logo search
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры

Человеческая история насчитывает, согласно современным научным данным, около 5 млн лет. В те­че­ние бóльшей части этого времени протекал процесс выделения человека из животного мира. Культурообразующая функция формировалась у че­ло­ве­ка очень медленно, постепенно, вместе с про­из­вод­ством первых орудий труда. Архаический(древнейший) тип культуры можно условно разделить на две части:культура бытовая(или материальная) икуль­ту­ра ментальная (или духовная), то есть та, которая возникла как следствие познания человеком окружающего мира, как отражение, ответное действие человека на проявления окружающего мира. Под первобытной культурой принято понимать культуру, которая существовала у на­ро­дов, живших более 30 ты­с.1лет назад, или у на­ро­дов, чьи традиции и жиз­нен­ный уклад соответствует этому времени, сохранившись в нет­ро­ну­том виде до наших дней.

Складывание материальной культуры началось более 2 млн лет назад. Стадии становления человеческого общества представлены в табл. 1. Согласно современным данным, первой стадией становления будущего человеческого общества явилось первобытное стадо. В те­че­ние этого огромного периода времени пралюди модифицировали орудия труда из камня, дерева и кос­ти, создавали жилища, устраивали захоронения.

Таблица 1

Стадии становления человеческого общества

Каменный век

2,6 млн – 4 тыс. лет до н. э.

Палеолит (древний каменный век)

2,6 млн – 10 тыс. лет до н. э.

Мезолит (средний каменный век)

10–6 тыс. лет до н. э.

Неолит (новый каменный век)

6–4 тыс. лет до н. э.

Мед­но-ка­мен­ный век

4–3 тыс. лет до н. э.

Бронзовый век

2–1 тыс. лет до н. э.

Железный век

Начался около 1 тыс. лет до н. э.

Узнать о том, как жили тогда люди, что было для них значимым, как они строили свои отношения друг с дру­гом и с окружающим миром, мы можем, используя достижения различных наук: археологии, этнографии, фольклористики. Ученые располагают находками, свидетельствующими, что уже более 2 млн лет назад обезьянолюди, которых назвали презинджантропами, пользовались галечными орудиями труда (булыжниками, заостренными при помощи сколов). Останки презинджантропов найдены в Вос­точ­ной Африке (в ущелье на границе Танзании и Ке­нии), данную разновидность предчеловека назвали homo habilis (человек умелый).Неандертальцы, жившие в про­ме­жут­ке от 100 до 40 ты­с. лет назад (этот период называется Мустьерской эпохой), согласно данным археологии, владели 62 ти­па­ми каменных орудий труда, среди которых основными были рубило и скреб­­ло.Мустьерский человек, неандерталец, охотился на крупных животных: мамонтов, носорогов, бизонов, медведей и прод­ви­нул­ся, согласно данным по России, вплоть до Полярного круга.

Уже неандертальцы погребали своих покойников с соб­лю­де­ни­ем определенных ритуалов: ориентировали головой на запад или восток, рядом укладывали каменный нож или другое оружие, окружали костями животных; могли накрыть лопаткой мамонта или каменной плитой. Обнаружено много следов действий мустьерского человека, которые невозможно объяснить непосредственно практическими целями. Так, в аль­пийских пещерах Драхенлох (Швейцария) и Пе­тер­с­хе­ле (Германия) нашли уложенные в ка­мен­ные ящики черепа медведей; во французской пещере Регурду – захоронение медведя в коль­це­вой опалубке из каменных глыб; в пе­ще­ре Базуа (Италия) на расстоянии 400 м от входа – следы метания кусками глины в ог­ром­ный сталагмит, который своими очертаниями напоминал зверя. Все это представляет собой свидетельство духовной деятельности неандертальцев. В этот же период зародилась сфера деятельности, в ко­то­рой можно увидеть зачатки первобытного искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные куски охры, которые археологи находят в стойби­щах мустьерской эпохи. Во Франции в гро­те Пеш де л’Азе неандертальцы затачивали куски охры в ви­де карандашей, на других стоянках их растирали в по­ро­шок, которым окрашивали тело, шкуры, использовавшиеся как одежда. Находят археологи также простейшие орнаменты на скалах и труб­ча­тых костях в ви­де параллельных полос и от­но­си­тель­но симметричных пятен.

Следующая стадия развития первобытного общества – родовая община. Граница между этими двумя ступенями соответствует границе между эпохами нижнего(или древнего) ивер­хне­го(или позднего)палеолита. Именно тогда, т. е. 40 ты­с. лет назад, последний тип формирующегося человека – неандерталец – сменился человеком современного типа. Останки homo sapiens (человека разумного) были найдены в пе­ще­ре Кро-Мань­он на юге Франции (отсюда название «кроманьонец, кроманьонский человек»).

Традиционно начало собственно культурной деятельности человека ученые относят к пе­ри­оду верхнего палеолита (40–10 тыс. лет до н. э.). В крем­ни­евой «индустрии» этой эпохи ученые выделяют до 92 ти­пов орудий. Широко используются новые материалы для изготовления оружия и инстру­мен­тов: кость, рог, бивень мамонта. Известны составные орудия (например, трубчатая кость, в паз которой вставлены кремниевые лезвия) и пер­вые механизмы для метания дротиков на большие расстояния; изумление вызывают тончайшие костяные иглы для шитья одежды и со­вер­шен­но симметричные листовидные наконечники копий и дро­ти­ков, сделанные из кремния.

Самые первые образцы палеолитического искусства были обнаружены в пе­ще­рах Франции в се­ре­ди­не XIX в. До нас дошли более 10 ты­с. изображений. Древнейшие из них найдены в гроте Ля Ферасси и пещере Ля Мадлен. Это гравировки на кусках камня и кос­тя­ных пластинах, воспроизводящие (еще грубо и не­уме­ло) фигуры зверей. Рядом с эти­ми фигурами имеется схематичное изображение женского пола. Так выражалась, как считают ученые, жизненно важная идея – идея непрерывного размножения промысловых животных. В 1879 г. в Пи­ре­нейских горах (Испания) была открыта глубокая пещера, названная Альтамирой, на стенах и по­тол­ке которой рукой первобытного художника были изображены кабаны, зубры, олени. Наибольшей известностью среди подобных находок (на сегодняшний день их насчитывается более сотни) пользуется открытая в 1940 г. пещера Ласко (Франция, недалеко от местечка Монтильяк), где найдены сотни фигур оленей, бизонов, козлов, лошадей, быков, носорогов: желтых, крас­ных коричневых, обведенных темными линиями, выполненных практически в на­ту­раль­ную величину и в различных позах. Именно в этой французской пещере была обнаружена редкая попытка изобразить массовую сцену с ка­ким‑то сложным сюжетом. Среди животных встречаются фигуры людей, однако они крайне стилизованные, в от­ли­чие от животных, которые изображены весьма натуралистично. На изображениях животных найдены следы ударов камней, копий и дро­ти­ков, рисунки находятся в пе­ще­рах глубоко под землей – это свидетельство магических ритуалов, предшествовавших охоте. Точность и ос­тро­та наблюдений, отраженных в об­ра­зах животных, очевидно, определялись повседневным опытом древних охотников, вся жизнь и бла­го­сос­то­яние которых зависели от знания образа жизни и ха­рак­те­ра животных, от умения выследить и поймать их. Проникновение в жизнь зверей являлось характерной и важ­ной частью психологии древнейших людей.

Наряду с рель­ефа­ми(изображениями на плоскости) появляетсякруглая скульптура(т. е. свободно размещающаяся в прос­тран­стве и тре­бу­ющая кругового обзора). Как правило, это были женские статуэтки, так называемыепалеолитические (первобытные)венеры, изображавшие Бо­ги­ню-Мать (всеобщую прародительницу всего живого на земле), поклонение которой характерно для данной культуры (об этом подробнее см. ниже). «Наиболее ранним образцом палеолитических венер, вероятно следует считать “протоскульптуру” из Берекат Рам в Из­ра­иле, чей возраст, вроде бы, превышает 233 тыс. лет. Это грубое изображение, но, несомненно, женское»1. Встречаются также скульптурки животных из камня, бивня мамонта, из кости, даже из глины, смешанной с кос­тной золой. В от­кры­той вслед за испанской Альтамирой пещере Мотеспан (Франция) были обнаружены остатки трех скульптур, изображавших пещерных львов. На шее и гру­ди одного льва были отчетливо видны следы от дротиков и ко­пий, которые первобытные люди бросали в эту скульптуру. Другие же две скульптуры были полностью разбиты в ре­зуль­та­те частого в них попадания. Таким образом, «неразрывно сочетаются художественное (рисование или живопись натуральными, из минералов, красками), спор­тив­но-сос­тя­за­тель­ное (попадание в ми­шень) и, главное, религиозное (в ви­де простейшей “уподобительной” магии) начала» 2.

Палеолитическое искусство доставляло людям того времени удов­летворение соответствием изображений природе, четкостью и сим­­мет­рич­ным расположением линий, цветовой гаммой. Простейший орнамент встречается на самых простых бытовых предметах, которым подчас придавалась скульптурная форма (например, рукоятки ножей, копьеметалок превращались в фи­гур­ки животного или птицы). Изобразительная практика позже дала начало древнейшей письменности – пиктографии, т. е. рисунчатому письму (от лат. pictus – нарисованный и гр. grapho – пишу), появившейся вследствие необходимости передавать и хра­нить информацию. Позднее, уже за пределами анализируемой эпохи, пиктография развивалась в иде­ог­ра­фию (от гр. idea – понятие), которая представляет собой письмо иероглифами – это зна­ки-ри­сун­ки, обозначавшие слова или слоги. Следующим этапом эволюционирования письменности было алфавитное письмо, в ко­то­ром буквы на письме обозначают звуки. Эти два поздних варианта письменности сохранились до наших дней и ши­ро­ко используются.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляс­ки. Первобытные танцы в боль­шин­стве своем были подражательными. Они имитировали сцены собирательства, охоты, рыболовства, брачные игры животных и т. п., что также говорит о ма­ги­чес­ком характере этих действий: например, весной природу побуждали проснуться, чтобы инициировать процессы воспроизводства потомства промысловыми животными и пти­ца­ми. Были также военные танцы. Зарождение танца относится к мад­лен­ской эпохе. Во многих племенах песни и тан­цы обозначают одним словом, что свидетельствует о том, что эти два вида первобытного искусства тесно связаны. Песни древних людей состояли из ритмизованной речи. Основой являлся речетатив, а ме­ло­дия возникла гораздо позже. Именно люди эпохи палеолита создали все виды музыкальных инструментов – ударные (из кости, дерева или натянутого куска кожи), струнные или щипковые (прототипом явился лук с на­тя­ну­той тетивой) и ду­хо­вые инструменты из полого дерева или трубчатой кости. Особенно широкое распространение получили трещотки и ба­ра­ба­ны.