. Управление инновационными процессами
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификация «менеджер информационных ресурсов»
- Квалификация «технолог автоматизированных информационных ресурсов»
- Тема 1. История появления компьютеров и этапы
- Тема 2. Основные области применения компьютеров
- Тема 3. Доступ к мировым библиотечным ресурсам
- Тема 4. Оптические диски cd–rom и системы
- Тема 5. Системы штрихового кодирования и
- Тема 6. Системы защиты фонда: проблемы
- Тема 7. Электронные библиотеки (эб)
- Тема 8. Электронные ресурсы – определения,
- Тема 9. Электронные ресурсы – типология и
- Тема 10. Электронные ресурсы – каталоги,
- Тема 11. Суть авторского права, основные положения,
- Тема 12. Системы управления правами на
- Тема 13. Автоматизированная библиотечно-информационная
- Тема 14. Укрупнённое организационно-функциональное
- Тема 15. Основные подсистемы абис и их
- Тема 16. Концептуальное проектирование и
- Тема 17. Корпоративные библиотечно-информационные
- Тема 18. Законодательный уровень обеспечения
- Тема 19. Общие понятия лингвистического обеспечения
- Тема 20. Классификационные языки
- Вопросы к итоговой государственной аттестации по квалификации «технолог автоматизированных информационных ресурсов»
- Квалификация «референт-аналитик информационных ресурсов»
- Тема 1. Информационные ресурсы общества:
- Тема 2. Проблемы дифференциации и типизации
- Тема 3. Дифференциация потребителей отраслевой
- Тема 4. Документальные информационные ресурсы:
- Тема 5. Типологическая структура документальных
- Тема 6. Библиографические информационные
- Тема 7. Фактографические информационные
- Тема 8. Мировые информационные ресурсы:
- Тема 9. Информационные ресурсы Российской
- Тема 10. Характеристика информационных
- Тема 11. Особенности рынка информационно-аналитических продуктов и услуг в России: факторы и основные тенденции развития
- Тема 12. Информационно-аналитические продукты:
- Тема 13. Характеристика
- Тема 14. Отраслевые библиографические продукты
- Тема 15. Маркетинг отраслевых библиографических
- Тема 16. Реклама и pr как инструмент маркетинга
- Тема 17. Информационно-аналитическая деятельность
- Тема 18. Основные закономерности формирования
- Тема 19. Информационно-аналитические службы в
- Тема 20. Информационно-аналитические технологии:
- Вопросы к государственным экзаменам по квалификации «референт-аналитик информационных ресурсов»
- Степень бакалавр. Профиль «организация деятельности детских, школьных и юношеских библиотек»
- Раздел 1. Библиотечное обслуживание детей и юношества
- Тема 1. Современные концепции деятельности
- Тема 2. Ведущие направления в развитии теории и
- Тема 3. Методология и методы изучения юных
- Тема 4. Характеристика чтения современных детей
- Тема 5. Индивидуальный подход в читательском
- Тема 6. Коллективная творческая деятельность
- Тема 7. Школьная библиотека как центр
- Тема 8. Педагогические основы взаимодействия
- Раздел 2. Социология и психология детского и юношеского чтения
- Тема 9. Психологическая поддержка чтения
- Тема 10. Психологические особенности восприятия
- Тема 11. История социологического изучения
- Тема 12. Современное состояние чтения детей и
- Тема 13. Детское и юношеское чтение в
- Тема 14. Организация и методика изучения
- Раздел 3. Библиография литературы для детей и юношества
- Тема 15. Возникновение и основные этапы
- Тема 16. Видовая классификация библиографии
- Тема 17. Организация библиографической работы
- Тема 18. Содержание и организация
- Тема 19. Методика библиографирования детской
- Тема 20. Формирование информационной
- Вопросы к итоговой государственной аттестации: степень бакалавр. Профиль «организация деятельности детских, школьных и юношеских библиотек»
- Критерии оценки итогового междисциплинарного экзамена по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
- Примеры библиографических записей, содержащих библиографическое описание и заголовок
- Оглавление
- Глава I. Цнсхб расхн: история создания………………………..5
- Глава II. Информационные ресурсы цнсхб..……………………12
- Глава III. Информационно-библиографическое обслуживание специалистов агропромышленного комплекса в цнсхб………36